http://glagolurfo.com: Дубровский и Кокорин поведут новую генерацию губернаторов Путина
Два врио. губернатора в УрФО – Борис Дубровский (Челябинская область) и Алексей Кокорин (Курганская область), оставаясь бесспорными фаворитами на выборах 14 сентября, вводят новый политический формат для глав регионов по всей России. Очевидно, что во многом он станет модельным для всех будущих руководителей субъектов по всей России. Характер данных избирательных кампаний говорит о подчинении и интеграции демократических процессов в интересы стратегического развития региональных экономик, которые в состоянии обеспечить социальную стабильность. Глава ФоРГО Константин Костин в недавних интервью и отчете фонда определил подобный вид выборов, как референдумный, но вместе с тем отметил параллельный рост прозрачности и конкурентоспособности плебисцита. Дубровский и Кокорин настаивают в своих предвыборных обращениях к избирателям на восприятии деятельности власти, как измеримому и полезному результату. Аудит эффективности чиновников и их профессионализма, адаптация и внедрение бизнес-процессов, рост инновационности производств, грамотная оценка рисков и, прежде всего, привлечение инвестиций. Чуждые для массового избирателя категории, ввиду своей долгосрочности, но единственный козырь кандидата – его план-программа конкретных действий. Очевидно, аморфные политические декларации уже могут служить только «гарниром».
В двух соседних регионах УрФО идут избирательные кампании, которые мало чем различаются друг от друга. Врио. губернатора Борис Дубровский, назначенный президентом России Владимиром Путиным сразу после стремительной отставки Михаила Юревича, проповедует жесткий стиль управления и контроля деятельности, как подчиненных, так и формально независимых глав муниципалитетов. Каждую неделю пресс-служба администрации губернатора отчитывается об очередном «разборе полетов», которые были устроены министрам и чиновникам пониже. Очевидно, это свойственно топ-менеджеру – господин Дубровский прошел путь от слесаря до генерального директора и председателя правления ОАО «ММК». Что характерно, вся жизнь нынешнего врио. губернатора была так или иначе связана с Челябинской областью. Базис предвыборной программы – Стратегия развития до 2020 года.
Глава Зауралья Алексей Кокорин с 1996 года избирался жителями Щадринска главой города. Запустил, а потом и возродил Инвестиционный форум, что для уровня муниципалитета выглядит довольно экзотично. После назначения также провел несколько жестких разговоров с главами муниципалитетов, продемонстрировав жесткость в решении проблемы главы Шумихинского района, который попал в пьяное ДТП. Кокорину удалось за короткое время собрать целый пул крупных инвесторов: «МЕТРО Кеш анд Керри Россия» заинтересовалось строительством первого магазина в регионе. Кроме того, президент России Владимир Путин одобрил идею проекта транспортно-логистического центра стоимостью 17 млрд рублей. Развитие Кургана как столицы Курганской области запланировано в Стратегии 2030, которую разрабатывают специалисты ВШЭ.
«За короткий отрезок времени Алексей Кокорин сумел достичь внушительных результатов. Кокорин собрал энергичную команду единомышленников, объединил региональные элиты, направил все усилия на системную работу всех ведомств региона по трем направлениям - «Человек. Порядок. Инвестиции». Курганская область сегодня позиционируется в современном политическом пространства как магнит, привлекающий потенциальных инвесторов, бизнес-партнеров регионального, федерального, международного уровней. Соглашения с Газпромом, с соседями-регионами, презентации инвест-проектов на зарубежных площадках укрепляют выбранный тренд», - отмечает в комментарии для «Глагола» руководитель Уральского филиала Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин.
Таким образом, оба кандидата приходят на старт избирательной кампанией с готовой программой действий, которую они начинают немедленно реализовывать, практически не отвлекаясь на традиционные предвыборные действия. Борис Дубровский в рамках лозунга «Работать и побеждать» ежедневно проводит различного рода совещания, на которых демонстрируется конкретная управленческая работа врио. губернатора и победы в виде критики, поручений и давления на чиновников. Не минула чаша сия даже сити-менеджера Челябинска Сергея Давыдова.
Алексей Кокорин, как уже упоминалось, выдвинулся под лозунгом «Человек. Порядок. Инвестиции» и вся его предвыборная работа не выходит за рамки обычной, но активной менеджерской деятельности главы региона. «Глагол», в частности, ранее не раз отмечал фактически отсутствие электората в предвыборных кампаниях фаворитов Южного Урала и Зауралья – конкретного и привычного обращения к избирателю нет. Политтехнологи также обращали внимание один из главных трендов текущих губернаторских выборов – «давать как можно меньше обещаний».
«Когда любой кандидат понимает, что уже выиграл, перед ним встает выбор: либо решать за счет дня голосования какую-то другую задачу, либо потихонечку сливать выборную кампанию. Внимание избирателей можно использовать для того, чтобы подвести итоги предыдущей работы, сформировать перспективу будущих изменений, да мало ли еще для чего; одним словом – «отформатировать» сознание избирателей. Но для большинства, увы, избирательная кампания превращается в своего рода пытку – изнурительную, но, к сожалению, неизбежную процедуру. Поэтому мы и видим, что большинство губернаторских кампаний фактически имитируются. Отсюда и такое небрежение к их содержанию, и неспособность сформулировать хоть какие-то месседжи для избирателей в слоганах», - пишет в статье для Slon.ru глава экспертного совета КЦ «Департамент политики» Александр Белоусов.
Господин Белоусов обращает внимание на то, что в большинстве случаев редкостью является и программа кандидата, поскольку это «документ, которым в будущем конкуренты смогут шантажировать губернатора». В Челябинской и Курганской областях отсутствие программ как раз характерно для соперников лидеров избирательной гонки. На Южном Урале из всех конкурентов Дубровского только кандидат от ЛДПР Виталий Пашин представил реальную программу предложений и действий. Во всех остальных случаях претенденты ограничиваются обычной политической суетой.
«Повестка врио. губернатора области Алексея Кокорина строится, прежде всего, на закладке проектов по развитию региона, имеющих стратегическое значение. Отсюда, как раз и тот внешнеполитический посыл кампании, так как проекты, заявленные им, имеют не только межрегиональное (и внутрирегиональное), сколько «евразийское», в рамках Союза, измерение», - считает директор департамента региональных исследований Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Сергей Новопашин.
В информационном пространстве встреча Кокорина с президентом Путиным была воспринята в привычной матрице – это «мощный пиар-ход». При этом некоторые политологи считают , что это было чуть ли не единственным шансом, способным «взбодрить вялую кампанию» в Зауралье.
Впрочем, оставляя за скобками, что бодрость или вялость кампании не является приоритетом.
Но в медиа была вброшена позиция, что встреча и спасла Кокорина от неминуемого провала, так как коммунист Иван Евгенов якобы ужеготов выходить на второй тур. Это, конечно, явный гиперболизм. В таких рассуждениях упускается главное: проекты, которые озвучил на встрече Кокорин и которые поддержал президент России, несравненно значимее для региона, нежели факт «пиар-хода», да и подготовка к встрече шла в рамках более глобальных проектов развития Зауралья, нежели избирательный. Сам по себе пиар стал лишь логичным бонусом в игре, которая превосходит формат избирательной кампании.
Встреча президента России Владимира Путина и врио. губернатора Курганской области Алексея Кокорина
Руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин в своем интервью охарактеризовал такие выборы губернаторов как «референдумные» и акцентировал внимание на том, что «поддержка гражданами действий губернатора, который прошел через публичную процедуру выборов, имеет огромное прикладное значение».
Ключевой фактор - именно прикладное значение выборов. Чрезвычайно эмоциональная и насыщенная предвыборная кампания становится для кандидатов самоцелью – победил в этой «войне талантов» и есть время в течении одного срока спускать пар. В новом формате, несмотря на очевидные преимущества главного кандидата, его соперникам предлагается провявить себя в качестве профессионалов, которые в состоянии обеспечить экономических рост в регионе и, соответственно, социальную стабильность. И опять же преимущества лидера получены не из-за давления административного ресурса: он самостоятельно наработал профессиональные компетенции.
Конечно, в долгосрочной перспективе для основной электоральной массы понятия и термины той же самой инвестиционной привлекательности – непонятны и чужды.
Приученные к получению выгоды от выборов здесь и сейчас – они ждут обещаний и бессмысленно объяснять законы экономики. Государство может обеспечить такому кандидату победу на выборах, если он в состоянии на месте работать на государство и повышать эффективность института власти.
Поэтому попытки создать конфликт на стыке схожести программ и действий Бориса Дубровского и Алексея Кокорина - неразумны и деструктивны. Кандидаты действуют в одной парадигме. Решение врио. губернатора Курганской области о создании транспортно-логистического комплекса продиктовано исключительно экономическими интересами региона и повышением его конкурентоспособности.
Межрегиональная логистическая синергия увеличит эффект от каждого проекта. Перспективы ТЛК «Южноуральский» по сотрудничеству с Китаем были очевидны еще при Михаиле Юревиче, который почти уничтожил проект, который сам инициировал для спасения от отставки в 2012 году. Возможности ТЛК в Курганской области, по мнению экспертов, в стратегическом развитии помогут раскрыть потенциал всего региона УрФО.
«Особым вопросом, имеющим огромное значение для развития экономики и создания привлекательных условий для реализации инвестиционных проектов в области выступает вопрос тарифной политики, в частности проблема регулирования оптовой цены. Предложение главы Зауралья, озвученное на встречи с Путиным, состояло в том, чтобы Курганская ТЭЦ-2 попала в перечень, утвержденный Минэнерго, для проведения отбора мощностей. Это позволит распространить инвестиционную составляющую не только на Курганскую область, но и на всю Россию, что поможет существенно снизить цены на оптовом рынке и конечные тарифы для потребителя. Этот вопрос после встречи Кокорина с президентом включен в пакет вопросов, которые требуют серьезной поддержки федерального центра, параметры которых сейчас уточняются федеральными ведомствами», - подчеркивает политолог Анатолий Гагарин.
Еще в декабре 2013 года, предвосхищая нынешние межрегиональные инициативы, глава Кургана Павел Кожевников предложил объединиться в евразийском альянсе столице Зауралья (вкупе с Шадринском) с казахстанским Петропавловском в единую агломерацию. На фоне трендовых ныне заявок на конурбации/агломерации (Челябинск-Екатеринбург и др.) предложение курганского мэра вроде прозвучало вполне актуально, но тогда, при власти Олега Богомолова, его пыл с идеей трансрегионального коридора был несколько преждевременен. На днях в Кургане состоялась рабочая встреча представителей Кургана, Челябинска, Петропавловска, на которой они обменялись мнениями и обсудили перспективы агломерации.
«Многие авторы, в том числе Юрий Крупнов, говорят, что на юге Западной Сибири в ближайшие двадцать лет сложится центр новой индустриализации, новой экономики. В частности, и Курган, и область логично рассматривать как будущий центр, где пересекается меридиональный поток Трансазийского коридора (от Ямала до Казахстана, а в будущем – до Китая и Индии) с широтным, Евразийским коридором. Наиболее здравые экономисты и геополитики в России правомерно считают, что будущие центры развития страны находятся не на крайнем западе России, а за Уралом. Что, так или иначе, подтверждается решениями Президента России, в том числе и по теме транспортно-логистического комплекса в Зауралье», - считает Сергей Новопашин.
В итоге, подобный прагматичный и технократический подход делает политические конфликты фактически бесполезными, а главы регионов, живущие внутри этой борьбы – теряют шансы и будут в перспективевыдавлены из системы принятия решений. Население, в свою очередь, кристаллизуясь в экспертных сообществах и общественных организациях, получает конкретные возможности по контролю деятельности власти на основе ранее заявленных программ. Инструментарий выражается в методологических проектах в стиле «Народный KPI», на основе которых каждый может оценить эффективность решений чиновника. А также определить ответственность госслужащего за негативные последствия для качества жизни населения от его действий.
Свердловская область, по давней уральской традиции, по всей видимости, становится примером острой необходимости применения новых подходов.
Губернатор Евгений Куйвашев, увлеченный участием экстремально политизированной повестке, уже провел две реформы кабинета министров. Целесообразность и эффективность перестроек до сих так и не стала очевидной – экономические стимулы для этого не были озвучены. Последняя реформа оставила в правительстве тех же людей и ввела министерство инвестиций и развития. Это особенно актуально после исхода крупных компаний из Свердловской области и провала региона в рейтингах АСИ и Минэкономразвития.
В данный момент идет активное медиа-стимулирование досрочных выборов губернатора. Но, видимо, как в случае с Челябинской областью единственным решением, ликвидирующей информационную истерию, будет резкое решение сверху. Следуя логике прошлых назначений в УрФО, можно считать, что одним из немногих возможных кандидатов может стать генеральный директор УГМК - Андрей Козицын. Жесткий управленец-стратег, выросший из слесаря в металлургического короля, коренной житель Среднего Урала. Недавнее присвоение губернатором Евгением Куйвашевым топ-менеджеру звания почетный житель Свердловской области, с учетом политических реалий, можно трактовать двояко: и как подготовку будущего кандидата к выборам, так и попытку перекрыть ему путь.
Кстати, в данный тренд не совсем попадает врио. губернатора Тюменской области Владимир Якушев, который хотя и попытался выйти на федеральный уровень с предложениями по экономическому развитию, но показал себя в этом недостаточно компетентным. В связи с этим, кандидат, несмотря на то, что он победит, встречает невыраженное сопротивление со стороны властей ХМАО-Югры и ЯНАО. Новый системный подход государства к кадровой политике по отбору глав регионов отразится на второй волне выборов. К тому времени, по результатам работы Бориса Дубровского и Алексея Кокорина, уже будет видно, как себя реализует новая генерация губернаторов.