СМИ об исследованиях

  |  27 декабря, 2014   |   Читать на сайте издания

http://www.news29.ru: Все поняли, кто главный: важнейший политический итог года в Архангельской области

В одном из продолжений культовой комедии Ивана Охлобыстина «ДМБ» прапорщик, ради дармовой выпивки изображающий на выставке вооружений перед покупателями-индусами армейского гуру, среди прочих мыслей поделился такой: «Мучается человек, чтобы уразуметь, кто главнее - он, или другой военнослужащий? В армии все понятно - посмотрел на погоны, и уберег нервы».

Во властной вертикали Архангельской области уходящий 2014-й практически по-армейски разрешил все сомнения и поставил все на свои места, пишут сегодня «Архангельские известия», подводя политические итоги года.

В течение 10 лет, с весны 2004 года, политическая элита Архангельской области жила в условиях непрекращающегося раскола, ставшего следствием неожиданной победы бизнесмена Николая Киселева на губернаторских выборах. Политики, чиновники и бизнесмены, составлявшие опору проигравшего выборы главы региона Анатолия Ефремова, сумели сохранить контроль над областным депутатским корпусом и, в ожидании реванша и «своего» губернатора, вполне успешно вставляли палки в колеса и без того не слишком эффективной исполнительной власти.

«Проверенная информация из кремлевских источников» о скорой и неминуемой отставке «слабого и случайно занявшего губернаторское кресло» Киселева курсировала среди регионального истеблишмента практически непрерывно. Во внутривидовой борьбе энергично участвовали и многие главы городов и районов области, а социально-экономическая ситуация в регионе стремительно ухудшалась, при том, что «нулевые годы» для России в целом были благополучными.

Несмотря на обнародование видео, на котором человек, похожий на главу Поморья, пинцетом перебирал денежные купюры, Николай Киселев свою должность покинул только после окончания положенного срока полномочий. На его место пришел хитроумный экс-мэр Якутска Илья Михальчук, в результате чего межвластный конфликт продолжился с утроенной силой.

Инициативы «якутов» по освоению всего и вся вызывали настоящую панику среди местных элит, явно уступавших приезжей команде в московских связях, специфическом опыте и быстроте реакции. Конфликт между приезжими и местными вполне предсказуемо привел осенью 2011 года к крайне неудачным результатам «Единой России» в Поморье на думских выборах. Информация «из Кремля» об отставке Михальчука тоже циркулировала постоянно, однако свой срок полномочий он полностью отработал, оставив Архангельскую область в состоянии экономического, финансового и политического кризиса.

Сменивший его выходец из «оборонки» Игорь Орлов за 3 года во главе региона показал себя чрезвычайно жестким управленцем-технократом, который учел ошибки предшественников. Допустив в начале своего губернаторского срока ряд аппаратных и политических промахов, в итоге он сумел совладать с оппозиционностью местных элит и выровнял ушедшую при его предшественнике в крутое пике экономику Архангельской области.

При этом Орлов продемонстрировал неожиданное для его весьма небольшого политического опыта умение выстраивать отношения с ключевыми федеральными структурами, а информационные атаки на губернатора со стороны его оппонентов муниципального уровня ни к чему, кроме серьезных финансовых расходов для заказчика, так и не привели.

К концу 2014 года структура власти и политических группировок, сохранявшаяся в Архангельской области с «ефремовского» периода, при Орлове изменилась принципиально. Прежде оппозиционный исполнительной власти депутатский корпус теперь демонстративно лоялен главе региона, а спикер Облсобрания Виктор Новожилов обоснованно считается членом губернаторской команды. В столице региона городские депутаты также включились в губернаторскую вертикаль, и вслед за своими областными коллегами отменили выборность мэра Архангельска.

В целом можно сказать, что привычные для местного политического ландшафта бизнес-структуры (в том числе медийные) и связанные с ними бывшие и действующие депутаты лишились прежнего влияния, а некоторые лишились и свободы в результате декриминализации региона.

Им на смену пришло новое поколение политиков, которые ориентируются на мнение и оценки федерального центра, олицетворением которого для них является губернатор.

Кстати, об оценках: по итогам 2014 года Игорь Орлов набрал 60 баллов в рейтинге эффективности губернаторов, в числе других «хорошистов» показав одинаковый результат с главой Мурманской области, уступив 1 балл вологодскому губернатору и оставив далеко позади главу Карелии. Рейтинг, подготовленный близким к Кремлю «Фондом развития гражданского общества» под началом высокопоставленного выходца из администрации президента Константина Костина, неприкрыто отражает оценку федеральным центром результатов работы губернаторов.

Звучит уже банально, но 2015 год для нашего региона будет очень сложным, как и для всей страны. Пока не понятно, захочет ли в наступающем году назначенный президентом Игорь Орлов выходить на выборы, или воспользуется наличием еще двух лет полномочий и выборы отложит?

А пока, с учетом произошедшего законодательного «минусования» мэра областного центра, в Архангельской области, как и в остальных регионах России, властная вертикаль окончательно выстраивается под губернатора. Для большинства представителей элит региона это понятная и удобная ситуация - никакой двойной лояльности и метаний, понятно, кто в области главный и от кого зависит твое политическое и экономическое будущее. В общем, четкая субординация, как в армии. И нервы сберегаются.