http://gorodskoyportal.ru: Эх, пойдет голосование…
В это воскресенье для орловцев настанет, как пел неподражаемый Сергей Шнуров, «великий день» — день выборов губернатора. Гражданам дадут в руки бюллетени, чтобы «в графу поставить крест». И пойдет голосование… По информации облизбиркома, 14 сентября в Орловской области будут работать 748 избирательных участков. Общая численность избирателей, по данным на 1 сентября, составляет 652 тысячи 329 […]
В это воскресенье для орловцев настанет, как пел неподражаемый Сергей Шнуров, «великий день» — день выборов губернатора. Гражданам дадут в руки бюллетени, чтобы «в графу поставить крест». И пойдет голосование…
По информации облизбиркома, 14 сентября в Орловской области будут работать 748 избирательных участков. Общая численность избирателей, по данным на 1 сентября, составляет 652 тысячи 329 человек. Как уверяют в областной избирательной комиссии, к выборам все готово. Правда, выборами предстоящее действо, на наш взгляд, если и можно назвать, то с большой натяжкой.
На днях Фонд развития граждансВоздушные шарыкого общества, которым руководит бывший начальник кремлевского управления внутренней политики Константин Костин, опубликовал доклад «Региональные выборы в 2014 году. Сценарии и прогнозы», где утверждается, что по-настоящему конкурентные выборы губернаторов могут состояться только в трех регионах из 30. В остальных выборы будут проходить по так называемому «референдумному» сценарию.
В докладе также четко говорится, чем конкурентные выборы отличаются от референдумных. Цитируем: «Конкурентные выборы – суть выборы, результат которых не предопределен. Точнее, победитель которых заранее не известен. Двое или более кандидатов борются за победу. Их шансы могут быть равными, примерно равными или даже очевидно неравными. Однако это не отменяет главного – победитель заранее не известен».
А вот «победитель референдумных выборов известен изначально. Его превосходство над остальными кандидатами очевидно. Избиратель на таких выборах голосует в первую очередь за или против «готового победителя». Чтобы проголосовать против него, он голосует за кого-то из остальных кандидатов. А те, соответственно, в лучшем случае, борются за второе место».
Стоит ли говорить, по какому сценарию пройдут выборы в Орловской области?Совершенно верно: орловским избирателям не придется выбирать губернатора из пяти имеющихся претендентов на губернаторское кресло. Нам предстоит проголосовать за или против готового победителя.
Референдумный сценарий выборов в Орловской области определили два фактора. Во-первых, коалиционная договоренность между «Единой Россией» и КПРФ: «ЕР» не стала выдвигать своего кандидата на выборы губернатора, а кандидат от КПРФ — врио главы региона Вадим Потомский пообещал включить в список претендентов на кресло сенатора в Совете Федерации «единороссов». Однако сильные конкуренты действующему главе региона нашлись и вне рядов «Единой России». В их числе можно назвать Ивана Мосякина, Виталия Рыбакова, Сергея Исакова. И все они выбыли из предвыборной гонки — их отозвали выдвинувшие их партии. Оставшиеся кандидаты реальной «опасности» для «готового победителя» не представляют. И это второй фактор, определивший сценарий выборов орловского губернатора.
Между тем, как отмечается в докладе, перед всеми участниками политического процесса по-прежнему стоит задача обеспечивать максимально возможную открытость, конкурентность и легитимность выборов.
И те, кто эту конкурентность не обеспечивает, подвергаются критике На самом высоком уровне. Как сообщает РБК (http://top.rbc.ru/politics/06/09/2014/947412.shtml), на днях первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин провел в Кремле встречу с 30 ведущими политологами, которые назначены наблюдать за ходом избирательных кампаний на местах. На встрече, в частности, говорилось, что многие действующие главы регионов отвыкли от публичной политики, не умеют общаться с избирателями — и этому их надо учить. Подверглось критике и понимание губернаторами легитимности выборов. «Некоторые губернаторы ошибочно считают, что легитимность выборов определяется цифрами, например высокой явкой, но в администрации президента дали понять, что легитимность определяется тем, насколько общество и местные элиты признают результат, говорит директор ИСЭПИ по исследованиям Александр Пожалов», — пишет РБК. То есть можно набрать необходимое количество голосов, можно — за счет бюджетников, студентов и прочих «подневольных» граждан — обеспечить приличную явку на выборы, однако, если в обществе будет четкое понимание того, что выбора у народа не было, легитимность такой власти можно поставить под сомнение. А значит и доверие граждан к этой власти будет соответственным. И здесь не помогут никакие ссылки на поддержку первых или вторых лиц государства, ни обещания миллиардных инвестиций, ни прочие популистские ходы. (Кстати, о поддержке. Как стало известно «Орловской среде», на последнюю неделю-полторы перед выборами были запланированы визиты в Орловскую область целого ряда министров и прочих статусных лиц федерального уровня. Однако внезапно, едва ли не в последний момент, все «высокие гости» приехать в Орел почему-то отказались. Рискнем предположить, что это нехороший знак для принимающей стороны).
Избрание, а тем более избрание на неконкурентных выборах, не является и гарантией безоговорочного доверия к избранному губернатору со стороны федеральной власти. Пример тому — отставка губернатора Брянской области Николая Денина с формулировкой «в связи с утратой доверия» (подробнее об этом читайте на стр.2). Как следует из комментария РБК политолога Дмитрия Орлова, «это сигнал губернаторам, которые будут избраны 14 сентября: в случае претензий из Москвы их не спасет легитимация своих полномочий через выборы». Услышат ли избранные «готовые кандидаты» этот сигнал, или — в эйфории после такого «всенародного избрания» — вовсе почувствуют себя неприкасаемыми? Вот вопрос…
Федор Крюков