http://www.newdaynews.ru: Шатания Куйвашева, псевдореформы, КрымНаш и Война элит 2.0: политические итоги года «НР-Екатеринбург»
Екатеринбург, Декабрь 26 (Новый День - Новый Регион, Александр Родионов) - 2014 год выдался в политическом плане примечательным, если не сказать выдающимся. И хотя по понятным причинам первенство держала внешнеполитическая повестка с мемами вроде «вежливых людей» и «Крымнаш», много интересного случилось во внутренней политике Свердловской области. Это и вспыхнувшая с новой силой война «города» и «области», и призыв к импичменту губернатора Куйвашева, и псевдореформа кабмина с недореформой МСУ, и падение влияния парламентских партий. На этом фоне любопытные метаморфозы случились с отдельными персонами, типа мэра Екатеринбурга Ройзмана или депутата ЕГД Кинева. Все подробности - в итоговом обзоре «Нового Региона».
Шаткие позиции Куйвашева - от угрозы импичмента к падению в рейтингах
Начало уходящего политического года было ничем особо не примечательно. Например, в январе 2014 года еще ничто не предвещало настолько бурных событий, который весной потрясли Россию, Украину, США и Европу. И на тот момент федеральная власть (не то, что сейчас) пристально следила за ситуацией в регионах. Так, Минфин РФ предложил снимать губернаторов регионов-должников. Это напрямую касалось Евгения Куйвашева с закредитованной Свердловской областью, обремененной вдобавок многомилиллардными госдолгами. Правда, серьезными последствиями для губернаторов идея Минфина не обернулась - регионы страны были в долгах, как в шелках и дальше простых заявлений министра Силуанова дело не пошло.
Куда неприятней для Евгения Владимировича оборачивалась ситуация внутри области. Он никак не мог найти общий язык с разными политическими и экономическими группами. Это будет аукаться ему на протяжении всего 2014 года громкими укорами в неспособности наладить отношения с региональными элитами. Вылилось это в то, что, как и в 2013 году, Куйвашеву снова пригрозили импичментом. Обещав депутатам заксо личный отчет о работе, своего слова губернатор не сдержал, уехав в Москву. Тогда депутаты-оппозиционеры выступили с предложением о досрочном снятии Куйвашевым своих полномочий. Что впечатлило даже спикера Людмилу Бабушкину: «Не по повестке - зато красиво».
С этого времени область все последующие месяцы сотрясали слухи о возможном снятии Куйвашева. Например, говорили, что его судьба решится в конце апреля - начале мая, когда Кремль якобы определит, состоятся ли в Свердловской области 14 сентября досрочные выборы. В один из вечеров губернатору даже пришлось экстренно собрать приближенных журналистов для спецзаявления: уходить в отставку он не собирается.
В таком режиме, собственно, и прошел весь год. Тем более, что скоро на него свалилась новая напасть - Куйвашев стал терять позицию за позицией в различных губернаторских рейтингах, а сама Свердловская область - в отчетах федеральных министерств. Уже к августу это выльется в так называемую реформу правительства. Хотя реально это было назначением в кабмин новых губернаторских приближенных и банальным перераспределением полномочий. Но об этом - ниже.
Добавим, что рейтинговый тренд до конца переломить так и не удалось, и по итогам нынешнего года Евгений Куйвашев остался в группе губернаторов «троечников» . Получив 61 балл и заняв 57-58 места, он разделил их с главой Вологодской области. Таким образом, он опустился сразу на 4 строчки по сравнению с предыдущим рейтингом Фонда развития гражданского общества.
«Зато Крымнаш!», - от бурной радости к печалям...
Развитие событий на Украине, начиная с конца 2013 года, и на протяжении года нынешнего не оставили равнодушными никого из россиян. Естественно, не были исключением и свердловчане. В марте месяце уральские депутаты, художники, рядовые граждане, казаки, политики - каждый на своем уровне - отреагировали на события в Крыму и Киеве.
А вот мнения горожан разделились изначально. Отдельные екатеринбуржцы характеризовали протестантов как «предателей и бандеровцев», другие высоко оценивали уровень гражданского самосознания сторонников Майдана, третьи пытались в корректной форме донести до антимилитаристов альтернативные взгляды на происходящее в Крыму и на Украине.
Затем весь Екатеринбург (как и вся страна) обсуждал итоги референдума в Крыму. Сообщество разделилось не на два, а сразу на три лагеря: на тех, кто «за» присоединение, тех, кто «против», и тех, кому «все равно».
И что самое характерное для последовавших затем событий: на тот момент большинство уральцев (как и россиян в целом) вопросами о будущем предпочитали не задаваться. А оно под конец уходящего года представляется по многим причинам нерадужным и невпечатляющим - как в политическом, так и в экономическом плане...
Реформа МСУ на Среднем Урале: хронология событий от начала до конца
Одной из главных внутриполитических тем для Среднего Урала в этом году стала попытка реформирования МСУ, обернувшаяся грандиозной войной элит - городских и областных властей. Что характерно - воевали не только Екатеринбург и исполнительная власть субъекта - к противостоянию примкнули Нижний Тагил и Каменск-Уральский, вернее, их главы. Хотя, конечно, главным форпостом борьбы за независимость стала уральская столица: Екатеринбург сразу был не рад принятому Госдумой закону. Ну а председатель екатеринбургского горизбиркома Илья Захаров пророчески предрек в мае : «Остается надежда, что здравый смысл взыграет, и не будут его принимать, но я на это 1% оставляю. В области закон будут продавливать».
Так все и вышло. Когда весной Куйвашев ушел в отпуск, Свердловская область и Екатеринбург впервые оказались на грани новой войны. Тогда же в первый раз с подачи обладминистрации в разборки попытались вмешать имя Путина. «Желтый дом» заказал серию ТВ-сюжетов, общий посыл которых сводился к формулировке: «Екатеринбург против Путина». Пока власть дискутировала, в одну из ночей в Екатеринбурге появились растяжки с лозунгами «Долой коррупцию в Екатеринбурге!» и «Якоб, уходи!». Но утром баннеры начали снимать.
Летом как гром среди ясного неба звучит откровенное предостережение бывшего мэра Аркадия Чернецкого: «Массовый раздел муниципалитетов на районы в рамках реформы МСУ - это безумие». В июне полпред Игорь Холманских и члены Совфеда также выступают со спецзаявлением. Они предостерегли глав субъектов УрФО от давления на муниципалитеты во время реформы МСУ. Причем Холманских сказал прямо: недопустимо использовать реформу МСУ для достижения личных целей. Намек получился прозрачным - ведь именно такой подход на протяжении всего второго полугодия использовали власти Свердловской области. Но уже в сентябре Куйвашев вносит законопроект о реформе МСУ в заксобрание.
28 октября депутаты заксо сразу в трех чтениях принимают два законопроекта из пакета по реформированию МСУ. Но уже к ноябрю неуклюжие попытки продавить реформу МСУ вынужденно привели губернатора к «переобувке». Выглядело это забавно: на заседании президиума облправительства он заявил, что идея о разделении Екатеринбурга на отдельные муниципальные образования принадлежит не ему, а горадминистрации. Которая выступала категорически против реформы. Кстати, спич Куйвашева породил в контексте реформы новый мем: «расчлененка».
19 декабря в Екатеринбурге состоялись общественные слушания по вопросу разделения города на отдельные муниципальные районы, как предполагает один из вариантов реформы. Участие в них приняли почти две тысячи горожан. Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман сравнил проводимую реформу в Свердловской области с ружьем на стене, которое «когда-нибудь обязательно выстрелит», имея в виду, что муниципалитеты могут быть разделены по желанию региональной власти в любой момент.
Приходится констатировать, что в основной массе свердловчане выступают против реформы МСУ. И что самое главное, этот настрой сохранился до конца года. Так, в конце декабря подавляющее большинство зрителей программы «Открытая студия» сочли, что Евгений Куйвашев должен отозвать областные законы по реформе органов МСУ. Такой вариант ответа выбрали 97% респондентов.
Выхолощенная программа «Столица», война элит 2.0 и связка Ройзман - Кинев
Натиск областников с реформированием трех крупнейших муниципалитетов совпал с демонстративным отказом губернаторской команды выполнить обещания в рамках программа по развитию Екатеринбурга «Столица». Было это некрасиво, если вспомнить, что авторство «Столицы» в лучших традициях плагиата изначально подарили несостоявшемуся мэру Якову Силину. Ну а коль последний выборы проиграл, то и «Куйвашев с Ко» решили от обязательств отказаться. Окончательно понятно это стало в марте, когда горожане осознали: отказ Куйвашева вкладывать деньги в развитие города - не что иное как месть за «неправильное» голосование на выборах мэра 8 сентября 2013 года.
В итоге выхолощенная «Столица» и реформа МСУ стали причиной едва ли не самого крупного конфликта Екатеринбурга и Свердловской области за всю новейшую историю. В этом растущем противостоянии за год было все - и открытое объявление войны властям города губернатором (майский отчет Куйвашева перед заксо), и многотысячный проплаченный митинг, получивший с легкой руки журналистов прозвище «Екамайдан». Ну а последовавшее за этими событиями противостояние «города» и «области» все могли наблюдать на протяжении всей второй половины 2014 года. Ими стала своего рода «война элит 2.0».
Н а фоне этих событий своей жизнью жил вовлеченный в них мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. По мнению большинства, в этом году он окончательно реинкарнировался из общественника или «свободного художника» - в муниципального чиновника. Прозрение электората стало наступать после крылатой фразы мэра верному избирателю - «грязь у тебя в душе». За что Ройзман, кстати, удостоился премии «Леща» от «Нового Региона». Дальше были другие скандалы. Это и судебные тяжбы из-за диплома, и невероятная уголовная история с другом Ройзмана и депутатом гордумы Олегом Киневым. Который, как считает следствие - расчленил пенсионерку ради квартиры на Ботанике. Сам Кинев лишен регалий в гордуме и будет находиться до января будущего года в СИЗО. В целом приходится констатировать - под конец года облик Ройзмана совсем потерял дух оппозиционерства и вольнодумства, превратив своего хозяина в управляемого системой чиновника.
«Тюменский клан»: постройка дорог, назначения в кабмине и в свердловском УФАС
На областном уровне с самого начала года в поле зрения общественности и журналистов попал так называемый «Тюменский клан». В итоге и сама тема, и главные действующие лица клана становились регулярными героями разного рода расследований. По сути, череду расследований начал «Новый Регион» - агентство выпустило серия материалов о компаниях «МДС-ГРУПП», которые строят дороги в Свердловской области. Режим максимального благоприятствования для структур, входящих в группу, лоббируют представители власти. Информация о контрактах вызвала резонанс. С подачи «Нового Региона» ее перепечатали региональные СМИ, затем вышла авторская колонка автора расследования Максима Бородина, а потом и вовсе Генпрокуратура по УрФО инициировала по озвученным фактам проверку.
Все это привело к тому, что ФСБ и прокуратура подобрались вплотную к «тюменскому клану». УФАС инициировал дело расследование о сговоре двух компаний - тюменского «Аэродромстроя» и «Свердловскавтодора», «попиливших» крупный контракт на проведение дорожных ремонтных работ и вынес решение о наличии сговора. Но позже это решение было оспорено в арбитраже. Не исключено, что это может быть связано с кадровыми перестановками в УФАС - предыдущий руководитель Татьяна Колотова ушла в отставку, ее место занял выходец из Тюмени - Дмитрий Шалабодов.
Негаданный итог партстроительства: разборки, чистки и массовое падение влияния
На фоне всех этих событий наметилась одна интересная, и не заметная на первый взгляд тенденция. А именно - представленные в Госдуме политические партии неуклонно теряют свое влияние. И их свердловские региональные отделения стали ярким тому примером. Приведем всего несколько примеров, которые это явно продемонстрируют.
К декабрю разрешился, наконец, конфликт в обкоме КПРФ. Вернее, в ее партийной фракции в заксо. Из ее состава был исключен бывший первый секретарь обкома, депутат Дмитрий Шадрин. Да и саму ячейку, как и фракцию, не перестает лихорадить от разношерстности представленных там персон. Это и переметнувшийся в губернаторский лагерь Андрей Альшевских, и многолетний приверженец Екатеринбурга Нафик Фамиев. Так и живут - первый хвалит губернатора, второй ругает. Зато все в компартии и члены одной фракции. В итоге бюро КПРФ и лично Геннадий Зюганов рекомендовали на пост первого секретаря Александра Ивачева. С этим вышло смешно: едва приступив к обязанностям, он едва не загремел в армию (получил повестку прямо на митинге) и экстренно ретировался в Москву. Правда, под конец года вернулся - угроза рекрутчины к тому времени миновала...
Несладко пришлось и ячейке ЛДПР, которую решили перетряхнуть по воле Жириновского. В декабре тут тоже сменилась власть: контроль над отделением вернулся в руки депутата Госдумы Владимира Таскаева. Последний регулярно привлекает к своей персоне внимание правоохранительных структур, отчего репутация у куратора скандальная. Таскаев начал с чисток - сместил депутата Игоря Торощина и лишил статуса лидера фракции в заксо бывшего протеже Дениса Носкова. Отчего в ячейке сейчас сущая паника.
Однако самым показательным в этом году стало снижение влияния партии «Единая Россия» - как в масштабе страны, так и на уровне субъектов. Начнем с того, что «ЕР» отказалась от проведения партийного съезда в Москве (чтобы не «мозолить» глаза), а в регионах уступает первенство «любимчикам» президента Путина - активу ОНФ. Дошло до того, что на ноябрьской партконференции СРО «ЕР» губернатор Куйвашев открыто бросил активу серьезный упрек. По его словам, единороссы отстают от ОНФ по скорости реакции на острые социальные вопросы, на местах различные общественные организации чаще выявляют «перекосы» в работе местной власти, чем члены партии. «Почему этим занимаются фронтовики? А где мы? Где единороссы?», - задал недоуменный вопрос губернатор.
Словно отвечая на этот вопрос, сами единороссы тем временем угодили в дикий скандал с китайцами нелегалами. Вследствие чего лидер фракции ЕР в гордуме Нижнего Тагила Станислав Бойко быстренько сложил с себя полномочия.
Анализ деятельности депутатов Госдумы от Свердловской области показал, что их лозунг - больше слов, а не дел. Особенно резонансных или эксцентричных законопроектов свердловские депутаты в этом году не предлагали, но во многих случаях это компенсировалась качеством или количеством пламенных выступлений с трибуны.
Гражданская активность: усиление блогеро-общественников
Под конец уходящего года в Екатеринбурге обсуждают кандидатов в новый состав городской Общественной палаты. Что показательно, в их рядах все больше общественников и блогеров. Хотя далеко не всем это нравится. Дискуссия по кандидатурам на заседании гордумы обернулась крайне некрасивым скандалом.
Кроме того, внимание общественности коснулась экологии - и в Екатеринбурге и в области прошло за год немало митингов, пикетов и других протестных акций. В Полевском жители воевали из-за земель в поселке Зюзельский, требуя остановить там разработку карьера.
В Невьянске жители оказались недовольны намерениями построить фабрику по добыче золота с применением цианидов. В Екатеринбурге жители воевали за сохранение архитектурных памятников и за Центральный стадион. Пока, впрочем, в большинстве случаев, общественность проигрывает чиновникам и бизнесменам - их механизмы для продвижения своего решения гораздо изощреннее.