СМИ об исследованиях

  |  23 декабря, 2015   |   Читать на сайте издания

Новый первый после Путина

В минувшем году в телеобъективы чаще попадали ньюсмейкеры по внешней политике, а в газеты — спикеры по экономике, следует из рейтинга «Медиалогии» упоминаемости политиков. Впервые следующим после Путина на ТВ стал Лавров.
 
Компания «Медиалогия» изучила упоминаемость российских политиков за январь—декабрь 2015 года. Эксперты разбили все СМИ на три группы: федеральное телевидение, федеральная пресса и интернет-издания. Во всех трех источниках первое место с гигантским отрывом занял президент Владимир Путин (16 тыс. сообщений по ТВ, 21 тыс. — в прессе и 1,3 млн — в интернете). Второе место в рейтингах «Медиалогии» в основном удерживает премьер-министр Дмитрий Медведев: он второй номер в интернет-изданиях (391 тыс. сообщений) и в печати (7,2 тыс.), а в прошлогодних рейтингах «Медиалогии» также был вторым, значительно опережая остальных политиков.
 
Время дипломатии
 
Иная ситуация на телевидении. Второе место в рейтинге 2015 года занял министр иностранных дел Сергей Лавров (3,4 тыс. упоминаний), обогнав премьера на полтысячи сообщений. За прошедший год в государственной идеологии именно дипломатия и внешняя политика стали приоритетом: внешнеполитическая мобилизация приносит больше очков власти, говорит политолог Евгений Минченко.
 
В основном в первой десятке именно политические спикеры: министр обороны Сергей Шойгу, комментирующий военные действия России в Сирии, а также лидеры ЛДПР и КПРФ Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов, часто отличающиеся жесткой антизападной риторикой.​
 
На пятом месте по упоминаемости на ТВ оказался пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В этом году он первый из пресс-секретарей президентов ввел практику конференс-коллов, после которых как минимум два раза в день становится самым цитируемым спикером. В последнее время аудиторию заинтересовала и личная жизнь пресс-секретаря: его свадьба с фигуристкой Татьяной Навкой стала одним из самых обсуждаемых светских событий года.
 
На восьмое место популярных на ТВ спикеров попал еще один пресс-секретарь — представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. Он обошел даже своего начальника, главу СКР Александр Бастрыкина, который занял лишь 40-е место в этом списке. В других источниках Бастрыкин также серьезно отстает по упоминаемости от своего пресс-секретаря. СКР продолжает быть самым активным общественно-политическим силовым ведомством, и именно со ссылкой на Маркина выходит большинство сообщений СКР. Сам Маркин выступает с колонками в СМИ и не стесняется резких и оценочных выражений: два года назад именно после его выступления покинул пост вице-премьер Владислав Сурков.
 
Министры социального и экономического блоков на телевидении оказались не слишком популярны. В первой двадцатке, помимо Медведева, оказались лишь министр финансов Антон Силуанов (девятое место), главный комментатор падения курса рубля, и министр энергетики Александр Новак (14-е место), которому пришлось комментировать газовые контракты с Украиной, перебои с углем и отключение Крыма от электроэнергии.
 
Одни чиновники
 
В федеральной прессе, напротив, произошел всплеск интереса к экономике. Силуанов занимает четвертое место по упоминаемости, восьмое — министр экономического развития Алексей Улюкаев. Первый вице-премьер по финансам Игорь Шувалов занял 10-е место, за ним следует вице-премьер по реальному сектору экономики Аркадий Дворкович: в его сфере ответственности оказались темы продуктового эмбарго и российские туристы в Египте.
 
В двадцатке самых цитируемых федеральной прессой еще один вице-премьер — отвечающая за социальные вопросы Ольга Голодец. Ей пришлось комментировать накопительную часть пенсии и повышение пенсионного возраста.
 
Третьим по упоминаемости в газетах стал министр спорта Виталий Мутко, который за этот год отвечал за увольнение тренера сборной России Фабио Капелло и его зарплату, отставки в ФИФА и допинговый скандал с российскими легкоатлетами.
 
Интернет против войны
 
В прошлом году эксперты «Медиалогии» составляли рейтинг цитируемости политиков в интернете, что позволяет сравнить интересы интернет-изданий к политикам с прошлогодними.
 
В 2015 году в первой пятерке по цитируемости в интернете — Путин, Медведев, Песков, Лавров и Собянин. Они же лидировали и в 2014 году.
 
Несмотря на военные действия России в Сирии, за прошедший год интернет-издания стали проявлять меньше интереса к «ястребам»: министр обороны Сергей Шойгу переместился с шестого на 12-е место, вице-премьер по ОПК Дмитрий Рогозин, активный блогер, — с 13-го на 19-е.
 
Изменения произошли и в рейтингах региональных глав.
 
Стабильное место в первой десятке держит глава Республики Крым Сергей Аксенов: в прошлом году он выступал как первый губернатор российского Крыма. В этом году широкий резонанс вызвали аресты высокопоставленных крымских чиновников летом, ликвидация Минкрыма и энергетический коллапс на полуострове.
 
Губернатор Московской области Андрей Воробьев совершил резкий прорыв в интернет-СМИ, переместившись с 31-го на девятое место. В этом году внимание к Подмосковью привлекло резонансное убийство в Красногорске, где бизнесмен Амиран Георгадзе расстрелял двоих человек в районной администрации. Кроме того, Воробьева активно упоминали в федеральной прессе в связи с частой критикой со стороны Общероссийского народного фронта (ОНФ).
 
Немного переместился вверх в рейтинге президент Чечни Рамзан Кадыров: в этом году с его именем были связаны расследование убийства политика Бориса Немцова, дискуссия вокруг расстрела редакции французского сатирического журнала «Шарли Эбдо», а также вербовка в запрещенную в России организацию ИГИЛ. Массовую дискуссию в интернете вызвала свадьба руководителя Ножай-Юртовского РОВД Нажуда Гучигова и 17-летней Луизы Гойлабиевой, которую позже одобрил Кадыров.
 
Снизил свои позиции глава Татарстана Рустам Минниханов (его оценки также стабильно снижает близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества).
 
Есть ли в СМИ оппозиция
 
В первую полусотню самых цитируемых политиков по итогам прошедшего года попали только три представителя оппозиции.
 
Депутат Илья Пономарев, находящийся в США после выдвинутых ему обвинений в растрате средств «Сколково», на 39-м месте среди цитируемых на телевидении. В число популярных в интернете и в печати он не попал.
 
В телерейтинги вошел и экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский: он занял 48-е место (128 сообщений). В этом году продолжили работу его проекты в рамках «Открытой России», а президент Чечни Рамзан Кадыров объявил бизнесмена личным врагом за призыв публиковать карикатуры против пророка Мухаммеда. Под конец года СКР возобновил расследование уголовного дела об убийстве мэра Нефтеюганска, заочно предъявив Ходорковскому обвинение в организации преступления. В ответ бывший олигарх созвал пресс-конференцию, заставив Генпрокуратуру проверять его речь на наличие экстремизма. Больше всего о Ходорковском пишет федеральная пресса: там он на 26-м, а в интернете — на 42-м месте по упоминаемости.
 
Глава Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный, опубликовавший за этот год материалы о Пескове, Шойгу и большое расследование о бизнесе семьи генпрокурора Юрия Чайки, занял 13-е  место в печатной прессе (1241 сообщение). Генпрокурор занял 39-е место. В интернете Навальный 15-й (опустился за год на одну позицию), Чайка в первые 50  в интернет-СМИ не вошел.
 
Как и в любом авторитарном режиме, Путин недосягаемо высоко в медиасфере, потому что с ним связывается, намеренно или непреднамеренно, все, что происходит, говорит медиааналитик Василий Гатов. В итоге большинство участников рейтинга «Медиалогии» находятся в нем лишь по должности, резюмирует он. Навальный и Ходорковский — это исключение общего правила: люди вне системы управления, добивающиеся своей популярности сами, а не как блики от образа Путина, обращает внимание эксперт.

Елизавета Сурначева