Материалы

23 апреля, 2024

Интегральный рейтинг социально-экономического положения регионов Российской Федерации по итогам 2023 года. ТОП-35

Исследование объединяет данные экономического и социально-экономического рейтингов положения регионов России, раз в 6 месяцев публикуемые Фондом развития гражданского общества. В основе исследования комплекс социально-экономических (4 критерия) и экономических (5 критериев) относительных показателей.

Первый блок характеризует в первую очередь среднее экономическое положение и благополучие населения региона, второй – в первую очередь состояние реального сектора экономики и бюджета субъекта РФ.

Есть регионы, у которых традиционно сильны оба блока показателей, есть и те, у которых общее социально-экономическое состояние определяется каким-либо одним из блоков.

1. 1. Социально-экономический блок состоит из четырех первичных рейтингов:

1.1.1. Отношение сумм регионального продукта по региону на конец квартала к численности экономически активного населения.

1.1.2. Отношение сумм регионального продукта по региону на конец квартала к общей численности населения региона.

1.1.3. Среднемесячная зарплата.

1.1.4. Отношение среднемесячной зарплаты к стоимости месячного фиксированного набора товаров и услуг (минимальной стоимости жизни). 

Задачей данного блока является анализ ключевых социально-демографических и экономических показателей, оказывающих наибольшее влияние на социальное благополучие.   

1.2. Критерии и их обоснование

1.2.1. Отношение регионального продукта к численности экономически активного населения

Индекс данного первичного рейтинга определяется как отношение сумм регионального продукта  по региону (см. выше) на конец квартала к численности экономически активного населения по данным оперативного статистического учета.

Это отношение отражает размер регионального продукта в млн. руб. нарастающим итогом в расчете на душу экономически активного (ЭА) населения и выражается в рублях.

Чем больше стоимость регионального продукта, приходящегося на душу ЭА населения, тем выше позиция субъекта РФ в первичном рейтинге. Результаты данного первичного рейтинга не участвуют в формировании итогового.

1.2.2.  Отношение регионального продукта к численности населения

Индекс данного первичного рейтинга определяется как отношение сумм регионального продукта  по региону (см. выше) на конец квартала к общей численности населения субъекта РФ по данным последней переписи. 

Это отношение отражает размер регионального продукта в млн. руб. нарастающим итогом в расчете на душу населения и выражается в рублях.

Чем больше стоимость регионального продукта, приходящегося на душу населения, тем выше позиция субъекта РФ в первичном рейтинге. 

1.2.3. Среднемесячная зарплата

Данный первичный рейтинг простого типа представляет собой ранжирование регионов в порядке убывания средней заработной платы одного человека на начало последнего месяца отчетного квартала по оперативным данным Росстата. 

1.2.4. Отношение среднемесячной зарплаты к минимальной стоимости жизни

Индекс данного первичного рейтинга определяется как отношение среднемесячной зарплаты к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, определяемой Росстатом (минимальной стоимости жизни). Этот показатель можно обозначить индексом социального благополучия.

Чем выше отношение средней заработной платы по региону к стоимости фиксированного потребительского набора, тем выше позиция в данном первичном рейтинге. 

2. 1. Экономический блок состоит из пяти первичных рейтингов:

2.1.1. Отношение суммы госдолга субъекта РФ к сумме доходов консолидированного бюджета, приведенной к календарному году. 

2.1.2. Отношение начисленных по региону сумм НДС на конец квартала к сумме начисленных по региону сумм НДС на конец соответствующего квартала предыдущего года. 

2.1.3. Отношение суммы госдолга субъекта РФ к фактически уплаченному им в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость. 

2.1.4. Индекс промышленного производства к соответствующему периоду прошлого года (в действующих ценах). 

2.1.5. Отношение сумм регионального продукта по региону на конец квартала к сумме регионального продукта на конец соответствующего квартала предыдущего года. 

Задачей данного блока является комплексная оценка общего состояния реального сектора экономики субъекта РФ, а также его сопоставление с бюджетными обязательствами региона перед государством. 

2.2. Критерии и их обоснование 

2.2.1. Отношение госдолга региона к приведенным доходам регионального бюджета 

В качестве показателя закредитованности регионов будет применяться индикатор отношения суммы госдолга субъекта РФ к сумме доходов консолидированного бюджета, условно приведенной к календарному году

При этом суммы доходов бюджетов регионов за первый, второй и третий кварталы для всех субъектов будут умножаться на 4, 2 и 4/3 соответственно. 

Чем меньше отношение госдолга к доходам регионального бюджета (индекс), тем выше его положение в первичном рейтинге. 

Данная методика имеет следующие преимущества: объективность, достаточная прозрачность формирования показателя, официальность источника информации, учет всех способов пополнения доходной части бюджета. 

Не полная предсказуемость результатов по итогам года корректируется рейтингом в начале следующего года. 

2.1.2. Динамика налога на добавленную стоимость 

Третий первичный рейтинг экономического положения регионов составляется по динамике начисленного НДС, как отношению начисленных по региону сумм НДС на конец квартала текущего года к сумме начисленных по региону сумм НДС на конец соответствующего квартала предыдущего года. 

Этот индикатор можно обозначить как показатель динамики деловой активности, поскольку добавленная стоимость, величину которой определяет соответствующий налог, это и есть объем реального сектора экономики в каждом регионе. 

Позиция в данном первичном рейтинге тем выше, чем больше прирост начисленного НДС по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. 

2.1.3. Отношение госдолга к фактически перечисленному в бюджет НДС 

Данный показатель представляет собой соотношение долговых обязательств региональных бюджетов с объемом реального сектора региональных экономик (что непосредственно отражает налог на добавленную стоимость) и косвенно отражает кредитоспособность субъектов. (Чем больше фактический объем реального сектора экономики, тем выше возможности по обслуживанию госдолга.) 

2.1.4. Динамика начисленного по региону налога на добавленную стоимость по сравнению с соответствующим периодом прошлого года 

Данный показатель представляет собой динамику объема реального сектора региональных экономик. Чем выше начисленные суммы налога на добавленную стоимость (а налогооблагаемая база данного налога образуется из сумм совокупных прибылей и зарплат с начислениями региональных субъектов рыночной экономической деятельности), тем больше объем регионального реального сектора экономики, производства на данной территории товаров, работ и услуг. 

2.1.5. Индекс промышленного производства 

Индекс промышленного производства к соответствующему периоду прошлого года (в действующих ценах) (в процентах) предоставляется Росстатом в рамках «Информации для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации». 

Индикатор представляет собой агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". 

Данный первичный рейтинг является простым. Чем выше индекс промышленного производства, тем выше позиции регионов. 

2.1.5.  Динамика регионального продукта 

Под региональным продуктом понимается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг субъектами экономической деятельности регионов. 

Индикатор рассчитывается как отношение сумм регионального продукта на конец квартала текущего года (нарастающим итогом) к сумме регионального продукта на конец соответствующего квартала предыдущего года. При этом учитывается общий уровень инфляции*. 

* Приводимые официальными источниками уровни инфляции по ряду причин не могут с безупречной точностью отразить ее фактический уровень, но в первом приближении с помощью индекса-дефлятора можно минимизировать погрешность. 

Чем выше прирост суммы отгруженных товарных благ в регионе, тем выше его позиция в пятом первичном рейтинге. 

 

3. Методика подсчета итогового результата

3.1. Результаты всех первичных рейтингов в виде номеров позиций сводятся в итоговую таблицу, на основании которой для каждого субъекта РФ вычисляется среднее итоговое место (как средняя арифметическая величина мест в первичных рейтингах). Эти значения и определяют позиции регионов в интегральном рейтинге экономического и социально-экономического положения. 

 

 

Согласно объединенным итогам по результатам 2023 года на первых 35 позициях находятся следующие регионы:

 

Место по резуль­татам

I плг. 2023 г.

Место по резуль­татам

2023 г.

Регион

Соцэкономблок

Экономблок

Сводная оценка (среднее место)

РП на душу ЭА населения

РП на душу населения

Средняя заработная плата

Прожиточный минимум/средняя зарплата

Госдолг / Бюджет

Госдолг / Упл.НДС

Динамика начисленного НДС

Индекс промпроизводства

Динамика РП с коррекцией на инфляцию

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

2

1.

г.Москва

8

7

2

1

9

5

32

6

63

14,78

4

2.

Ханты-Мансийский авт. округ - Югра

3

3

8

3

4

1

63

72

4

17,89

1

3.

г.Санкт-Петербург

11

9

11

10

12

13

7

20

70

18,11

3

4.

Тюменская область

12

12

21

23

6

3

54

25

12

18,67

6

5.

Тульская область

24

22

33

30

37

16

5

8

23

22,00

9

6.

Ленинградская область

20

15

28

25

7

10

1

31

66

22,56

7

7.

Свердловская область

16

18

24

21

49

21

34

24

21

25,33

13

8.

Чукотский авт.округ

4

4

1

4

33

83

80

22

2

25,89

5

9.

Ямало-Ненецкий авт. округ

2

2

4

2

5

2

62

76

82

26,33

8

10.

Московская область

27

23

12

15

60

24

43

12

25

26,78

14

11.

Сахалинская область

5

5

9

9

2

85

84

3

47

27,67

10

12.

Челябинская область

30

27

35

32

40

15

19

17

37

28,00

21

13.

Курская область

34

35

38

37

23

30

17

21

18

28,11

23

14.

Ненецкий авт.округ

1

1

6

5

3

7

68

82

81

28,22

16

15.

Камчатский край

22

19

5

11

13

78

82

1

33

29,33

15

16.

Красноярский край

14

14

13

12

21

17

66

80

50

31,89

22

17.

Пермский край

23

26

26

24

19

6

56

45

64

32,11

15

18.

Республика Татарстан

13

11

31

19

53

20

44

52

55

33,11

25

19.

Самарская область

29

28

43

41

46

14

53

26

24

33,78

18

20.

Иркутская область

18

21

20

14

14

9

64

75

76

34,56

12

21.

Вологодская область

15

17

41

61

32

18

2

46

80

34,67

20

22.

Чувашская Республика

70

68

57

46

38

22

9

2

3

35,00

17

23.

Новосибирская область

42

39

30

28

51

39

23

38

27

35,22

15

24.

Тверская область

49

51

50

47

35

31

28

13

17

35,67

26

25.

Нижегородская область

31

29

39

52

78

40

26

19

8

35,78

28

Республика Саха (Якутия)

7

8

7

7

31

79

78

64

41

35,78

11

26.

Приморский край

44

38

17

27

17

26

47

85

30

36,78

23

27.

Рязанская область

41

43

42

44

56

19

29

34

31

37,67

36

28.

Магаданская область

6

6

3

6

73

81

79

84

5

38,11

31

29.

Республика Коми

10

13

16

18

55

32

60

69

75

38,67

24

Оренбургская область

26

32

48

33

34

8

57

54

56

38,67

33

Курганская область

63

71

54

50

50

41

8

5

6

38,67

41

30.

Белгородская область

21

20

55

42

41

27

27

50

67

38,89

35

Липецкая область

17

16

52

34

30

64

72

30

35

38,89

19

31.

Владимирская область

43

36

61

72

25

11

36

36

32

39,11

27

32.

Республика Башкортостан

40

42

44

38

44

35

20

37

60

40,00

38

33.

Республика Марий Эл

67

65

65

57

45

37

14

10

11

41,22

30

34.

Воронежская область

50

46

53

59

28

23

38

33

46

41,78

46

35.

Томская область

33

34

25

20

77

33

58

59

38

41,89

 

 

4. Источники данных 

4.1. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации. 

Режим доступа: 

https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13259 

4.2. Минфин России. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований.

Режим доступа: 

https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/ 

4.3. Федеральное казначейство РФ. Отчетность по исполнению бюджетов субъектов РФ.

Режим доступа: 

http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/byudzhety-subektov-rf-i-mestnye-byudzhety/1019/ 

4.4. Федеральная налоговая служба РФ. Ежемесячный отчет по форме № 1-НМ в разрезе субъектов Российской Федерации.

Режим доступа:

 https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/9777509/