СМИ об исследованиях

  |  02 сентября, 2014   |   Читать на сайте издания

http://gorno-altaisk.ru: Кандидат Бердников в объятиях у «принцессы» Укока

С выходом на финишную прямую претендентов на губернаторские посты Новосибирский филиал Фонда развития гражданского общества, созданного бывшим куратором внутренней политики в администрации президента РФ Константином Костиным, решил подвести некоторые промежуточные итоги. Их обнародовал Константин Антонов, доктор социологических наук, руководитель Новосибирского филиала Фонда ФорГО.
 
Достижениями в Республике Алтай и в Алтайском крае он называет хотя бы то, что оппозиция при всей критике действующей власти все же смогла зарегистрировать своих кандидатов, пусть и не всех. Особенностью нынешней политической ситуации в регионах, в том числе у нас в Республике Алтай, К.Антонов называет обязанность любого избранного губернатора проводить политику согласования интересов элит и разных групп населения. Всякие конфликты и противостояния свидетельствуют только о слабости управленческих стратегий, что и наблюдается в последние годы у нас в регионе.
 
Так или иначе, в соседнем Алтайском крае зарегистрирован коммунист Сергей Юрченко, которому «Единая Россия» помогала преодолевать муниципальный фильтр, а в Республике Алтай – Владимир Петров, кандидат от партии «Гражданская сила». Они и составят, по мнению К.Антонова, реальную конкуренцию действующим вр.и.о.
 
Открытость и конкурентность выборов могут преподнести «неприятные» сюрпризы, например, необходимость проведения второго тура. Анализируя ситуацию и электоральные предпочтения в регионах, К.Антонов прогнозирует второй тур в Республике Алтай и в Красноярском крае. Соперник дважды назначенного Александра Бердникова – Владимир Петров – назван «очень опытным политиком», пользующимся поддержкой значительной части населения. Для обоих регионов примечательно, что «главные» оппоненты выдвинуты вовсе не парламентскими партиями, что косвенно подтверждает кризис в рядах так называемой «системной оппозиции».
 
К.Антонов надеется, что после выборов 14 сентября начнется внимательное изучение опыта нынешней кампании для принятия совместных решений, в противном случае выборы теряют всякий смысл. Губернатор, который боится критики, обнаружения скелетов в шкафу, в дальнейшем обрекает себя на конфликты и снижение эффективности власти. Сказано в том числе для отставного генерала А.Бердникова. После выборов «скелеты» назад в шкаф не спрячешь, а запретами на обсуждение проблем их не решишь. И вряд ли допустимо в дальнейшем отстранять наиболее активных граждан (таких, как Урмат Князев или Сергей Михайлов) от участия в выработке и реализации управленческих решений.
 
Нужно договариваться, идти на компромиссы, предлагает политолог К.Антонов, вступать в коалиции и учитывать интересы разных групп населения. Именно публичная политика, а не традиционные неформальные внутриэлитные «междусобойчики». Привлечение активной части населения к участию в управлении территорий, его участие в разработке и реализации решений, использование других демократических процедур могут стать залогом устойчивого развития регионов, в том числе Республики Алтай. Губернаторам, несвободным от влияния тех или иных ФПГ, а то и вовсе ОПГ, нет места в ближайшем политическом будущем.
 
Главная особенность нынешних выборов - появление «несистемных партий», которые составляют реальную конкуренцию политическим «старожилам», в их числе либеральные партии «Гражданская платформа» и «Гражданская инициатива», выдвинувшие своих кандидатов, например, в Республике Алтай. И в этом ещё одно немаловажное преимущество нашего региона, обеспечивающего более-менее свободные выборы. В отличие от других. 
 
ПОЛИТОЛОГ Станислав Андрейчук, называя ФоРГО «околокремлевским», тем не менее соглашается с большинством оценок Константина Антонова. Если убрать из его анализа разбор конкретных ситуаций в регионах, то можно выделить три основных тезиса: 1) муниципальный фильтр играет позитивную роль, структурируя и укрепляя политическую систему; 2) губернаторы должны перестать считать себя местными князьками, для которых «Бог высоко, а царица далеко» - способность к диалогу и поискам компромиссов становится важнейшей профессиональной компетенцией; 3) сильный губернатор не должен бояться честных и открытых выборов, а слабый Кремлю не нужен.
 
С первым тезисом С.Андрейчук не соглашается. Он полагает, что в самом ФоРГО отлично понимают, что муниципальный фильтр сегодня – чудище пострашнее Франкенштейна, иначе не стали бы уже несколько месяцев подряд говорить о том, что его нужно смягчать. Фильтр отсекает случайных людей? Навряд ли, с этим сильно бы поспорил Алексей Сарычев из Алтайского края, которого трудно назвать маргиналом и случайным человеком. Да и как посчитать, кто из потенциальных кандидатов просто не стал выдвигать свою кандидатуру, понимая реальные шансы?
 
А вот под оставшимися двумя тезисами С.Андрейчук готов подписаться. Нельзя ради карьерных интересов одного барона ставить под сомнение сам институт выборов и легитимность власти. В конечном счете, это угрожает устойчивости и развитию всей страны. Не надо искать «майдан» где-нибудь в Турачаке – надо думать над тем, помогает ли губернаторская власть всем муниципалитетам или, напротив, только мешает им. «ГОЛОС» об этом говорит уже много лет, но раньше у официальных лиц это вызывало только отторжение. С.Андрейчук рад тому, что «хотя бы в этот раз мы оказались в одной упряжке» и выражает надежду, что избирательные комиссии, правоохранительные органы и действующие власти всех уровней тоже присоединятся к Кремлю и ГОЛОСу.
 
Большая проблема – позиция правоохранительных органов. Сотрудники полиции отчего-то считают, что председатели избиркомов люди непогрешимые, а часто воспринимают их чуть ли не как свое начальство. В случае с Республикой Алтай так оно, в общем-то, и есть: милицейские кадры повсеместно. Полицейским бывает довольно сложно объяснить, что наблюдатели, журналисты, представители кандидатов – точно такие же субъекты избирательного законодательства. И эти проблемы можно снять легко и совершенно безболезненно.
 
Бердников, Петров и Ромашкин – у кого весомее политический багаж? Этим вопросом озадачились полторы недели назад на «Сибинфо». Наша республика – один из немногих регионов России, где возможен второй тур на выборах губернатора, у всех троих кандидатов есть шанс на победу.
 
Бердников считается главным претендентом на пост главы. Но из всех четырех кандидатов удачного опыта участия в выборах у него нет. Казалось бы, он имеет отличное резюме. Но у него есть и не самые завидные для политика строчки в биографии. В 2001 году Александр Васильевич баллотировался на выборах главы Республики Алтай. В первом туре он набрал всего 9,67% (6-е место), а главой региона по итогам второго тура стал Михаил Лапшин.
 
Последние и предпоследние места в рейтингах глав субъектов – его стезя. Республика Алтай в последние годы прочно занимает исключительно нижние строчки в рейтинге бизнес-привлекательности, качества жизни, уровня доходов и так далее. Кроме того, согласно индексу избираемости глав субъектов РФ (выпуск от февраля 2014 года) вероятность его избрания в ситуации конкурентных выборов крайне низкая. Неисправимый двоечник в «кремлевском рейтинге» губернаторов; ниже среднего или низкие места - в рейтингах эффективности губернаторов.
 
«Сибинфо» называет также несколько громких скандалов, связанных с отставным генералом милиции/полиции, в том числе браконьерскую охоту на архаров с вертолета, в которой погиб полпред президента в Госдуме Александр Косопкин.
 
Владимира Петрова, кандидата от партии «Гражданская сила», называют главным конкурентом Александра Бердникова. Например, по данным одного из последних опросов в поддержу Петрова ("За кого из следующих кандидатов вы готовы проголосовать на выборах главы Республики Алтай, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье?) высказались 15,7% опрошенных. А за Бердникова 29%. То есть уже сейчас прослеживается неочевидность победы вр.и.о. губернатора в первом туре.
 
Возвращаясь к Петрову, «Сибинфо» приводит слова известного политика Владимира Рыжкова о том, что В.Петров был одним из создателей республики, «когда в начале 90-х Горно-Алтайская автономная область выходила из состава Алтайского края, получала статус республики, то он был одним из двух людей наряду с Чаптыновым. У него огромный авторитет в народе, причем, что очень важно, у него авторитет и среди русских, и среди алтайцев, среди казахов. То есть к нему относятся с большим уважением».
 
С ним связывают немало успехов в регионе, в частности, расширение системы энергоснабжения, улучшение инфраструктуры региона, строительство социальных объектов. После отставки правительства с ним во главе, В.Петров избирался депутатом парламента Республики Алтай. На губернаторских выборах в 2001 году в первом туре занял третье место (14.11%), однако и этот результат был заметно лучше, чем у Бердникова.
 
СКОРЕЕ ВСЕГО 14 сентября во всех 30 регионах победу одержат одобренные властью претенденты в губернаторы. Но эксперты «Независимой газеты» всё же выявили проблемные для Кремля субъекты РФ, где не исключены «чудеса» в виде второго тура или хотя бы приличного результата оппозиции. Это Красноярский край, республики Алтай и Якутия, Мурманская, Астраханская и Кировская области. «Чудеса», впрочем, произойдут не сами по себе, а лишь в результате более высокой, чем обычно, явки избирателей, указали эксперты.
 
Почти во всех названных регионах, в том числе у нас в Республике Алтай, есть сильный запрос на сменяемость власти, который, очевидно, сохранится и в случае победы выдвинутых властью кандидатов, представляющих собой в основном вр.и.о. губернаторов. Именно в связи с этими проблемными субъектами РФ в экспертном сообществе заговорили о кризисе кадров в «Единой России».
 
Кампания 14 сентября была бы куда более конкурентной, если бы власть сама столь радикально не зачистила бы сильных кандидатов от оппозиции. Проведенная штабом Бердникова «зачистка» в трех северных районах республики вызывала самые ехидные и саркастичные комментарии в СМИ. А в результате избранный на таких «референдумных выборах» губернаторский корпус будет относительно слабым. Хотя, конечно, даже сейчас сюрпризы и своего рода «чудеса» все-таки возможны.
Главную роль сыграет резкое повышение явки, которая на региональных выборах обычно редко превышает 50%. Низкая популярность кандидатов от власти вкупе с растущими антирейтингами (у Бердникова он на уровне 36%) теоретически сулят оппозиции некоторые шансы. Наглядный пример – это Республика Алтай, где против «старожила» (по определению «НГ») Александра Бердникова ведут борьбу достаточно известные в регионе политики – ее экс-премьер Владимир Петров («Гражданская сила») и Виктор Ромашкин (КПРФ).
 
Говоря о перспективах вр.и.о. губернатора Толоконского в Красноярском крае, глава Политической экспертной группы Константин Калачев предлагает учитывать такой фактор, как «выбор последнего дня», то есть предпочтения пока неопределившихся избирателей. «В то же время оппозиция может воспользоваться высоким антирейтингом того же Бердникова в Республике Алтай», - отмечает К.Калачев.
 
Губернаторские выборы пройдут без конкуренции в 27 регионах из 30, констатировали на прошлой неделе в РБК-Новосибирск. Лишь в трех регионах, где нынче предстоят выборы губернаторов, действующие главы регионов могут не одержать победу в первом туре, считают в близком к Кремлю фонде Константина Костина. Есть проблемы у местной власти в Красноярском крае, Республике Алтай и Астраханской области. В остальных регионах выборы будут похожи на референдумы о доверии губернатору, повторил эксперт прежние оценки. Власти добились этого с помощью муниципальных фильтров, уступчивости «системных партий» и просто административными методами.
В трех регионах, в т.ч. у нас в Республике Алтай, обозначилась вероятность второго тура, говорит руководитель Центра региональных исследований ФоРГО Виталий Иванов. В Республике Алтай, как и в Красноярске, отнять голоса у главы Александра Бердникова могут сразу два оппонента — экс-председатель местного правительства Владимир Петров и коммунист Виктор Ромашкин. Первый в основном собирает голоса этнических алтайцев, а второй — этнических русских, что повышает для Бердникова риск оказаться во втором туре, полагает В.Иванов.
 
Республика Алтай: Александр Бердников, принцесса Укока и второй тур. Именно так озаглавлен на «Региональных комментариях» прогноз, с которым выступил 27 августа Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии. Выборы в Республике Алтай обещают стать не просто конкурентными, считает авторитетный эксперт, но и преподнести сюрприз в виде практически неизбежного второго тура.
 
Социология свидетельствует об этом вполне очевидно. Из четверки кандидатов наибольший интерес представляют Бердников, Ромашин и Петров.
 
В активе у Бердникова - длительное служение республике на разных должностях, начиная с рядового участкового и заканчивая главой региона. В пассиве - незавидный электоральный опыт. В начале нулевых Бердников боролся за кресло главы региона, но занял лишь 6-е место. Республика далеко не лидер по качеству жизни, инвестиционной привлекательности и уровню доходов, повторил В.Хомяков предыдущие оценки. Напомнил про скандал с браконьерством на архаров, когда в результате катастрофы вертолета погиб Александр Косопкин, представитель президента в Госдуме. К этому стоит добавить, по его мнению, усталость от Бердникова республиканской элиты и ее раскол. Сумеет ли он ее консолидировать, большой вопрос.
 
Петрова называют главным конкурентом Бердникова - и не зря. Он считается отцом-основателем республики, когда в начале 90-х Горно-Алтайская автономная область обрела самостоятельность, выйдя из состава Алтайского края. В конце 90-х Петров был главой правительства, а после отставки он без проблем стал депутатом республиканского парламента. На выборах главы региона занял третье место (14%), опередил Ромашина и Бердникова.
 
Рейтинги этой тройки по последним опросам известны. А по части антирейтинга - явный лидер Бердников с результатом 36%, тогда как у Петрова и Ромашина 26% и 12% соответственно.
 
Видимо, эта неприглядная перспектива и подвигла вр.и.о. главы Бердникова, предполагает эксперт, выступить с экстравагантной инициативой. Он имеет в виду задуманные штабом Бердникова «похороны» мумии молодой женщины, найденной в начале 90-х на плато Укок. Нет смысла доказывать, что это - уникальнейшая находка, представляющая не только культурный, но и научный интерес, и невольно рождающая аналогии с мумией фараона Тутанхамона.
 
И вот эту уникальную мумию после встречи со старейшинами Бердников предложил захоронить, недоумевает В.Хомяков. Губернатор пошел на поводу у местных колдунов и прорицателей, полагающих, будто все беды республики связаны именно с тем, что потревожили принцессу - духи обиделись после этого и насылают на Горный Алтай всякие напасти. Тут и землетрясение в 2003 году, и крупный град, и заморозки, и майское наводнение. Как знать, иронизирует В.Хомяков, может быть и свои неудачи в сфере экономической и социальной политики Бердников намерен списать на незахороненную находку.
 
Научная общественность республики не сразу пришла в себя после шока от услышанного, назвав перспективу захоронения "средневековьем" и потребовала доступ к мумии для дальнейшего изучения. Очевидна узость мышления тех, кто старается свои промахи списать на рассерженных духов, полагает В.Хомяков. Поможет ли Бердникову «принцесса Укока» избежать второго тура? Московский эксперт не уверен. Да и федеральный центр вряд ли допустит, чтобы уникальная находка стала заложницей электоральных боев.