СМИ об исследованиях

  |  20 августа, 2013   |   Читать на сайте издания

В России счастливы буддисты и нефтянники

«Фонда развития гражданского общества» представил результаты исследования социального самочувствия регионов России. Картина вырисовывается довольно пестрая и не очень обнадеживающая. Качество жизни в регионах России и удовлетворенность ей по-прежнему радикально отличаются. Причем, как показывает практика, у действующей власти в «счастливых» регионах могут быть и не самые высокие рейтинги, как в Москве и Санкт-Петербурге, где другие параметры качества жизни позволяют людям смотреть на жизнь оптимистично.
Источник изображения: civilfund.ru

На карте, представленной Фондом, «островки счастья» с очень высоким рейтингом (65 и выше) окрашены в темно-зеленый, довольно благополучные субъекты федерации, набравшие от 55 до 65 баллов, — в салатовый, середнячки, жители которых оценивают ситуацию на 45-55 баллов, — в оранжевый, а депрессивные участки (39-44) - в красный. При беглом взгляде на карту, кажется, что ситуация неплохая. Процентов 70 территории салатовые, то есть имеют высокий уровень благополучия. Впрочем, социолог Александр Ослон не советует трубить по этому поводу в фанфары, так как большинство этих территорий куда гуще заселены бурыми медведями, чем людьми. «Красная» же и оранжевая зоны неблагополучия и депрессии напротив, заселены очень густо и в большей степени отражают ситуацию в стране.

 

Для составления рейтинга исследователи выяснили, довольны ли граждане положением дел в своих субъектах федерации, действующей властью, вектором развития, а также готовы ли наши они участвовать в акциях протеста. Посчитав эти критерии недостаточными, исследователи добавили еще четыре вспомогательных: готовность брать кредиты и ездить за границу, материальное положение, его динамика, а также наличие проблем, вынуждающих выходить на массовые акции. Итого - 100 баллов. Максимум по 20 за основные и по 5 за второстепенные.

 

В целом, существуют некоторые макрорегиональные тенденции. Области и края Восточной Сибири и Дальнего Востока не склонны оценивать свою ситуацию слишком оптимистично, но и не ударяются в махровый скепсис. Средний рейтинг социального самочувствия наблюдается на Камчатке, в Еврейской автономной области и Забайкальском крае.


Традиционно стойко переносят свои тяготы и невзгоды жители национальных республик, в которых доминируют почитатели буддизма и шаманизма. «Толстовское» непротивление злу насилием, несмотря на низкие зарплаты и ветхую инфраструктуру, характерно для жителей Хакасии, Бурятии, Тывы и Алтая, в которых люди чувствуют себя более чем неплохо. Индустриальное благополучие Кемеровской области не дает лишних поводов горевать по поводу автокредитов и, уж тем более, акций протеста.


Менее всего удовлетворены положением дел суровые северяне — населяющие тайгу и тундру архангелогородцы и жители кольского полуострова, а также население Курганской, Курской областей. Не испытывают особого энтузиазма от своего бытия волгоградцы. Точно так же как и костромичи, в чьих лесах и болотах с подачи Ивана Сусанина заплутал отряд польских интервентов. Отказ от статуса всероссийского оффшора и превращения в Нью-Васюки Элисты не приносит особого удовлетворения калмыкам.


На другом полюсе внутреннего благополучия находятся Татарстан, Башкирия, Челябинская и Тюменская области. И уж совсем на недосягаемую вершину забрался Ямало-Ненецкий автономный округ, жители которого ни при каких раскладах не поддержат «болотные сценарии».


Социальное самочувствие европейской части России можно оценить на твердую «тройку». Большая часть регионов на карте окрашена в оранжевые тона, говорящие о среднем уровне оценки условий своего существования. Это касается и Ивановской области, в которой тоскуют невесты, и Кировской области, из которой Алексей Навальный украл леса на 16 миллионов рублей, и Ставропольского края, активно заселяемого народами Кавказа. Исключение из правил — Калужская и Белгородская области. Первый регион является Меккой для инвесторов, второй — нашел «своего» губернатора, который уже разменял третий десяток лет на своем посту. Калуга, кстати, наряду с Якутией, Амурской и Иркутской областью менее всего склонна к протестным акциям.


«В основе политического протеста практически всегда лежат социальные проблемы. Уровень хорошего социального самочувствия региона нередко зависит от того, насколько эффективно власть выстраивает коммуникации и показывает, что имеющиеся средства расходуются эффективно и справедливо», - прокомментировал взаимосвязь протестного потенциала и уровня жизни председатель правления "Фонда развития гражданского общества" Константин Костин. Кроме того, исследователь заверил, что подобные исследования будут проводиться ежеквартально.


Обозреватель Noteru.com Родион Субботин