СМИ об исследованиях

  |  10 декабря, 2015   |   Читать на сайте издания

Накануне ухода

Выборы 2016 года обещают стать серьезным испытанием для региональных элит, которые могут не справиться с новыми вызовами, и пока не слишком готовы к сложному избирательному марафону на фоне ухудшающейся экономической ситуации. Понять, где ждать проблем, можно уже сейчас.
 
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) 10 декабря опубликовал очередной рейтинг эффективности глав регионов. Среди шести губернаторов Уральского федерального округа трое – главы Челябинской, Свердловской и Курганской областей – позиции ухудшили. «Актуальные комментарии» выяснили, с чем связаны «рейтинговые» проблемы уральских губернаторов, некоторым из которых эксперты уже прочат скорую отставку.
 
Исследование динамики рейтинга ФоРГО позволяет разделить губернаторов Урала на две чётких группы – тех, кто сохраняет стабильные позиции (неважно, высокие или низкие), и тех, кто уверенно продолжает «падать».
 
В лидерах декабрьского рейтинга ФоРГО – сразу двое руководителей уральских регионов: глава Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин – на первом месте, а губернатор Тюменской области Владимир Якушев – на третьем. Однако и в рейтинге за февраль текущего года они занимали 2-3 и 4-5 места соответственно. Также незначительно переместились внутри рейтинга глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова (43-45 место – в феврале, 41-42 – в декабре) и руководитель Курганской области Алексей Кокорин (был на 71-74, стал на 73-74 позиции).
 
А вот два других уральских губернатора в этом году опустились в рейтинге сильно – это глава Челябинской области Борис Дубровский, потерявший 5-6 пунктов с февраля, и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, упавший на 8-9 позиций. Отрицательная динамика активизировала разговоры об их возможной отставке.
 
Эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов считает скорые отставки ряда губернаторов предрешенными. «В условиях углубления кризисных явлений в экономике досрочные выборы глав в некоторых регионах представляются единственным способом сохранить в них социальную стабильность. Если откладывать этот процесс или пустить его на самотек, то губернаторские выборы во многих областях будут носить непредсказуемый характер», – говорит политолог. По его мнению, наибольшие риски для губернаторов наблюдаются именно в Уральском федеральном округе, основу экономики которого составляет промышленность, сильнее всех пострадавшая от кризиса.
 
Со своей стороны политтехнолог Андрей Колядин замечает, что на ослабевание позиций ряда уральских губернаторов повлияла их неспособность не только улучшить экономические показатели, но и справиться с внутриэлитными конфликтами. «Кто-то из губернаторов даже в нынешних, очень непростых условиях умеет и инвестиции привлечь, и запустить интересные проекты, и удержать от падения производство. Но для этого нужно заниматься такими вопросами целенаправленно, обдуманно, взвешенно и в тесной консолидации с элитами регионов. А с тесной консолидацией элит в эти трёх уральских регионах есть большие сложности, и это тоже негативно отражается на рейтингах», – говорит он.
 
В последнее время «минус» во всех рейтингах (не только ФоРГО, но и центра «Рейтинг», фонда «Петербургская политика» и холдинга «Минченко консалтинг») демонстрирует Борис Дубровский – и это при тех перспективных стартовых позициях, которые были у него на момент прихода на должность в сентябре 2014 года. Поэтому многим наблюдателям отставка челябинского губернатора представляется назревшей.
 
Отношение к деятельности Дубровского стало меняться после того, как появилась информация о его бизнес-проектах. Всё больше вопросов к губернатору возникает в связи с тем, что многие госзаказы в области передаются компаниям, близким к магнитогорским бизнесменам. «Учитывая участившиеся сообщения о том, что губернатор не до конца расстался с бизнесом, и учрежденные им фирмы участвуют в ряде проектов, связанных с деньгами из федерального и областного бюджетов, отставка Дубровского возможна», – считает Тихонов.
 
Несмотря на то, что госслужащим запрещено заниматься коммерческой деятельностью, Дубровский стал учредителем фирмы «Челябстройкомплект» через два с половиной месяца после победы на губернаторских выборах. Эта фирма не имеет проблем с заказами от областной власти, а сейчас уже вышла и на новый уровень, осваивая федеральные деньги. Так, недавно она получила подряд на строительство трассы для хаф-пайпа и ски-кросса на горе Известная недалеко от Миасса. На эти цели выделено более 77 миллионов рублей, причем 69 миллионов из федерального бюджета. Такой размах получило сотрудничество Дубровского с министром спорта Виталием Мутко. «Пресс-служба губернатора не стесняясь рапортовала, что глава региона полетел в Москву не столько чтобы присутствовать при оглашении Послания президента Федеральному собранию, сколько для того, чтобы встретиться с министром и обсудить с ним строительство спортивных объектов на территории Челябинской области», – указывает Тихонов.
 
Очевидно, что подобные методы ведения дел и «выкачивания» денег из федерального бюджета во время кризиса не могут долго оставаться незамеченными, констатирует он. На прошлой неделе секретарь ЦК КПРФ Юрий Афонин открыл в Челябинске «Антикоррупционный центр» под эгидой своей партии, а ОНФ ведет расследование в отношении закупок областной администрацией авиабилетов через туристическую фирму по завышенной цене. Это свидетельствует о нарастающем давлении на челябинское руководство, просчеты которого стали ясны и оппозиции, и власти, отмечает Тихонов.
 
Наблюдатели также фиксируют, что у Дубровского падает поддержка среди элит, за год он растерял многих своих «покровителей». В условиях кризиса областная власть фактически осталась без поддержки крупного бизнеса. От губернатора «отвернулись» российский бизнесмен, директор «УралВагонЗавода» Олег Сиенко и хозяин «Магнитогорского металлургического комбината» Виктор Рашников, он лишился поддержки промышленной группы «Мечел», владеющей Челябинским металлургическим комбинатом, и рассорился с влиятельной Русской медной кампанией. На этом фоне ухудшаются и экономические показатели региона.
 
Негативно сказывается на рейтингах челябинского главы и то, что его деятельность в последнее время сопровождается серией громких конфликтов – в частности, вокруг смены глав муниципалитетов и членов областной администрации. Не сумел Дубровский урегулировать и скандал вокруг строительства Томинского ГОКа, позволив набрать силу движению «СтопГОК», которое на федеральных телеканалах уже окрестили «иностранным агентом» из-за повышенного внимания к его активистам со стороны посольства США. Удар по имиджу челябинского руководства нанёс также получивший широкую огласку в федеральных СМИ скандал вокруг утечки записи телефонного разговора замгубернатора Ивана Сеничева с директором ЧОПа, в котором чиновник требовал от предпринимателя передачи обладминистрации двух автомобилей и нецензурно отзывался о регионе. А другой замгубернатора, экс-младогвардеец Руслан Гаттаров вызывающе летает в Москву бизнес-классом на выходные за казенный счет.
 
Очевидно, все эти факторы не могут не фиксироваться федеральным центром, и в экспертных кругах участились разговоры, что челябинский глава рискует не досидеть до конца своего срока. Тем более, что ни из одного скандала выводы сделаны не были. И вызывающее возвращение Сеничева в кресло после вынужденного отпуска стало фактически вызовом даже руководству «Единой России», которая в лице Сергея Неверова указывала на недопустимость такого поведения госчиновниками.
 
Скорее всего, отставка Дубровского будет «тихой». «Губернатор сопротивляться этому не станет, благо ему есть, куда податься. Учитывая опыт руководства огромным металлургическим комбинатом, Дубровский может занять пост одного из замов в Минпромторге», – допускает Тихонов.
 
Под угрозой отставки находится и свердловский губернатор. Из-за непопулярности у населения электоральные перспективы Евгения Куйвашева представляются невысокими, и Кремль может решить не рисковать выходить с такой кандидатурой на выборы главы региона в 2017 году.
 
Как полагает Тихонов, Куйвашева могут отправить в отставку за провал муниципальной политики. «На счету губернатора такие непопулярные решения, как отмена прямых выборов мэров и отъем полномочий местного самоуправления в социальной сфере», – отмечает политолог.
 
По его мнению, основная ошибка Куйвашева состоит в том, что он не сумел наладить отношения с областным центром. В Свердловской области продолжается давнее противостояние между губернатором и мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом. «Попытка аннулировать должность Ройзмана провалилась, но теперь администрация оказывает давление на депутатов Екатеринбургской городской Думы с целью сместить сити-менеджера Александра Якоба», – рассказывает Тихонов.
 
В «минусы» свердловскому губернатору записывают и активную критику со стороны ОНФ. Поводом для последних критических замечаний Народного фронта стали заявления Куйвашева о якобы благополучной ситуации в сфере здравоохранения и ситуация с переселением из аварийного жилья.
 
Не добавляет шансов на выживаемость Куйвашеву тот факт, что в Свердловской области в упадке пребывает сельское хозяйство, которому повышенное внимание уделил президент в недавнем Послании.
 
Тяжело в регионе приходится и предпринимателям: многие бизнес-процессы просто блокируются, поскольку у Куйвашева есть свой узкий круг «приближенных». А остальным, для того, чтобы выйти на рынок, нужно приложить в десятки больше усилий, указывает Колядин.
 
По его мнению, главный минус Куйвашева – в том, что губернатор «очень любит всем обещать и не выполнять свои обещания». «Поэтому у него не может быть стабильной поддержки, исходя из того, что, наверное, каждая финансово-промышленная группа, которая пыталась на него опереться, сталкивалась с тем, что обещания были нарушены. Рано или поздно человеческое доверие кончается, и я думаю, что это сыграет свою роль в судьбе губернатора», – говорит эксперт.
 
В число аутсайдеров среди уральских губернаторов традиционно входит и глава Курганской области. Однако, в отличие от Челябинской и Свердловской областей, смены власти в регионе ожидать не стоит, считает Тихонов. «Регион сложный, депрессивный, и переносить ответственность за это исключительно на губернатора Алексея Кокорина нельзя. К тому же желающих занять его должность пока что не наблюдается», – объясняет политолог.
 
Колядин также замечает, что Курганская область всегда была наиболее слабым регионом Урала. «По сути, промышленность там отсутствовала, природные ресурсы тоже не особенно присутствовали. Да и на протяжении достаточно долгого времени власть была не ориентирована на бизнес», – говорит он.
 
В оценке политической «выживаемости» Кокорина, Куйвашева и Дубровского эксперт осторожен: он полагает, что «никаких непродуманных резких действий в ближайшем обозримом будущем не будет» – во всяком случае, до думских выборов. Однако, по его мнению, отставки непопулярных губернаторов возможны перед выборами президента. 
 
Автор: Дмитрий Лесников