http://59.ru: Всеволод Бедерсон: Почему низкий рейтинг - это хорошо для Виктора Басаргина?
Оставим в стороне вопросы справедливости рейтинга Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), его адекватности и техники составления. Заметим только, что это вполне приличный с методической точки зрения рейтинг, но самое главное - это его политическая сила, в чем есть неадекватность всей современной политической системы управления регионами. Путинское «политбюро» (видимо) реально накачивается этим рейтингом, как в сложившейся архитектуре управления наиболее релевантным и точным инструментом оценки деятельности глав регионов. Но только вопрос принимается ли решение о политической судьбе губернаторов на основании этого рейтинга? Очевидно, что нет.
Не успев появиться, рейтинг ФоРГО сразу же был трансформирован всеми участниками политического процесса в зависимости от собственных условий комфортности в нечто иное, нежели то, чем он задумывался. В конечном счете, рейтинг ФоРГО, как и любой иной политический рейтинг, есть механизм пиара/рекламы/пропаганды/информирования, а принимать административные, управленческие решения на основании пиара, мягко говоря, есть не совсем адекватное поведение. Поэтому так и сложилось: «политбюро» получило какой-никакой оценочный инструмент о каком-никаком состоянии дел в регионах, а также инструмент запугивания и устрашения региональных элит (глав, в первую очередь), региональные элиты получили новое пространство для торга, для поддержания собственного статус-кво (об этом подробнее ниже), ну а «прогрессивная общественность» получила пищу для обсуждения.
Проще говоря, получилось как всегда по хрестоматийному «методу Суркова»: там, где нет значимого и работающего института - создать квазиинститут (при этом, от греха подальше, лучше без реальных полномочий), накачать его пиаром и информационной активностью (сместив фокус зрения с проблемы того, что тот изначальный институт не работает), ну а дальше как уж он выживает, если не выживет - делать новый квазиинститут, если выживет - не давать развиваться и автономизироваться, контролировать. Общественная палата, всевозможные кремлевские молодежные проекты, истории с вечными интернет-голосованиями за выбор чего-нибудь - это все примеры.
Итак, вернемся к ключевому вопросу, почему рейтинг ФоРГО - это повод региональным элитам ничего не менять. В самом шоколаде, конечно, середняки, губернаторам с «высоким» и «средним» рейтингом можно, как говорится, не париться, впечатляет, конечно, нахождение именно в этих группах глав северо-кавказских республик и других однозначно бедных, несамостоятельных регионов. То есть стимулов к развитию, пусть даже внешнему - борьба за еще большую лояльность Центра - у губернаторов-середняков нет.
По-моему, интересно получается и так, что «двоечники» данным рейтингом тоже не мотивируются на развитие и улучшение ситуации в регионе, я бы даже сказал, что они мотивируются на еще большее сохранение того, что есть, это максимально рациональное политическое поведение.
На примере Виктора Басаргина - это становится наиболее очевидно. Уже который раз пермский губернатор в группе «на выход», он не может «разрулить» ни одну конфликтную ситуацию в регионе, только порождая новые. В крае есть поименная политическая оппозиция (контрэлита), которая играет против Басаргина, в том числе на федеральном уровне, тот самый «выход» витает в общественно-политическом воздухе региона, но его нет и нет.
Басаргин эффективно отчитывается «наверх» об изменениях, тем самым снимая первичную пену недовольства Центра, при этом возвращаясь в регион губернатор заинтересован выставлять дело так, что он по-прежнему «плохой боярин», но добрый Центр-то в курсе про все, он поможет, но если бы боярин был настолько плох, то, во-первых, не поставили бы его, а, во-вторых, сняли бы до всего того, что выливается в публичную огласку. Поэтому для Центра губернаторы-двоечники - первые и самые главные хранители режима, наиболее эффективные созидатели положительного образа Центра.
Пусть даже мы представим на минуту логику параллельной реальности, где рейтинг ФоРГО есть настоящее основание для принятий управленческих решений в Кремле в отношении глав регионов, то и в этом случае Басаргину рационально «не дергаться»: в любом случае губернатор будет снят, все конфликты и проблемы уйдут наследством новому главе, то самое время подумать о путях отхода, обеспечении политической пенсии, так сказать.
Если мы на всю эту историю наложим анализ уважаемой Натальи Зубаревич в последнем «Pro et Contra» регионального экономического состояния (где все объективно очень плохо), то Басаргину еще более политически рационально оставаться в группе низкого рейтинга, это «отличникам» надо переживать, как при общем упадке всего сохранять отличные оценки.
В общем, у губернатора Басаргина все хорошо, у него нет поводом беспокоиться по поводу своих оценок, равно как уже очень давно нет повода беспокоиться о том, что о нем думает пермская общественность.