СМИ об исследованиях

  |  25 августа, 2014   |   Читать на сайте издания

http://novosibirsk-news.net: ФоРГО поделился сценариями и прогнозами на предстоящие выборы

Статистика, приведенная в Докладе, говорит о том, что больше всего кандидатов зарегистрировано от партии ЛДПР — 29. На втором месте ЕР — 28. КПРФ с 24 кандидатами на третьем. Превосходство парламентских партий над малыми обусловлено объективно. В этой связи бросается в глаза лишь явное отставание «Справедливой России», которая — по различным причинам — участвует лишь в 17 кампаниях. Что касается малых партий, то среди них особенно выделяются «Патриоты России», у которых 7 кандидатов. У «Гражданской Платформы» — 4, у «Зеленых» — 3, прочие же смогли выставить и довести до регистрации одного-двух кандидатов.
 
Авторы Доклада обращают внимание, что ни один кандидат РПР-ПАРНАС и «ЯБЛОКА» не смог зарегистрироваться.
 
Выборы проходят в обстановке консолидации подавляющей части российского общества вокруг действующей власти, вокруг Президента Владимира Путина. Новую повестку сформировал ряд важных внешне- и внутриполитических событий, в первую очередь возвращение Крыма в состав России, события на Юго-Востоке Украины и беспрецедентные попытки давления на наше государство, предпринятые западными странами. Это обеспечивает кандидатам власти дополнительный электоральный бонус.
 
В Докладе особое место уделяется открытости и конкурентности проходящих выборов. «Выборами решается крайне важный вопрос доверия к государственной власти на уровне субъекта. И поддержка гражданами действий губернатора, который прошел через публичную процедуру выборов, имеет огромное прикладное значение в решении практических вопросов. Это, пожалуй, главный аргумент в пользу выборов. Потом опять же, если говорить о развитии демократии, конкуренции, публичная процедура выборов всегда лучше процедуры кулуарной, — пояснял ранее руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
 
По мнению Костина, губернаторы, обращаясь к президенту, говорят о готовности пройти процедуру всенародных выборов для того, чтобы получить поддержку программы развития региона со стороны населения. Но если сильные конкуренты будут удалены административными способами, если нет альтернативных взглядов, критики, то какая это поддержка? Это имитация. Как раз смысл выборов в том и заключается, что все спорные проблемы обсуждаются публично, с участием всех значимых политических сил. Иначе эти проблемы загоняются внутрь, а потом в течение долгого времени будут негативно влиять на политическую ситуацию в регионе, на социальное самочувствие жителей.
 
Однако, судя по всему, не все главы регионов в свое время так считали. Авторы Доклада отмечают: «Отдельные врио, желая, видимо, обеспечить себе максимально высокий результат, пробовали „изолировать“ кандидатов той же КПРФ, пытались блокировать сбор подписей муниципалов в их поддержку. Эксперты отмечали подобное, к примеру, в Алтайском крае и Самарской области. Но, благодаря своевременному вмешательству федерального центра и ЕР, и согласию врио губернаторов признать и исправить свои ошибки в этих регионах вновь стали выполняться установки на открытость, конкурентность и легитимность электорального процесса».
 
Муниципальный фильтр оппозиционные кандидаты проходили как при помощи «Единой России», реализующей курс на открытость, конкурентность и легитимность выборов, заключавшей ради этого коалиционные договоренности. Так и сугубо самостоятельно, порой преодолевая административное сопротивление (Алтай, Якутия и т.д.). Из чего следует, что фильтр, вопреки утверждениям критиков, не является непроходимым препятствием, а является показателем состоятельности кандидатов.
 
Между тем руководители ряда регионов предпочли не использовать административный ресурс, а попытаться договориться с возможными оппонентами, близкими к ним по взглядам и подходам к решению проблем.
 
Особенность нынешних выборов — коалиционные договоренности. Кандидаты и политические силы договариваются между собой, чтобы избежать избыточного соперничества и одновременно открывают доступ оппозиционерам к новым властным постам и возможность улучшить позиции к новым выборам. Обычно их включают в число кандидатов на должность члена Совета Федерации и гарантируют последующее назначение. В этот раз к этому прибегли в Приморском крае и Оренбургской области.
 
Эксперты ФоРГО просчитали возможные сценарии завершения нынешней электоральной гонки. В Докладе фигурируют два сценария развития событий — референдумный и конкурентный.
 
Референдумный сценарий, когда победитель гонки уже понятен, разворачивается в 15 субъектах, в том числе, в Новосибирской области и в Алтайском крае. Избиратель на таких выборах голосует в первую очередь, за или против «готового победителя». Референдумный сценарий может быть следствием фактической безальтернативности, переформатирования выборов из конкурентных в «референдумные» в результате публичных или непубличных договоренностей и/или выбытия сильных кандидатов из-за каких-то неприемлемых нарушений.
 
В современных российских условиях, если кандидат уже занимает губернаторский пост или исполняет обязанности главы региона, то это обычно дает ему серьезный «бонус», поскольку он может ссылаться на свои достижения. Сказывается и поддержка со стороны президента В.В.Путина. При назначении он фактически передает ио часть своего рейтинга и политического авторитета. Рефернудмные выборы — это именно выборы. Выборы второго. В России второе место на губернаторских выборах часто представляет собой серьезную заявку на победу на региональных парламентских и думских выборах.
 
Конкурентный сценарий разворачивается в Красноярском крае, где высока вероятность второго тура. Нынешний врио главы Республики Алтай Александр Бердников, скорее всего одержит победу, хотя, возможно, его результаты лишь ненамного превысит 50-процентную отметку.
 
В Красноярском крае (в первую очередь в Красноярске) исторически силен местный патриотизм, который выливается в протест против «варягов». Он, в свою очередь, может конвертироваться в голосование за депутата Законодательного Собрания, последнего председателя Крайисполкома Валерия Сергиенко (КПРФ) и депутата Городского совета Красноярска Ивана Серебрякова («Патриоты России»), которого продвигает авторитетный местный политик и бизнесмен Анатолий Быков. Стоит также отметить, что В.Толоконский не стал менять чиновников, ответственных за внутреннюю политику в крае, доставшихся ему в наследство от Л.Кузнецова. Хотя их провалы испортили репутацию экс-губернатора и ускорили его уход. В общем, вероятность второго тура в крае довольно велика.
 
Сценарий выборов в Новосибирской области вряд ли изменился, если бы в бюллетень попал Иван Стариков, поскольку преимущество Владимира Городецкого над своими соперниками значительно. В лучшем случае, Стариков стал бы «вторым», что для него это было бы несомненным успехом.
 
Что касается возможной явки на предстоящих выборах, то ранее Константин Костин говорил о том, что кризис участия граждан в электоральных процедурах — это проблема современных демократий. «На выборах мэра Нью-Йорка явка была 18%, а если вы посмотрите на губернаторские выборы в США за последние 2 года, то там явка в большинстве случаев была не выше 35%. Если есть определенный консенсус, а людей всё устраивает, они уверены в победе своего кандидата, то зачем тратить свободное время, приходя на избирательные участки. Но и острая конкуренция на выборах, кстати, не всегда ведет к повышению активности избирателей. Явка — многофакторное явление, и каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно. В целом для региональных выборов явка от 30 до 40% является абсолютно нормальной. Чтобы радикально изменить ситуацию, есть другие меры. Например, в ряде стран за неучастие в голосовании граждан штрафуют. Но я не уверен, что эта идея будет пользоваться в России поддержкой».