СМИ об исследованиях

  |  25 августа, 2014   |   Читать на сайте издания

Оппозиционные партии не интересуются местными выборами

Фонд развития гражданского общества (ФРГО), возглавляемый бывшим руководителем управления президента по внутренней политике Константином Костиным, изучил активность партий на местных выборах с точки зрения создания ими условий для преодоления в будущем муниципального фильтра на губернаторских выборах. Для этого эксперты ФРГО проанализировали списки кандидатов, выдвинутых на муниципальном уровне в 12 субъектах Федерации, где в 2015 г. запланированы выборы высших должностных лиц.
Всего в этих регионах разыгрываются более 4700 муниципальных мандатов. Закрыть своими кандидатами почти 100% вакансий смогли лишь единороссы, второе место неожиданно заняла ЛДПР (почти 30%), на третьем с большим отрывом оказались коммунисты (см. таблицу). Из внепарламентских партий активнее всего «Родина», но в процентном соотношении ее 22 кандидата - это лишь 0,5% от разыгрываемых мандатов, отмечают эксперты.
На муниципальных выборах главное - выдвинуться, там кандидатов почти не снимают, а иногда в бюллетенях присутствует всего по 1-2 кандидата, да и затраты на эти выборы минимальны, поясняет «Ведомостям» Костин. Тем не менее оппозиционные и особенно новые внепарламентские партии, которые часто жалуются на непроходимость муниципального фильтра, особого желания участвовать в местных выборах не проявляют, удивляется эксперт: «Когда оппозиционеры говорят о непроходимом фильтре, это напоминает известный анекдот: если хочешь выиграть в лотерею, то ты хотя бы лотерейный билет купи». Одной из целей введения муниципального фильтра было развитие конкуренции на муниципальном уровне, обеспечение притока туда новых кадров, утверждает Костин, но многие новые партии хотят прыгнуть сразу на региональный или федеральный уровень, а это как «впервые взять в руки теннисную ракетку - и сразу участвовать в турнире «Большого шлема».
Партийцы с подобными выводами аналитиков не согласны.
«Это довольно странные цифры, не уверен, что они соответствуют действительности, так как мы обычно уступаем только КПРФ», - говорит эсер Михаил Емельянов. Кроме того, кандидаты от «Справедливой России» на местах «подвергаются самому жесткому прессингу из всех парламентских партий». «Мы традиционно выдвигаем на муниципальных выборах немного кандидатов, но в этот раз выдвинули на 30% больше, чем в прошлые годы», - уверяет руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. По его словам, коммунистам всегда приходится сложнее на местном уровне, так как они тоже подвергаются давлению со стороны власти. «Особенно тяжело в национальных республиках, где власть не заинтересована в жесткой оппозиции и постоянно воюет против наших кандидатов», - говорит коммунист. Есть у него и объяснение успехов партии Владимира Жириновского: «ЛДПР выдвигает одного и того же кандидата на 3-4 уровнях разных выборов и поэтому получает такой показатель, к тому же они просто разбавляют единороссов: во многих регионах нет отделений ЛДПР, и единороссы пользуются их брендом, выставляя своих людей».
«По сравнению с прошлым электоральным циклом у нас вдвое увеличилось количество кандидатов, в основном за счет муниципальных выборов, - опровергает версию ФРГО пресс-секретарь «Родины» Софья Черепанова. - Окончательно примеряться на 2015 г. мы будем после осенних выборов, но 0,5% - это пока еще мало с учетом того, что мы претендуем на места в Госдуме».
ЛДПР - традиционно всеядная партия, поясняет политолог Евгений Минченко: на муниципальном уровне избираются люди администрации, бизнесмены и бюджетники - это единороссы, а мелкие бизнесмены и спортсмены - это как раз ЛДПР. «Всем остальным на выборах места не находится, что вполне закономерно, кроме того, многие от партии власти маскируются и идут в качестве самовыдвиженцев - процент единороссов мог бы быть еще больше», - считает эксперт.