СМИ об исследованиях

  |  22 августа, 2013   |   Читать на сайте издания

Призрак протеста бродит по югу России

Кубанцы готовы участвовать в протестных акциях, а Волгоградская область стала одним из самых несчастливых регионов страны

Неожиданные выводы сделал Фонд развития гражданского общества, который возглавляет бывший руководитель управления внутренней политики администрации президента Константин Костин. На днях его организация опубликовала на своем сайте рейтинг социального самочувствия страны. Представители ФоРГО по заказу Кремля измеряли социальную температуру в 79 регионах России, в том числе южных. Государственный «медосмотр» прошли далеко не все субъекты Федерации. Например, Чеченская Республика не была включена в общероссийский рейтинг. Подробности – в материале «ФедералПресс.Юг».

Губернаторы заволновались

Авторы карты социального самочувствия страны сообщают, что использовали данные двух опросов фонда «Общественное мнение», которые проходили в феврале и мае текущего года. Социологи утверждают: статистическая погрешность их исследования не превышает 1 %. Другими словами, «в достоверности наших соцопросов можно не сомневаться». Фонд «Общественное мнение» спрашивал у россиян, как они оценивают ситуацию в своем регионе, как относятся к действующей власти, довольны ли своим материальным положением и есть ли у них желание принять участие в протестных акциях.

В рейтинге применялась шкала оценок от 1 до 100 баллов. Регионы, набравшие более 65 баллов, зачислены в первую группу «очень высокий рейтинг». Краснодарский край, набрав 65 баллов, попал во вторую – «высокий рейтинг». В этой же категории с меньшими баллами находятся Ростовская и Астраханская области. В группу «средний рейтинг» попали Республика Адыгея и Ставропольский край. Республика Калмыкия возглавила следующую группу: «рейтинг ниже среднего», набрав 45 баллов. По версии авторов рейтинга, самое неважное социальное самочувствие в стране – у Волгоградской области. Регион ЮФО попал в последнюю, четвертую группу, где занял самый низкий балл – 39.

По результатам рейтинга Фонда развития гражданского общества в Краснодарском крае высока доля протестных настроений. По этим показателям регион сравнялся с Москвой и Санкт-Петербургом, где оппозиционно настроенных граждан в разы больше, чем по всей стране.

Есть мнение, что рейтинг социального самочувствия России может учитываться федеральной властью при принятии кадровых решений в регионах. Губернаторы, чьи области набрали низкие баллы, уже заволновались: как бы чего ни вышло. 

Территория постоянного «бурления»

По мнению политических экспертов Краснодарского края, всерьез расценивать проект ФоРГО нельзя, особенно социологическое заключение о протестных настроениях на Кубани.

Об этом же заявил корреспонденту «ФедералПресс.Юг» депутат заксобрания Краснодарского края, председатель комитета по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территорий Николай Петропавловский.

«Реальной готовности к протестным акциям на Кубани нет, – говорит краевой парламентарий. – Прежде всего это связано с качеством жизни местного населения». По словам депутата ЗСК, жителям региона есть что терять – к примеру, недвижимость. «Если фактически посмотреть, что происходило в других регионах ЮФО за последние три года, то можно увидеть, что эти регионы менее стабильны, чем Краснодарский край, – говоритНиколай Петропавловский. – Заметные волнения были в Астраханской области, и политические, и национальные. На северо-востоке Ростовской области были конфликты. Волгоградская область вообще территория постоянного «бурления».



Волгоградская область – территория постоянного «бурления»


По словам депутата, в объективность этих рейтингов он не верит. «Различного рода псевдоаналитические конторы, которые публикуют подобного рода рейтинги, не преследуют цель показать реальное положение дел, – считает Николай Петропавловский. – Цель в другом: заработать себе политический или финансовый капитал».

Похожую позицию занял советник ректора КубГУ по молодежной политике, политический аналитик, известный блогерАлександр Топалов. «Результаты исследования о протестных настроениях в Краснодарском крае выглядят достаточно странно, – говоритТопалов. – В крае не проводится массовых протестных акций. Возможно, вопрос в некачественной социологической выборке, либо были учтены стрессовые факторы в виде грядущей Олимпиады в Сочи. В целом я бы поставил край в середину рейтинга, поскольку его суть – показать соотношение мнений граждан, а не реальное положение дел».

Краснодарскому краю не хватило одного балла, чтобы попасть в первую группу «очень высокий рейтинг»

Критически рейтинги восприняли и в соседней Ростовской области. Известный в Ростове политтехнологСергей Смирновтак прокомментировал ситуацию корреспонденту «ФедералПресс.Юг»: «Я скептически отношусь к подобным рейтингам. Тема очень субъективная и тонкая. Это примерно как спрашивать у людей: счастливы ли вы? Не думаю, что в Мордовии или в Туве жизнь намного лучше, чем в Московской области».

По словамСергея Смирнова, разница в показателях Краснодарского края (65 баллов) и Ростовской области (57 баллов) в пределах погрешности. Как считает политтехнолог, объективно социально-экономическое положение в обоих регионах мало в чем различается. Но в краснодарских СМИ меньше критики, чем в ростовских, а в федеральных больше пишут про Краснодарский край в связи с Олимпиадой, что влияет на субъективные оценки респондентов.



Кубань по уровню протестных настроений сравнялась с Москвой и Петербургом (график представлен на сайте Фонда развития гражданского общества)

«Кто заказывает девушку, тот ее и танцует»

Президент Центра прикладной социологии и политологии, кандидат политических наукГеннадий Подлесныйскептически отнесся к результатам рейтинга, опубликованного Фондом развития гражданского общества.

Рейтинги, по словам социолога, которые публикуются, носят нередко заказной характер. Никто не отменял старого изречения: «кто заказывает девушку, тот ее и танцует».

«Эти данные носят сомнительный характер по многим параметрам. Во-первых, с точки зрения науки социологии, никакой необходимости опрашивать за два месяца 113 800 респондентов нет, более того – подобная выборка – явление уникальное в практической социологии, последний раз нечто подобное предпринимала редакция одного из американских журналов в 30-е годы прошлого столетия. При нормальной организации исследования можно опросить 1200 респондентов и выдать социологические данные с погрешностью до 3%. Кстати, заявленная социологическая погрешность исследования – 1%, – также сомнительна, ведь она не зависит только от количества опрошенных респондентов, но и должна учитывать многие другие параметры, в том числе и так называемый «человеческий фактор».

Следующий параметр, вызывающий настороженность, это стоимость такого сверхмасштабного исследования. Опираясь на данные о средней стоимости социологических исследований, которые имеются на сайте Исследовательской Группы ЦИРКОН, можно подсчитать среднюю стоимость данного исследования, цифра более чем впечатляет – более 170 000 000 рублей. Для сравнения, Фонду ИСЭПИ Распоряжением Президента России от 29.03.2013 N 115–рп, для организации в 2013 году Всероссийского конкурса социологических исследовательских проектов выделено 110 миллионов рублей, что называется, почувствуйте разницу! Конечно, если Фонд развития гражданского общества получил финансирование данного проекта от своего партнера – американской компании Crimson Hexagon, то остается только порадоваться за коллег, имеющих возможность получать такую хорошую финансовую поддержку!»

«Меня удивляет то, что Краснодарский край набрал всего 65 баллов из 100, – говорит социолог, – по нашим оценкам, уровень благосостояния жителей региона и их отношение к ситуации в целом по краю, намного выше, чем это представлено в данном исследовании. О конкретных сравнительных цифрах наших исследований, сопоставимых с предложенными данными Фонда, говорить нельзя – слишком различаются методики и инструментарий исследований».

Геннадий Подлесный категорически не согласен с тем, что протестные настроения среди кубанцев так же высоки, как в Москве и Петербурге. «Протестные настроения на Кубани не могут быть столь явно выражены, как это указано в приведенном графике, – говорит социолог. По нашим данным, протестные настроения свойственны не более чем 8% населения края. Те данные, которыми мы оперируем, коррегируются нами с мониторинговыми исследованиями социально-политического поля Кубани за 12 лет. Для сравнения, Фонд развития гражданского общества опирается на результаты исследования, проведенного в один год с интервалом в два месяца. Опять же, с точки зрения социологии, такой небольшой промежуток времени между двумя полевыми этапами – нонсенс и может быть оправдан только если в стране революционная ситуация и необходимы экспресс-опросы общественного мнения. Слава Богу, в России сейчас нет такой ситуации и, соответственно, никакой научной необходимости делать социологические замеры и тем более масштабные социологические исследования настроения людей с таким временным интервалом нет».

По словам Геннадия Подлесного, социальное напряжение гораздо выше в соседних с краем регионах: в Ставрополье и Ростовской области. «Если брать по Южному Федеральному Округу, который нам близок географически, то Краснодарский края является самым спокойным, стабильным регионом, – утверждает собеседник экспертного канала. – Значит ли это, что у нас в крае все настолько благостно и хорошо, что никаких проблем у власти и общественности края нет? Конечно же, так утверждать мы не можем».

По словам социолога, есть еще понятие латентного (скрытого) напряжения, которое можно выявить только в ходе исследований, называемых в социологии «условно качественными», в отличие от «условно количественных», примененных, к примеру, Фондом развития гражданского общества.

«Данные наших исследований латентного недовольства кубанцев дают более высокую цифру – 27%. То есть, почти треть кубанцев по тем или иным причинам недовольна социально–политической обстановкой в крае, но на данном этапе открыто выражать свое недовольство не готова.

Если федеральные и краевые власти не будут принимать активных мер по снятию этого внутреннего напряжения, то за весьма короткое время от полугода – год, мы можем получить «соединение ножниц»: открытого и латентного недовольства, – говорит Геннадий Подлесный. – Вот тогда это может привести к социальному взрыву. Катализатором срабатывания «ножниц» может послужить не только ухудшение экономического положения кубанцев, но и различные социальные явления, к примеру, масштабные коррупционные скандалы».