«В избирательных кампаниях все меньше места для привозных специалистов». Политологи и партии обсудили выборы-2015
Выборы, назначенные на 13 сентября, обещают стать одними из самых интересных и напряженных. Политологи, социологи и представители Центральной избирательной комиссии в один голос говорят: масштаб предвыборной гонки будет широчайшим, таким, какого страна не видела довольно давно. Серьезную решимость демонстрируют и представители четырех крупнейших российских политических партий. О том, чем нас готовы удивить партии и что об их идеях думают политологи – в материале «ФедералПресс».
В нынешнем году в предвыборной гонке примут участие около полумиллиона кандидатов – как от одной из 74 политических партий, так и самовыдвиженцев. Цифра колоссальная. Впрочем, и количество мандатов немалое – порядка 90 тысяч выборных должностей будут простаивать в ожидании единого дня голосования. По словам председателя ЦИК Владимира Чурова, значительная часть кандидатов будет проводить предвыборную кампанию с прицелом на 2016 год.
Эти данные глава Центризбиркома озвучил на практической конференции профессиональных организаторов избирательных кампаний «Избирательная кампания – 2015: актуальный контекст и вопросы эффективности».
«Кроме масштаба повышенный интерес к начинающемуся избирательному циклу вызван еще и тем, что это последние выборы, предваряющие думскую кампанию 2016 года. По сути это последняя возможность опробовать и скорректировать партийные стратегии, методы работы с избирателями, уточнить подходы к агитационно-пропагандистской работе», – указывает председатель Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин.
Владимир Чуров говорит, что поскольку на кон поставлено политическое будущее, партии наверняка перестрахуются, наняв как минимум по два ведущих политтехнолога на предвыборный штаб каждого кандидата. Это «норма российских избирательных технологий», по выражению главы ЦИК.
Эксперты же уверены: пора менять представление о том, что дает результат. «Меняются представления о якобы классических приемах и методах достижения электорального результата: инерционные сценарии с засушенной явкой отнюдь не всегда гарнируют беспроблемную кампанию провластному кандидату. Базовый электорат крупных партий – это не однородное сообщество, которое можно мобилизовать одним генеральным сообщением, а совокупность разнообразных целевых групп с собственными интересами, лидерами, коммуникационными предпочтениями», – говорит Костин.
Тем временем представители самых стабильных политических партий, несмотря на слова об изменении трендов, заезженную до скрежета в зубах пластинку отчего-то менять не собираются, «бухнув», например, по новичкам коалиционным агрессивным PR-менеджментом. Особенно удручает экспертов позиция не партии власти, которая, по признанию многих политологов, является наиболее подготовленной к выборам мощной политической машиной, а коммунистов и эсеров. Секретарь президиума центрального совета «Справедливой России» Александр Бурков заявил, что партия выбрала для участия в нынешней предвыборной гонке стратегию спонтанных дел. Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов же сообщил, что после тщательного анализа выдвиженцы от партии ориентированы на политику «здесь и сейчас»: «Хочешь в районе баню? Голосуй за коммуниста Ваню!».
Тем временем партия «Единая Россия» в лице секретаря генерального совета Сергея Неверова неподражаемо спокойна. По его словам, «оппозиция лишь тогда признает выборы легитимными, когда одерживает в них победу».
«В каждый избирательный цикл «Единая Россия» вносит свои коррективы. Одно из главных отличий нынешней предвыборной гонки – крупнейшая кампания за последние годы, будут избираться 1135 муниципальных глав, – напоминает Неверов. – Я же попрошу обратить внимание на тех губернаторов из оппозиции, которые умерили пыл в своих обещаниях, столкнувшись со сложностями хозяйственной деятельности на местах».
Легкое дежавю и современные PR-методы
Масла в огонь подливают, кстати, и сами практики избирательных технологий. К примеру, президент «Агентства экономической и политической информации» Дмитрий Орлов уверен, что благоприятными грядущие выборы будут для тех партий, которые имеют значительные электоральные группы и способны провести «мобилизацию последнего дня»
«Не стоит рассчитывать на тихую инерционную кампанию, нужно рассчитывать на интересы электоральных групп. И нужно исходить из множественных сценарных развилок: где-то будет востребована ускоренная мобилизация молодежных групп, где-то будет тихая кампания с мобилизацией ядерного электората или традиционного избирателя», – прогнозирует Орлов.
В данный момент, отмечают аналитики, российские реалии допускают два типа избирательных кампаний – таргетирование и креативный подход в продвижении кандидатов. То есть работать с современной аудиторией можно либо через диалог, либо через неформальных лидеров.
«Поскольку у нас политический контекст стал более понятным, то и работа должна стать более точечной. Времена, когда мы приезжали в регион за восемь месяцев до начала кампании командой в сто человек, давно ушли в прошлое. Сегодня в избирательных кампаниях все реже находится место для привозных специалистов. Задача менеджмента – вовсе не собирать большие команды, а найти аутсорсеров, которые способны заполнить ниши. Кроме того, мы понимаем, что в связи с увеличением потока информации растет роль малых аудиторий – люди начинают замыкаться в малые группы, где есть свои лидеры. По этому тренду мы и должны двигаться», – уверен руководитель исполкома московского регионального отделения «Единой России» Олег Смолкин.
Лайков – нет!
Помимо парламентских партий в выборах, как мы указывали выше, будут участвовать более 70 политических партий. Естественно, среди них и незабываемое «Яблоко», и широко известный «РПР-Парнас». То есть все те политически активные и замотивированные на победу либеральные силы, которые еще год назад возлагали надежды на повышение своего рейтинга в виртуальной реальности, сегодня, согласно проведенным исследованиям, утратили всяческую популярность.
«Сайт партии «Яблоко», декларация от 5 февраля: 108 репостов в Facebook, 90 – во «ВКонтакте». «РПР-Парнас», объявивший об участии в выборах в Новосибирске, Калуге и Костроме: вообще никаких репостов или отметок «нравится»! У этих партий сегодня есть довольно серьезная проблема – сигналы, данные аудитории, не были услышаны. То есть у них нет своей аудитории, соответственно, у сайта нет читателей, а у партии – общественной поддержки», – объясняет руководитель политической экспертной группы Константин Калачев.
Аналитики также указывают, что новые технологии используют далеко не в полную мощь не только консерваторы из партийной четверки, но и пресловутая оппозиция. К примеру, Алексей Навальный все еще продолжает сосредоточенно делать посты в ЖЖ, который для современной расширяющейся отечественной интернет-аудитории является совершенно неинтересной площадкой. Или, к примеру, потенциальные кандидаты не учитывают сферы интересов той или иной социальной сети: где-то повестка сформирована в федеральном направлении (Facebook, Twitter), а где-то – наоборот, пользователи в основном сосредоточены на обсуждении региональных проблем («Одноклассники», «ВКонтакте», «Инстаграм»).
«Аккаунт Рамзана Кадырова в «Инстаграм» – эталонное использование социальной сети для формирования имиджа и коммуникации, – отмечает главный эксперт Центра мониторинга и анализа процессов медиа ФоРГО Станислав Апетьян. – То, что было актуально в 2011 году, неактуально сегодня. Произошло изменения в акцентах. Мы начинаем жить в несколько новой социомедиакоммуникации. И использование ботов и других черных инструментов неэффективно. Боты не голосуют… И на следующих выборах в 2016 году мы увидим технологии гораздо сложнее, чем сегодня».