http://www.new-pressa.ru/content/view/11991/1/
Лишь в трех регионах из 30, где осенью предстоят выборы губернаторов, действующие главы регионов могут не одержать победу в первом туре, считают в близком к Кремлю фонде Константина Костина. Проблемы у местной власти в Красноярском крае, Республике Алтай и Астраханской области. В остальных регионах выборы будут похожи на референдумы о доверии губернатору. Власти добились этого с помощью муниципальных фильтров, коалиционных соглашений, уступчивости системных партий и просто административными методами.
В понедельник Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) под руководством Константина Костина, экс-начальника кремлевского управления внутренней политики, представит доклад «Региональные выборы в 2014 году. Сценарии и прогнозы», в котором, помимо прочего, анализируется конкурентность сценариев избирательных кампаний.
Конкурентными или хотя бы частично конкурентными кампаниями, то есть теми, где победитель заранее не очевиден, прокремлевский фонд называет пять - кампании в Якутии, Мурманской и Астраханской областях, Красноярском крае и Республике Алтай. В трех последних регионах обозначилась вероятность второго тура, говорит руководитель Центра региональных исследований ФоРГО Виталий Иванов.
В Красноярском крае силен местный патриотизм, который выливается в протест против назначенного исполнять обязанности губернатора Виктора Толоконского, в течение десяти лет занимавшего пост губернатора Новосибирской области, следует из доклада. Поэтому на достаточно значимую поддержку могут рассчитывать кандидат от КПРФ Валерий Сергиенко и поддерживаемый предпринимателем Анатолием Быковым представитель «Патриотов России» Иван Серебряков. Дополнительная сложность заключается в том, что Толоконский не поменял ответственных за внутреннюю политику чиновников, которые, по мнению авторов доклада, допустили провалы еще при прежнем руководстве.
«Время исправить ситуацию и попытаться доказать, что Толоконский - не чужой человек для красноярцев, еще есть. Но вероятность второго тура в регионе достаточно высока», - говорит Иванов. Получить комментарий Толоконского в воскресенье РБК не удалось.
В Астраханской области губернатору Александру Жилкину противостоит хорошо известный в регионе эсэр Олег Шеин, который имеет репутацию бессребреника. В Республике Алтай, как и в Красноярске, отнять голоса у главы Александра Бердникова могут сразу два оппонента - экс-председатель местного правительства Владимир Петров и коммунист Виктор Ромашкин. Первый в основном собирает голоса этнических алтайцев, а второй - этнических русских, что повышает риск второго тура, полагает Иванов. По его словам, серьезные оппоненты есть и у глав Мурманской области и Якутии, но там позиции кандидатов власти крепче.
В оставшихся 25 регионах, по мнению экспертов ФоРГО, кампании проходят по референдумному сценарию - то есть будущий губернатор заранее известен, а избиратели голосуют за или против «готового победителя». Причем в 15 регионах у губернаторов либо изначально не было сильных соперников, либо они сами решили воздержаться от участия в выборах. Еще в пяти регионах (Санкт-Петербурге, Башкирии, Волгоградской, Курской и Оренбургской областях) считавшиеся сильными соперники у губернаторов были, но выборы все равно остались референдумными. Например, Оксана Дмитриева в Петербурге и Александр Руцкой в Курской области не смогли преодолеть муниципальный фильтр, Раиль Сарбаев в Башкирии и Сергей Катасонов в Оренбурге были отозваны выдвинувшими их партиями, а губернатор Андрей Бочаров в Волгоградской области сам сумел нарастить рейтинг и значительно обогнал известного в регионе эсэра Олега Михеева, считают авторы.
Еще в трех регионах - Приморском крае, Кировской и Орловской областях - выборы стали референдумными благодаря заключению коалиционных договоренностей. Владимир Миклушевский заключил договоренность с эсэрами, номинировав в Совет Федерации депутата Светлану Горячеву, а Вадим Потомский и Никита Белых аналогичным образом договорились с единороссами.
Наконец, в Нижегородской и Липецкой областях выборы теоретически могли стать конкурентными, но губернаторы, по мнению авторов доклада, воспользовались административным ресурсом и не дали пройти муниципальный фильтр тем оппозиционерам, чье участие в кампании им представлялось опасным. Ранее ФоРГО уже резко понизил в своем рейтинге эффективности позиции глав этих областей Валерия Шанцева и Олега Королева. С их критикой выступали и в Кремле. В пресс-службах обоих правительств с обвинениями не согласились и возложили ответственность на самих оппозиционеров, которые не смогли собрать достаточное количество подписей муниципальных депутатов.
Конкурентными можно назвать выборы только в трех регионах - Якутии, Республике Алтай и Мурманской области, считает политолог Константин Калачев. Причем в Якутии второй тур крайне маловероятен, добавляет эксперт. Астраханскую область выбрали в качестве модельной для разговоров о конкуренции, но на самом деле шансов на победу у Шеина нет, иначе «Единая Россия» не помогла бы ему зарегистрироваться, говорит эксперт.
Собеседники в Кремле ранее говорили РБК, что, по мнению администрации, большинство губернаторов выполнили задачу президента по обеспечению конкурентных, открытых и легитимных выборов.
Опытные «паровозы»
В сентябре 2014 года сразу несколько губернаторов-единоросов в ходе выборов в местные заксобрания возглавят избирательные списки своих однопартийцев. Ни один из них при этом, в случае победы своей партии, работать депутатом не намерен и сразу же откажется от мандата. Некоторые губернаторы выступают в роли «паровозов» уже не в первый раз. РБК предлагает вспомнить их предыдущие избирательные кампании.