СМИ об исследованиях

  |  25 августа, 2014   |   Читать на сайте издания

http://www.apn-nn.ru: Реальная конкуренция на губернаторских выборах 14 сентября ожидается лишь в трех регионах РФ

По мнению экспертов Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), реальная конкуренция на губернаторских выборах 14 сентября 2014 года ожидается лишь в трех регионах РФ из тридцати. Такие выводы содержатся в опубликованном 25 августа докладе «Региональные выборы в 2014 году. Сценарии кампаний и прогнозы».
Ряд субъектов Российской Федерации воспользовались законодательным правом организовать выборы своих высших должностных лиц не на прямых выборах и наделили соответствующей компетенцией органы законодательной власти субъекта, но с учетом того, что в 2012 и 2013 гг. выбрали 13 глав, можно констатировать, что со времени возобновления губернаторских выборов ими уже «охвачено» более половины регионов (43 из 85).
Кандидаты и партии, как и в 2012-2013 гг., прибегают к коалиционным договоренностям, позволяющим избегать избыточного соперничества и одновременно открывающим оппозиционерам доступ к новым властным постам и возможность улучшить позиции к новым выборам. Обычно их включают в число кандидатов на должность члена Совета Федерации и гарантируют последующее назначение. В этот раз к этому прибегли, в частности, в Приморском крае и Оренбургской области. А в Кировской и Орловской областях, напротив, баллотирующиеся врио губернаторов, не состоящие в «Единой России», договорились о выдвижении в сенат представителей партии власти.
В 15 субъектах Федерации - Калмыкии, Республике Коми, Удмуртии, Алтайском и Ставропольском краях, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Курганской, Новосибирской, Псковской, Самарской, Тюменской и Челябинской областях и Ненецком автономном округе (НАО) - выборы проходят по изначально «референдумным» сценариям . В 8 регионах - Санкт-Петербурге, Башкортостане, Приморском крае, Волгоградской, Кировской, Курской, Оренбургской и Орловской областях - выбыли сильные потенциальные соперники кандидатов власти (их либо отозвали выдвинувшие их партии, либо они не преодолели муниципальный фильтр) и/или были достигнуты коалиционные договоренности. В результате конкурентные сценарии там не реализовались и выборы идут по «референдумным» сценариям. 
В двух областях - Липецкой и Нижегородской - врио глав, злоупотребив административным ресурсом, фактически навязали «референдумные» сценарии , полагают авторы доклада. 
В Красноярском крае и Мурманской области кампании балансируют между «референдумными» и конкурентными сценариями. 
Выборы в Республике Алтай, Якутии и Астраханской области конкурентные.
Муниципальный фильтр оппозиционные кандидаты проходили как при помощи «Единой России», реализующей курс на открытость, конкурентность и легитимность выборов, заключавшей ради этого коалиционные договоренности. Так и сугубо самостоятельно, порой преодолевая административное сопротивление (Алтай, Якутия и т.д.). Из чего следует, что фильтр, вопреки утверждениям критиков, не является непроходимым препятствием, а является показателем состоятельности кандидатов.