СМИ о мероприятиях

  |  19 июня, 2015   |   Читать на сайте издания

"Может быть, возникло желание соломку подстелить"

Тема проведения в России досрочных выборов — как парламентских, так теперь уже и президентских, последнее время все больше будоражит общественность. Что касается переноса последних, то это пока вопрос гипотетический. Во всяком случае, лидеры двух думских фракций, правящей "Единой России" и оппозиционной "Справедливой России", один за другим дали отпор экс-министру финансов Алексею Кудрину, предложившему подумать на тему переноса выборов главы государства. Между тем, фактически уже согласованный перенос выборов в Госдуму с декабря на сентябрь 2016 года, закон о котором 19 июня Госдума готовится одобрить в первом чтении, продолжает вызывать вопросы. О том, зачем понадобился этот неожиданный шаг и какие процессы в стране подтолкнули к такому решению, в интервью "Росбалту" рассказал политолог, глава "Политической экспертной группы" Константин Калачев.
 
— Судя по тем комментариям, которые официально и неофициально дают многие депутаты Госдумы, никто так до сих пор и не понимает, зачем потребовался перенос парламентских выборов на три месяца. Официальный довод, что это нужно для принятия бюджета уже новым составом палаты, по мнению специалистов по бюджетному процессу не выдерживает даже самой мягкой критики. Как вы думаете, что происходит на самом деле?
 
– Не далее как вчера, тот же Неверов (вице-спикер Госдумы от "Единой России" Сергей Неверов, — "Росбалт") на конференции политтехнологов в Фонде развития гражданского общества привел в пример целый ряд европейских стран, которые проводят выборы в сентябре именно ради работы над бюджетом.
 
– Но, если я ничего не путаю, реальная работа над бюджетом в Госдуме идет в мае...
 
– Работа над ним ведь идет не один день. Однако самым правильным будет поверить в то, что это имеет отношение к реальности. Для кого-то существенным представляется удобство работы нового депутатского корпуса над бюджетом, для кого-то — сентябрь как пик социального самочувствия и, соответственно, возможность избавить депутатов от соблазна построить свою избирательную кампанию на критике местной и региональной власти в связи с неготовностью к отопительному сезону, или в связи с тем, что деньги, поступившие на ремонт дорог летом, осваиваются только в конце осени и асфальт кладут в грязь и снег. Одно дело народная повестка выборов в сентябре, другое дело — в ноябре. Например, не дали тепло...
 
  — Тем не менее, складывается впечатление, что это решение продавливается в экстраординарном порядке только одной группой во власти, что это не консолидированная позиция и в правящей элите по этому вопросу идет какая-то борьба, чувствуется какая-то аппаратная суетливость. Так ли это?
 
– Пока других мнений, за исключением мнения КПРФ, которая явно находится в торге, слышно не было. В конце концов, и Компартия придет к какому-то, устраивающему всех, варианту.
 
– Но помимо парламента есть еще и исполнительная власть. В администрации президента, как известно, тоже есть разные группы....
 
– Но пока никто там публично не высказывался на эту тему, поэтому пока все это лишь домыслы и слухи. Пока очевидно, что нет никаких оснований считать, что принятое решение будет пересмотрено, выборы все равно будут перенесены. За исключением тех политтехнологов, которые хотели бы провести лето в Крыму, этот вариант всех устраивает.
 
– Полуофициально говорят, что перенос выборов ближе к лету нужен власти для того, чтобы максимально снизить явку. Допустим. Но тогда возникает вопрос, неужели дела так плохи, что нужный результат приходится выбивать такими методами? Ведь, если верить пропаганде, дела у власти идут отлично: есть "крымский консенсус", народ консолидирован, рейтинги зашкаливают. Тут даже закрадывается такое подозрение: может, во власти о событиях ближайшего будущего знают что-то такое, чего не знаем мы, раз им приходится действовать так грубо?
 
– Дела совсем не плохи, но мы же не можем экстраполировать ситуацию сегодняшнего дня на год вперед. Исходя из сегодняшних показателей, чем выше будет явка, тем больше будет успех партии власти. Тот же Фонд общественного мнения выдает результаты своих опросов, которые показывают, что свыше 60% активного электората будут голосовать за "Единую Россию". Другое дело, что, возможно, имеются негативные прогнозы социально экономического развития и у кого-то возникло ощущение, что лучше не рисковать и "подстелить соломку"...
 
– Даже если Конституционный суд одобрит перенос выборов, все равно эта процедура не будет выглядеть юридически безупречно. Фактически, три месяца у нас в стране будет два легитимных состава Госдумы одновременно, что выглядит абсурдно.
 
– Насколько я понимаю, действующий состав Госдумы готов удовлетвориться зарплатой за три месяца. При одном условии — консенсуса думских фракций. Поэтому позиция коммунистов принципиально важна, так как любые сомнения по поводу конституционности тех или иных решений снимаются не только Конституционным судом, но и консолидированным мнением всех фракций Госдумы. Поэтому так важно, чтобы коммунисты дали себя уговорить.
 
– А нет опасности, что вся эта история будет работать на разрушение институтов власти – Конституционного суда, Госдумы?
 
– А кто вообще переживает по поводу институтов? Институциональное развитие, на мой взгляд, не наш путь. Пока, во всяком случае. Когда мы говорим об институциональном подходе, предполагается, что в нем правила игры каждый выборный цикл не меняются. А у нас они меняются достаточно часто. У нас нет общенационального консенсуса в отношении институционального развития. У нас ситуативное реагирование.
 
– На ваш взгляд, не станут ли досрочные выборы в Госдуму прелюдией к досрочным президентским выборам. С тем, чтобы создать для них некий прецедент?
 
– Исключать ничего нельзя. Гипотетически можно себе представить, что президентские выборы могут пройти раньше. Но реально эта тема будет обсуждаться уже после выборов в Госдуму. Сейчас же подобные вбросы больше похожи на провокацию.
 
Беседовал Александр Желенин