11 рейтинг эффективности ФоРГО: что губит губернаторов?
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) представил очередной рейтинг эффективности губернаторов. Самые низкие позиции в нем получили губернаторы, показывающие неспособность справиться с коррупцией в регионе и улучшить экономические показатели вверенных им территорий.
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) составил 11-й выпуск рейтинга эффективности российских губернаторов , в котором под конец года внезапно сменился лидер. На расстановку сил повлияли медийные скандалы, а также изменившиеся в условиях кризиса экономические показатели регионов.
Как отметил на презентации рейтинга 10 декабря глава фонда Константин Костин, впервые число участников рейтинга составило 85, сравнявшись с общим количеством субъектов России. По сравнению с предыдущим выпуском в рейтинге впервые появились врио главы республики Коми С.А.Гапликов и губернатор Иркутской области С.Г.Левченко .
— Безусловно, в оценке эффективности губернаторов на первый план выходит ситуация в экономике, я бы сказал, способность руководителей субъектов обеспечить антикризисную эффективность, соответственно, несмотря на непростые условия, обеспечивать социальные гарантии, выполнение намеченных социальных программ, — пояснил «Известиям» глава ФоРГО Константин Костин, отметив, что кризис — то самое время, когда власть может проявить свою эффективность и качество управления .
В целом достаточно высокую динамику смены мест продемонстрировали участники всех трёх групп. В каждой из них было зафиксировано заметное число изменений рейтинговых позиций. Её средние показатели составили +- 2-3 пункта, отмечается в пояснительной записке к рейтингу.
Лучшие
Первая группа губернаторов (набравших свыше 75 баллов) в этот раз по составу не изменилась, хотя губернаторы значительно передвинулись внутри ее. Так, второе место в рейтинге занял глава Татарстана Рустам Минниханов (плюс 3 балла), прибавили в позициях (плюс 5 баллов) главы Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и Ростовской области Василий Голубев . По 2 балла прибавили главы Владимирской области Светлана Орлова — 8-е место, Хабаровского края Вячеслав Шпорт — 10-е место, Краснодарского края Вениамин Кондратьев — 12-е место, Камчатского края Владимир Илюхин — 13–14-е место, пишет газета «Известия» , представляющая традиционно инфографику рейтинга.
Из рейтинга в рейтинг задается вопрос – в чем причина стабильно лидирующего положения в рейтинге губернатора ЯНАО Кобылкина? Во-первых, это высокий экономический потенциал региона и те ресурсы, которые позволяют решать различные программы – от социальных, до программ развития субъекта. Во-вторых, это управленческие качества самого Дмитрия Кобылкина, отмечает «ФедералПресс». Ему действительно удалось собрать очень хорошую команду, власти разных уровней работают в единой концепции, в одной управленческой схеме, что крайне важно – мы часто наблюдаем, как главы регионов имеют конфликты с руководителями муниципальных образований, часто это приводит к негативным последствиям, включая поражение на выборах. Видимо сказывается, что прежде чем стать губернатором, Дмитрий Кобылкин хорошо поработал на муниципальном уровне, понимает специфику, и это позволило ему выстроить такой продуктивный алгоритм. И в-третьих, по данным Росстата в регионе, самое молодое население, а в молодости все проблемы кажутся легко решаемыми и уровень социального оптимизма выше».
Положительную динамику позиций Г.С.Полтавченко предопределили стабильные показатели социально-экономического развития Санкт-Петербурга и позитивный информационный фон , отмечается в пояснительной записке к рейтингу. На росте В.Ю.Голубева сказалось активное участие Ростовской области в осуществлении политики обеспечения продовольственной безопасности и возросшая эффективность действий правительства региона в сфере ЖКХ. Также глава Ростовской области продолжает эффективно решать проблему беженцев из Украины.
А в основе роста главы Республики Татарстан Р.Н.Минниханова (+3 пункта) лежат социально-экономические факторы. Эксперты приняли во внимание усилия властей республики по поддержке развития промышленного производства .
Лидерами падения в этой группе стали губернатор Воронежской области Алексей Гордеев , занявший последнее перед вылетом из группы, 24–25-е место (минус 5 баллов), а также губернатор Калужской области Анатолий Артамонов (минус 4 балла) — 5–6-е место.
Относительно губернатора Калужской области Артамонова эксперты приняли во внимание непростую экономическую обстановку в области, связанную с остановкой автосборочных производств, а так же отметили низкий уровень локализации этих предприятий .
Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев получил понижение из-за приговора бывшему руководителю управления автомобильных дорог области Александру Трубникову, который получил 7,5 лет колонии строгого режима за взятки в крупных и особо крупных размерах.
Что касается губернатора Московской области Андрея Воробьева , который потерял 2 пункта, то его падение связано с делом «красногорского стрелка» Амирана Георгадзе, который в октябре этого года убил заместителя главы администрации Красногорского района Юрия Караулова и еще трех человек, а затем, предположительно, застрелился, отмечает PASMI . На данный момент следователи выясняют причину убийств в красногорской администрации. По их данным, это может быть коррупция и возникший конфликт между предпринимателем и местными чиновниками по поводу распределения госзаказов.
Высокий рейтинг
Группу с «высоким рейтингом» — 55–75 баллов — в этот раз возглавил глава Приморского края Владимир Миклушевский — 26–27-е место. В целом самый стремительный рост в ней эксперты зафиксировали у губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева (плюс 8 баллов) — 52–53-е место. Как объясняют в ФоРГО, это стало следствием оценок деятельности губернатора по базовому (социологические исследования) и экспертному модулям.
По 4 балла прибавили губернаторы Еврейской автономной области Александр Левинталь — 59-е место и Томской области Сергей Жвачкин — 45–46-е место, 3 балла — глава Чувашии Михаил Игнатьев — 34–35-е место.
В этой группе лидером падения стал глава Республики Хакасия Виктор Зимин — минус 5 баллов — 50-е место.
— Использование понижающего коэффициента фактора аффилированности в отношении главы Республики Хакасия Виктора Зимина объясняется вынесением Абаканским городским судом приговора экс-вице-премьеру и министру сельского хозяйства Хакасии Вагнеру. Он признан виновным в незаконном участии в предпринимательской деятельности. Что касается остальных составов преступления, по которым суд вынес оправдательные приговоры (превышение и злоупотребление должностными полномочиями, а также мошенничество), в настоящее время прокуратура Республики Хакасия направила апелляцию, и в данной ситуации необходимо дождаться ее рассмотрения в суде, — пояснили позицию губернатора в ФоРГО.
Три балла в рейтинге потерял глава Калмыкии Алексей Орлов — 39–40-е место, по 2 балла — главы Якутии Евгений Борисов — 34–35-е место, Псковской области Андрей Турчак — 36-е место, Забайкальского края Константин Ильковский — 52–53-е место, оказавшийся на грани вылета в третью группу.
Средний рейтинг
Лидером последней группы «средний рейтинг» — 55–40 баллов — стал глава Бурятии Вячеслав Наговицын , который не смог сохранить свои позиции во второй группе, где он находился в предыдущем выпуске исследования ФоРГО, — минус 4 балла — 54–55-е место. Потерял свои позиции — минус 2 балла — его предшественник на этом месте губернатор Тульской области Владимир Груздев , на судьбе которого, как объясняют в ФоРГО, отразился неблагоприятный информационный фон в регионе.
— Такая же ситуация в настоящее время отмечается у губернатора Белгородской области Евгения Савченко . В настоящее время региональное отделение ОНФ готовит обращение в прокуратуру области с просьбой проверить законность целого ряда продаж государственных предприятий, что нашло отражение в материалах СМИ, — пояснил «Известиям» Константин Костин.
В целом третья группа по количеству минусовых баллов отличается самой негативной динамикой из двух предыдущих. Только четырем губернаторам из 32 удалось прибавить в баллах: плюс 4 — глава Тамбовской области Александр Никитин — 60–61-е место, плюс 3 балла — губернатор Калининградской области Николай Цуканов — 75–76-е место, по 1 баллу прибавили главы Пермского края Виктор Басаргин и Астраханской области Александр Жилкин , которые разделили 81–83-е места.
Значительными минусами — 3 балла — отличились главы Кабардино-Балкарии Юрий Коков — 65–68-е место, Ульяновской области Сергей Морозов — 75–76-е место, а также губернаторы, замкнувшие рейтинг, разделившие 84–85-е места, Тверской области Андрей Шевелев и Ярославской области Сергей Ястребов .
Политолог Леонид Давыдов, принимавший участие в составлении рейтинга, говорит, что низкое положение губернатора в рейтинге — это не руководство к снятию, но показатель того, что в этих регионах отсутствует прогресс, отмечает «Газета.ру». «И социологические, и статические службы фиксируют, что у них нет прогресса. Может, он где-то отдельно и наблюдается, но совокупность факторов тянет их вниз», — объясняет эксперт.
В случае Шевелева примечательно, что в следующем году истекает срок его полномочий и ему придется пройти через выборы, чтобы остаться на своем месте. При этом все негативные тенденции в области, по мнению Давыдова, сохраняются.
А руководителя Ульяновской области Сергея Морозова подвели проверки Счетной палаты РФ. Они стали основанием для инициирования следственных действий МВД РФ в отношении Центра ядерной медицины и отдельных сотрудников правительства Ульяновской области.
Ястребову же так и не удалось решить муниципальные конфликты. «Все проблемы как были, так и остались», — замечает Давыдов.
Еще один губернатор, которому внутриэлитные конфликты не позволяют подняться в рейтинге, — руководитель Карелии Александр Худилайнен, он также оказался в десятке губернаторов с низким рейтингом. У Худилайнена затяжной конфликт с мэром Петрозаводска Галиной Ширшиной, оппозиционной региональным властям. И здесь опять же какой-то тенденции к улучшению ситуации пока нет, так же как не видно и победной стратегии, считают составители рейтинга.
Подводя в некотором смысле слова итоги нынешнего года, эксперты говорят, что на пороге думских выборов 2016 года федеральные власти будут учитывать в том числе и эти приговоры при планировании тех или иных замен в губернаторском корпусе. «Прогнозировать сложно. Но к отставке может привести плохое управление внутриэлитными конфликтами и низкие экономические показатели», — размышляет Давыдов.
Руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский считает, что близость федеральной кампании, наоборот, отодвигает вопрос о снятии того или иного губернатора на дальнюю перспективу. Его слова приводит «Газета.ру».
«Я не исключаю, что губернаторы, которые показывают неэффективную работу, могут лишиться своих позиций в следующем году, — размышляет Туровский. — Но я думаю, что большая часть таких решений будет отнесена на поствыборный период. Слабым губернаторам дадут проявить себя в думской кампании».
Любая точечная замена на данном этапе, по его мнению, может привести к конфликтам в верхах.
"
11.12.2015
Лейли Ваисова, обзор FLB
FLB