СМИ об исследованиях

  |  13 октября, 2013   |   Читать на сайте издания

Семь тезисов о рейтингах губернаторов

1. Важна конкуренция: рейтингов должно быть много. Информированный читатель - а таких читателей много, и в Кремле, и в федеральной, и в региональной элите, и в политическом сообществе, и в медиа - всегда сможет сравнить и отделить более профессиональные продукты от менее адекватных. Собственно, это уже произошло. Но картина должна быть максимально полной, учитывающей и консервативные исследования (рейтинг влияния глав субъектов РФ от АПЭК, рейтинг устойчивости фонда "Петербургская политика"), и конфликтные, ситуативные и лоббистские продукты ("антирейтинг" Алексея Мухина). Запрещать, на мой взгляд, ничего не нужно.
 
2. Важно иметь ясную методику составления рейтинга и публично обнародовать ее. Возглавляемое мной агентство АПЭК, например, такую методику имеет (опрос известных экспертов по региональной политике методом закрытого анкетирования, подсчет среднего балла, выстраивание рейтинга) и обнародует ее при каждой публикации. Фонд развития гражданского общества при составлении своего нового рейтинга социального самочувствия также разработал и обнародовал достаточно ясную балльную методику. Думаю, это должны сделать все игроки рынка. Заставлять никого не нужно, все все заметят сами.
 
3. Важна регулярность. Случайно появляющийся продукт всегда вызывает вопросы и недоверие.
 
4. Важна независимость. Конечно, мы живем в реальном мире, но долгосрочное доверие будет только к тому продукту, в котором нет явных искажений, обусловленных коммерческими соображениями или административным давлением. 
 
5. Важен нормальный медийный партнер-публикатор/публикаторы и хотя бы относительная корректность интерпретации результатов. Если информацию о продукте публикуют только СМИ, специализирующиеся на скандалах, это должно настораживать.
 
6. Важно реальное внимание регионов к исследованию. Первый рейтинг влияния глав субъектов РФ от АПЭК, например, в момент его обнародования прокомментировали около 50 региональных СМИ, самый недавний, оценивающий ситуацию в сентябре 2013 года, - более 150. Если регионы "не принимают" рейтинговый продукт (речь не идет, конечно, о традиционном недовольстве аутсайдеров) - это повод задуматься.
 
7. Важен диалог между участниками рынка. Нужно обсуждать и методические, и содержательные аспекты, учиться слушать и слышать друг друга.