Кремль все видит: ФоРГО дал оценку губернаторским выборам в Тюмени, Челябинске и Кургане. Дубровскому досталось особенно
Губернаторские кампании в России проходят по шести сценариям, определили эксперты Фонда развития гражданского общества. Сегодня эта организация представила доклад «Региональные выборы в 2014 году. Сценарии кампаний и прогнозы». Доклад важен, как демонстрация для всей региональной элиты: за вашей кампанией следят, ваши проделки не останутся незамеченными. Этот статус понятен: Фонд развития гражданского общества отмечает, что по своему масштабу кампания 14 сентября одна из самых масштабных в истории современной России. Ни в 1990-х гг., ни в 2000-х никогда не избирали сразу столько губернаторов в один день голосования. (В 1996 г. провели выборы сразу в 42 регионах. Но они были разнесены по датам, та региональная кампания растянулась на много месяцев).
В ФоРГО считают, что в Уральском федеральном округе все три губернаторские кампании (Челябинская область, Курганская область, Тюменская область) кампании идут по самому массовому (16 из 30 губернаторов, избираемых 14 сентября) — изначально референдумному сценарию.
«У врио глав, назначенных президентом РФ и баллотирующихся от ЕР, в принципе нет сильных потенциальных соперников либо они решили воздержаться от участия в выборах („пропустить ход“). И теперь на второе место претендуют кандидаты заведомо второго порядка. Впрочем, отдельные врио, желая, видимо, обеспечить себе максимально высокий результат, пробовали „изолировать“ кандидатов той же КПРФ, пытались блокировать сбор подписей муниципалов в их поддержку. Эксперты отмечали подобное, к примеру, в Алтайском крае и Самарской области. Но, благодаря своевременному вмешательству федерального центра и ЕР, и согласию врио губернаторов признать и исправить свои ошибки в этих регионах вновь стали выполняться установки на открытость, конкурентность и легитимность электорального процесса», — говорится в докладе.
Фонд развития гражданского общества отмечает, что большинство врио глав — опытные политики и/или управленцы. «Из этого ряда немного выбивается лишь Борис Дубровский (на фото), чья карьера связана практически исключительно с Магнитогорским металлургическим комбинатом. Но тут, как представляется, вполне уместно вспомнить успешный советский опыт перевода директоров крупных заводов на административно-политические посты (например, директор Норильского горно-металлургического комбината Владимир Долгих в 1969 г. возглавил Красноярский крайком КПСС, говоря современным языком, стал губернатором края).
Эксперты фонда перечисляют и другие сценарии ведения кампании в этом году. В Санкт-Петербурге, Башкортостане, Волгоградской, Курской и Оренбургской областях имелись сильные потенциальные соперники, однако они сошли с дистанции.
В Оренбургской области, Приморском крае, Кировской и Орловской областях продемонстрирован сценарий договороспособности власти (референдумный, основанный на коалиционных договоренностях): представители оппонентов входят в союз с властью и претендуют на посты в Совете Федерации. «Отозвав С.Катасонова, ЛДПР не стала выдвигать в Оренбургской области другого кандидата. Ю.Берг, в свою очередь, включил в число своих кандидатов в Совет Федерации члена думской фракции либерал-демократов Елену Афанасьеву. Ее шансы на назначение рассматриваются как преимущественные. Как и Светланы Горячевой, депутата Госдумы от СР, номинированной в сенат от Приморского края В.Миклушевским. У „эсеров“ довольно сильные позиции в Приморье (и особенно во Владивостоке, где у них исторически сложились весьма конструктивные отношения с мэром Игорем Пушкаревым)», — объясняют эксперты.
В Липецкой и Нижегородской областях ФоРГО видит навязанный «референдумный» сценарий. Жесткая позиция местных врио губернаторов по отношению к потенциальным противникам привела к обострению ситуации: В Липецкой области дело дошло до того, что вся фракция КПРФ в областном Совете в знак протеста покинула заседание сессии. Ничего подобного в регионе прежде не случалось. Нижегородские коммунисты в свою очередь пожаловались В.В.Путину на фактический «административный запрет на регистрацию кандидата на должность губернатора от КПРФ Владимира Буланова».
В Красноярском крае и Мурманской области кампании «балансируют» между конкурентными и «референдумными» сценариями. В обоих случаях ФоРГО считает возможным второй тур. Конкурентные сценарии наблюдаются в Республике Алтай, Якутии и Астраханской области. Во всех трех случаях «возможно, их результаты лишь ненамного превысят 50-процентную отметку».