СМИ об исследованиях

  |  20 августа, 2013   |   Читать на сайте издания

Алтайский политолог Юрий Чернышов: пиар-проекты не заменят реального улучшения жизни

Профессор, директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышов, прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM рейтинг социального самочувствия регионов России, в котором Алтайский край занял 49 место, набрав лишь 54 балла.

По словам Юрия Чернышова, нужно подчеркнуть, что все четыре вопроса, на которые отвечали респонденты, связаны с субъективным восприятием людьми ситуации в своем регионе. То есть, если средняя зарплата в регионе в прошлом году была, например, 15 тысяч, а в этом году увеличилась на тысячу, то жители этого региона могут воспринимать это как "некоторое улучшение", хотя в других регионах за эту же работу давно платят в два раза больше. Бывает и наоборот: в регионах с высокими доходами жители выражают недовольство по иным причинам: из-за коррумпированности чиновничества, административного произвола, экологических проблем, межэтнических конфликтов и т.д. Объективные показатели нередко расходятся с субъективными. Именно поэтому в "средней" группе (от 55 до 45 баллов) оказались такие разные регионы, как Алтайский край и, например, Московская область.

Очень важно для "социального самочувствия" то, насколько люди верят в перспективы улучшения жизни. Считают ли они свой регион динамично развивающимся, дающим возможности для свободной самореализации или видят вокруг себя только застой, запреты и деградацию? Гордятся ли они своим регионом или испытывают сожаление от места своего пребывания? В последнем случае (когда начинает преобладать негативный "самоимидж") наиболее активные граждане, как правило, "голосуют ногами". Показатели внутренней миграции очень хорошо отражают то, какие регионы считаются перспективными.

Алтайский край в этом плане вполне закономерно оказался "в серединке" (54 балла). С одной стороны, жизнь здесь вполне стабильна: практически нет серьезных этноконфессиональных конфликтов, нет снижения уровня жизни (который, однако, так же стабильно остается одним из самых низких). С другой стороны - общественно-политическая и культурная жизнь в последние годы стала заметно более ограниченной, единообразной. Талантливые, думающие люди (предприниматели, ученые, деятели культуры и т.д.) все чаще сталкиваются со стеной бюрократических барьеров и, не находя возможности реализации, уезжают. Это очень серьезная проблема, потому что уезжают именно те, кто мог бы дать импульс к более активному развитию. Эти люди затем вкладывают свои таланты и энергию в развитие других регионов, что лишь увеличивает существующие разрывы. И эти разрывы отнюдь не компенсируются притоком азиатских мигрантов.

О растущем оттоке "коренных" жителей Алтая говорят данные, приведенные недавно Сибинфо: только за первые пять месяцев текущего года регион покинули более 30 тысяч человек. Причем за последние пять лет число уехавших увеличилось почти вдвое - с 48,8 тысяч в 2008 году до 93 тысяч в 2012 году. Из них за рубеж уехало лишь менее 1,5 тысяч. А вот в соседней Новосибирской области из 93 тысяч человек, приехавших в регион за год, 29% приехали из Алтайского края. Кстати, Новосибирская область вполне закономерно оказалась в более высокой группе по уроню "социального самочувствия".

Весьма характерно и то, что Республика Алтай, несмотря на близкие к Алтайскому краю показатели средней зарплаты, оказалась в группе "очень высокий рейтинг" (свыше 65 баллов). Во многом это связано, видимо, с бурным развитием туризма, с развитием разнообразных местных инициатив.

Специалисты по маркетингу территорий давно уже вывели такую формулу: хороший регион - тот, в котором интересно жить, работать и отдыхать. В Алтайском крае в последнее время тоже много говорят о необходимости улучшения имиджа. Однако имидж невозможно улучшить одними спущенными сверху пиар-проектами. Для того, чтобы улучшилось социальное самочувствие, люди должны увидеть своими глазами реальные новые перспективы улучшения своей жизни.

Напомним, рейтинг составил Фонд развития гражданского общества (ФоРГО), который при содействии и на основе данныхФонда "Общественное мнение".