СМИ о мероприятиях

  |  18 июня, 2015   |   Читать на сайте издания

http://gorodskoyportal.ru/moskva: «В избирательных кампаниях все меньше места для привозных специалистов». Политологи и партии обсудили выборы-2015

Выборы, назначенные на 13 сентября, обещают стать одними из самых интересных и напряженных. Политологи, социологи и представители Центральной избирательной комиссии в один голос говорят – масштаб предвыборной гонки будет широчайшим, какого страна не видела довольно давно. Серьезную решимость демонстрируют и представители четырех крупнейших российских политических партий. О том, чем нас готовы удивить партии и что об их идеях думают политологи – в материале «ФедералПресс».
 
В нынешнем году в предвыборной гонке примут участие около полумиллиона кандидатов – как от одной из 74 политических партий, так и самовыдвиженцев. Цифра колоссальная. Впрочем, и количество мандатов немалое – порядка 90 тысяч выборных должностей будут простаивать в ожидании дня единого голосования. По словам председателя ЦИК Владимира Чурова, значительная часть кандидатов будет проводить предвыборную кампанию с прицелом на 2016 год. Эти данные глава Центризбиркома озвучил на практической конференции профессиональных организаторов избирательных кампаний «Избирательная кампания 2015: актуальный контекст и вопросы эффективности».
 
«Кроме масштаба, повышенный интерес к начинающемуся избирательному циклу вызван еще и тем, что это последние выборы, предваряющие думскую кампанию 2016 года. По сути, это последняя возможность опробовать и скорректировать партийные стратегии, методы работы с избирателями, уточнить подходы к агитационно-пропагандистской работе», – указывает председатель фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин.
 
Чуров говорит, что раз на кон поставлено политическое будущее, партии наверняка перестрахуются, наняв, как минимум по два ведущих политтехнолога на и предвыборный штаб каждого кандидата. Вообще, это «норма российских избирательных технологий», как выразился глава ЦИК.
 
Эксперты же уверены – пора менять представления о том, что дает результат. «Меняются представления о якобы классических приемах и методах достижения электорального результата: инерционные сценарии с засушенной явкой отнюдь не всегда гарнируют беспроблемную кампанию провластному кандидату. Базовый электорат крупных партий – это не однородное сообщество, которую можно мобилизовать одним генеральным сообщением, а совокупность разнообразных целевых групп с собственными интересами, лидерами, коммуникационными предпочтениями», – говорит Костин.
 
Тем временем представители самых стабильных политических партий, несмотря на слова об изменении трендов, заезженную до скрежета в зубах пластинку отчего-то менять не собираются, «бухнув», например, по «новичкам» коалиционным агрессивным pr-менеджментом. Особенно удручает экспертов позиция не партии власти, которая, по признанию многих политологов, является наиболее подготовленной к выборам мощной политической машиной, а коммунисты и эсеры. Секретарь президиума центрального совета «Справедливой России» Александр Бурков заявил, что партия выбрала для участия в нынешней предвыборной гонке стратегию спонтанных дел. Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов же сообщил, что после проведенного тщательного анализа выдвиженцы от партии ориентированы на политику «здесь и сейчас»: «Хочешь в районе баню? Голосуй за коммуниста Ваню!».
 
Тем временем партия «Единая Россия» в лице секретаря генерального совета Сергея Неверова неподражаемо спокойна. По его словам, «оппозиция лишь тогда признает выборы легитимными, когда одерживает в них победу.
 
«Каждый избирательный цикл «Единая Россия» вносит свои коррективы. Одно из главных отличий нынешней предвыборной гонки – крупнейшая компания за последние годы, будут избираться 1135 муниципальных глав, – напоминает Неверов. – Я же попрошу обратить внимание на тех губернаторов из оппозиции, которые умерили пыл в своих обещаниях, столкнувшись со сложностями хозяйственной деятельностью на местах».
 
Легкое дежавю и современные PR-методы
 
Масла в огонь подливают, кстати, и сами практики избирательных технологий. К примеру, президент «Агентства экономической и политической информации» Дмитрий Орлов уверен, что благоприятными грядущие выборы будут для тех партий, которые имеют значительные электоральные группы, и способны провести «мобилизацию последнего дня»
 
«Не стоит рассчитывать на тихую инерционную кампанию, нужно рассчитывать на интересы электоральных групп. И нужно исходить из множественных сценарных развилок: где-то будет востребована ускоренная мобилизация молодежных групп, где-то будет тихая компания с мобилизацией ядерного электората или традиционного избирателя», – прогнозирует Орлов.
 
В данный момент, отмечают аналитики, российские реалии допускают два типа избирательных кампаний – таргетирование и креативный подход в продвижении кандидатов. То есть работать можно с современной аудиторией либо через диалог, либо через неформальных лидеров.
 
«Поскольку у нас политических контекст стал более понятным, то и работа должна стать более точечной. Времена, когда мы приезжали в регион за восемь месяцев до начала кампании командой в 100 человек, давно ушли в прошлое. Сегодня в избирательных кампаниях все меньше находится место для привозных специалистов. Задача менеджмента – вовсе не собирать больших команд, а найти аутсорсеров, которые способны заполнить ниши. Кроме того, мы понимаем, что в связи с увеличением потока информации растет роль малых аудиторий – люди начинают замыкаться в малые группы, где есть свои лидеры. По этому тренду мы и должны двигаться», – уверен руководитель исполкома московского регионального отделения «ЕдРа» Олег Смолкин.
 
Лайков – нет!
 
Помимо парламентских партий, в выборах, как мы указывали выше, будет участвовать более 70 политических партий. Естественно, среди них и незабываемое «Яблоко», и широко известный «РПР-Парнасс». То есть все те политически активные и замотивированные на победу либеральные силы, которые еще год назад возлагали надежды на повышение своего рейтинга в виртуальной реальности сегодня, согласно проведенным исследованиям, вообще утратили всяческую популярность.
 
«Сайт партии «Яблоко», декларация от 5 февраля: 108 репостов в Facebook, 90 – в Вконтанте. «РПР-ПАРНАС», объявившие об участии в выборах в Новосибирске, Калуге и Костроме: вообще никаких репостов или отметок «нравится»! У этих партий сегодня есть довольно серьезная проблема – сигналы, данные аудитории не были услышаны. То есть у них нет своей аудитории, соответственно, – у сайта нет читателей, а у партии – общественной поддержки», – объясняет руководитель «политической экспертной группы Константин Калачев.
 
Аналитики также указывают, что новые технологии используют далеко не в полную мощь не только консерваторы из партийной четверко, но и пресловутая оппозиция. К примеру, Алексей Навальный все еще продолжает сосредоточенно делать посты в ЖЖ, который для современной расширяющейся отечественной интернет-аудитории является совершенно не интересной площадкой. Или, к примеру, потенциальные кандидаты не учитывают сферы интересов той или иной социальной сети: где то повестка сформирована в федеральном направлении (Facebook, Twitter), а где-то – наоборот, пользователи, в основном, сосредоточены на обсуждении региональных проблем («Одноклассники», «ВКонтакте», «Инстаграм»).
 
«Аккаунт Рамзана Кадырова в «Инстаграм» – эталонное использование социальной сети для формирования имиджа и коммуникации, – отмечает главный эксперт Центра мониторинга и анализа процессов медиа ФоРГО Станислав Апетьян. – То, что было актуально в 2011 году, не актуально сегодня. Произошло изменения в акцентах. Мы начинаем жить в несколько новойсоциомедиакоммуникации. И использование ботов и других черных инструментов не эффективно. Боты не голосуют… И на следующих выборах в 2016 году мы увидим гораздо сложнее технологии, чем сегодня».