СМИ о мероприятиях

  |  17 июня, 2015   |   Читать на сайте издания

Костин на конференции политтехнологов: инерционные сценарии выборов могут не сработать

17 июня в Фонде развития гражданского общества проходит практическая конференция профессиональных организаторов предвыборных кампаний «Избирательные кампании 2015 г.: актуальный контекст и вопросы эффективности». В мероприятии принимают участие политконсультанты, социологи и электоральные юристы. Ruposters публикует текст выступления председателя правления ФоРГО Константина Костина, с которого началась конференция политтехнологов.
 
Мы собрались накануне начала очередного избирательного цикла, в ходе которого состоятся выборы 21 высшего должностного лица субъектов РФ, 11 органов законодательной власти российских регионов и более 3000 муниципальных кампаний.
 
74 партии смогут выдвинуть своих кандидатов, чтобы побороться за мандаты разного уровня в 70 субъектах РФ.
 
Кроме масштаба, повышенный интерес к начинающемуся избирательному циклу вызван еще и тем, что это последние выборы, предваряющие думскую кампанию 2016 года. По сути, это последняя возможность опробовать и скорректировать партийные стратегии, методы работы с избирателями, уточнить подходы к агитационно-пропагандистской работе.
 
Современная избирательная кампания – это сложная многофакторная система политических коммуникаций, успех которой определяется уровнем  профессионализма политических менеджеров, правильным набором технологического инструментария, эффективной стратегией, позволяющей обратиться к избирателю с актуальной и востребованной повесткой, создав необходимые условия для мобилизации базового электората и присоединения ситуативного.
 
Безусловно, за последние несколько лет, политическая система страны и избирательная система, как ее часть, претерпели существенные изменения. Это, в первую очередь, связанно с реализацией комплекса мер, направленных на развитие политической конкуренции (увеличилось число политических партий и количество выборов, в первую, очередь, за счет возвращения выборности ВДЛ, а в перспективе и за счет выборов в Госдуму по одномандатным округам).
 
С другой стороны, изменения претерпело и общество (меняются традиционные, считавшиеся практически каноническими, модели электорального поведения больших социальных групп, например, участники митингов на Болотной площади, голосовавшие на выборах Президента РФ за В.Путина и пенсионеры, отдавшие свои голоса в Москве на выборах мэра, за А.Навального), изменилось отношение граждан к различным формам политической активности (уличные мероприятия перестали восприниматься как что-то опасное и неодобряемое), серьезно поменялась коммуникационная среда (интернет стал поставщиком информации наряду с «большим» телевидением). Еще одним важным фактором, который будет оказывать существенное влияние на результаты кампаний в ближайшие годы – высокий уровень консолидации вокруг Президента РФ В.В.Путина.
 
Основное требование, которое предъявляется к выборам всех уровней – это обеспечение легитимности. И кампании, и ее результатов. Критериями легитимности выступают два основополагающих консенсуса. Согласие граждан и согласие участников выборов с результатами кампании. Достижение этого двойного консенсуса возможно при соблюдении в рамках электоральных процедур принципов открытости, публичности и честности.  
 
Кроме того меняются и представления о якобы классических приемах и методах достижения электорального результата: инерционные сценарии с засушенной явкой, отнюдь не всегда гарнируют беспроблемную кампанию провластному кандидату. Базовый электорат крупных партий – это не однородное сообщество, которое можно мобилизовать одним генеральным сообщением, а совокупность разнообразных целевых групп с собственными интересами, лидерами, коммуникационными предпочтениями.
 
Я уверен, что профессиональные организаторы избирательных кампаний должны, учитывать это в своей работе для обеспечения и результативности, и легитимности выборов.