СМИ об исследованиях

  |  26 декабря, 2014   |   Читать на сайте издания

Сытые времена на юге закончились

Самыми эффективными губернаторами на Юге России эксперты назвали столь непохожие по управленческому стилю Рамзана Кадырова и Александра Ткачева. Но что дает рядовому жителю высокая экспертная оценка их глав?!

Кадыров о бюрократах не забывает

Фонд развития гражданского общества (ФоРГО), как мы уже сообщали, опубликовал седьмой по счету «Рейтинг эффективности губернаторов», которым подвел итоги года. Он был составлен на основе данных предыдущих шести исследований, опубликованных в нынешнем году. В основу рейтинга легли данные соцопросов фонда «Общественное мнение» (он замеряет социальное самочувствие населения), показатели Росстата, замеры Национальной службы мониторинга, а также мнения федеральных и региональных экспертов.

Десятка лидеров рейтинга не претерпела практически никаких изменений с начала года, она же и оказалась финальной. Самыми эффективными эксперты ФоРГО назвали руководителя Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Дмитрия Кобылкина, губернатора Калужской области Анатолия Артамонова и главу Татарстана Рустама Минниханова.

Среди южнороссийских глав самые высокие позиции, опять-таки традиционно, у Рамзана Кадырова (93 балла из 100 возможных) и Александра Ткачева (87 баллов). Позиции чеченского лидера не поколебал даже последний скандал с «Комитетом против пыток», который занимается расследованием бессудных похищений и пыток лиц, подозреваемых в терроризме.

Для Кремля гораздо ценнее то, что Рамзан Кадыров, несмотря на политические скандалы, железным кулаком сохраняет в республике экономическую стабильность. За последний год здесь было запущено нескольких крупных инвестиционных проектов: туристско-рекреационный комплекс «Кезеной-Ам», кирпичный завод в Грозном, завод по выпуску минеральной воды «Серноводская»... И это не считая жилых комплексов, гостиниц, торговых центров.

На подходе еще несколько проектов разной степени проработанности: два лесоперерабатывающих комбината (с участием, соответственно, финского и китайского капитала), горнолыжный комплекс комплекса «Ведучи», тепличный комплекс «Шелковый путь» в Шелковском районе, Аргунский автозавод Derways, молочный кластер в Гудермесском районе.

Казалось бы, имея такое количество инвесторов, бюджет Чечни должен наполняться с лихвой. Увы. Республика по-прежнему относится к числу высокодотационных. Более того, она еще и лидирует в антирейтинге делового журнала «РБК», который подсчитал финансовые аппетиты региональных бюрократов. Именно в Чечне почти 50% собственных доходов консолидированного бюджета (налоговых и неналоговых) тратится на содержание чиновников. Опережает чеченцев лишь Ингушетия с 55%-ным показателем. Можно сравнить: на противоположном полюсе рейтинга Москва, где армия бюрократов обходится лишь в 2,7% от объема бюджета (хотя здесь их целый город - 107 тысяч).

В число аутсайдеров (губернаторов, у которых рейтинг средний или ниже среднего) попали 35 глав, в том числе Алексей Орлов (Калмыкия; 63 балла), Владимир Владимиров (Ставропольский край; 60 баллов), Юрий Коков (Кабардино-Балкария, 59 баллов), Александр Жилкин (Астраханская область, 53 балла) и Таймураз Мамсуров (Северная Осетия, 49 баллов).

Скажем, для новоиспеченного губернатора Ставрополья ФоРГО, по сути дела, подвело итог пребывания в должности (Владимиров был назначен президентом в конце сентября 2013 года). Радикального улучшения ситуации в регионе он не добился, лишь подступившись к решению застарелых структурных проблем: например, большая доля теневой экономики (особенно в торговле, строительстве и, конечно, сельском хозяйстве), отток русскоязычного населения из деревенских территорий.

При этом, правда, он сумел добиться кооперации с главами соседних территорий. Например, в начале декабря Владимиров вместе с Рамазаном Адбулатиповым подписали «Меморандум об углублении интеграционных связей». Документ, ясно, дежурный, но есть в нем и указания на конкретные инвестпроекты. Скажем, выпускаемые Каспийским заводом точной механики (КЗТМ) газорегуляторные установки будут поставляться для нужд ставропольских газовиков, а на автотрассе между Махачкалой и Каспийском пятигорская компания «Опт-торг» построит крупнейший в республике торгово-развлекательный центр «Вершина».

Налаживается интеграция Ставрополья и с другими регионами: в частности, уже началось строительство автозавода в Михайловске, а в будущем стартует и в Аргуне. Вместе с уже работающим в Черкесске заводов Derways все три предприятия объединятся в Северокавказский автомобилестроительный кластер. Это особенно важно, учитывая недавнее банкротство группы «Донинвест», в которую входил Таганрогский автозавод (ТагАЗ), выпускавший бюджетные модели.

Рейтинг как «ярлык на княжение»?

Практически не поставляла громких новостей в уходящем году Калмыкия (как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»). Даже свою предвыборную кампанию Алексей Орлов не сумел наполнить мощными мобилизующими обещаниями: новости, приходящие из республики, скорее попадают в категорию «текучка». Строятся газопроводы, ремонтируются объекты социалки, помогает бюджету крупнейший спонсор, компания «Каспийский трубопроводный консорциум», но никаких мощных изменений, которые бы позволили избавиться от ярлыка «депрессивный регион», нет.

Главная позитивная новость - то, что «Лукойл» намерен инвестировать в республику 30 млрд. рублей. И это уже дополнительно к тем деньгам, которые пошли на разведку и бурение шельфа. Правда, от планов нефтяного гиганта не в восторге экологи: Каспийское море славно своими осетровыми (причем места нагула молоди рыб совпадают с зоной добычи углеводородного сырья), сюда же летят зимовать птицы почти со всей Евразии.

В целом же за год Алексей Орлов продемонстрировал позитивную динамику, прибавив за год в рейтинге 4 балла (из 100). Но самыми успешными на Юге России оказались Рамзан Кадыров (за год набрал 8 баллов), Александр Ткачев и Василий Голубев (по 7 баллов). Скажем, для Голубева эксперты благотворно оценили «успешное решение проблем гуманитарного характера, возникших в связи с гражданской войной на Украине». Как тут не вспомнить, что в будущем году Голубева ждут выборы.

Впрочем, будущий год губернаторам по сути придется начинать с чистой страницы, учитывая резко ухудшившуюся экономическую конъюнктуру. Руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин (бывший глава управления внутренней политики в администрации президента) считает, что «будущий успех или неуспех в социально-экономической сфере губернаторов, бесспорно, будет зависеть от того, какие отношения у лидера региона сложились с федеральным центром».

А ведь и сам рейтинг, разрабатываемый ФоРГО, является своеобразным показателем лояльного отношений Кремля к региональным властям. Методика (как и сами входные данные) исследования непрозрачны, но это лишь усиливает восприятие показателей рейтинга именно как некоего «ярлыка на княжение».