СМИ об исследованиях

  |  10 февраля, 2016   |   Читать на сайте издания

Нижний Новгород: Валерий Шанцев в 2015 году избегал разговоров с критиками

Валерию Шанцеву больше не нужен диалог с гражданским обществом

Раньше Валерий Шанцев разговаривал со всеми, кто мог дать ему обратную связь, – с представителями политических партий, бизнесменами, с экспертами и даже с блогерами. И этим он выгодно отличался от многих своих коллег-губернаторов. Потому что власть, которая готова не только к монологу, всегда импонирует людям.
 
Но за весь прошлый год глава региона не нашел времени или, может быть, мотивации поговорить ни с кем, кто мог бы ему возразить или высказать критические суждения по поводу принимаемых им решений. Закрытый брифинг с прокремлевскими политическими комментаторами, на котором губернатор «сливал» не нашедшую подтверждения информацию о том, что его политические оппоненты, якобы, платили депутатам Заксобрания за срыв кворума августовского заседания, не в счет. И не считается он именно потому, что на эту тайную вечерю не пригласили никого, кто публично оппонирует Валерию Павлиновичу.
 
Здесь важно провести разницу между просто критикой и политическим оппонированием. К примеру, Валентина Бузмакова не раз открыто возражала нынешнему нижегородскому губернатору, как, впрочем, и всем предыдущим. И с ней Шанцев по-прежнему общается. А не готов он к диалогу с теми, кто покушается на монополию его власти в регионе. Кто позволил себе пойти наперекор губернаторской воле, что случается в прошлой весны регулярно.
 
Перестав быть единственным человеком в области, принимающим политические решения, губернатор так и не научился разговаривать с другими участниками процесса. Дошло до того, что его пресс-служба, еще недавно гордившаяся оперативностью своей работы, на запрос журналистов о том, какая организация убирает снег в Кремле, сколько задействовано техники и людей, и сколько бюджетных денег на это потрачено, отвечает на четвертый рабочий день, причем присылает откровенную отписку, в которой нет ни слова о цене уборки. А из блога Шанцева удаляются критические комментарии.
 
Губернатор настолько уверовал в собственную влиятельность, что когда столкнулся с противодействием, когда почувствовал, что не получается в одиночку командовать, сорвался с доброжелательного разговора на базарный крик. Теперь ему нужны не собеседники, а поддакивающие слушатели, не эксперты, а восторженные комментаторы. При таком общении есть два мнения – его и неправильное.
 
Еще хуже, что прекратился диалог с политическими партиями. В былые годы наша область славилась участием партий в принятии важных решений. У нас были зампреды Заксобрания и Гордумы, представлявшие «Союз правых сил», а один из сенаторов входил в руководство «Справедливой России». Теперь же губернатор делит региональных политиков не по партийной принадлежности, а по личной преданности. На выборах Гордумы областная власть помогала эсерам и противодействовала коммунистам, но при этом сам Валерий Шанцев покровительствует некоторым депутатам от КПРФ и даже лично появляется на открытии принадлежащей им громады, изуродовавшей центр Нижнего Новгорода.
 
Разрыв диалога с гражданским обществом и разрушение партийно-политической структуры в угоду личным симпатиям – вот две системные ошибки нижегородского губернатора, которые заметно снизили эффективность политического управления в регионе. Не случайно Валерий Шанцев потерял за год 21 позицию в рейтинге эффективности глав регионов, составляемом Фондом развития гражданского общества, и это максимальное падение среди всех губернаторов. К сожалению, это падение объективно отражает политическую деградацию нашей областной власти.
 
Иван Юдинцев, политолог