1. Рейтинг социально-экономического положения регионов
1.1. Общее описание
Социально-экономический блок состоит из четырех первичных рейтингов и итогового интегрального. Каждый первичный рейтинг имеет са-мостоятельное значение. Первичные рейтинги:
1. Отношение сумм регионального продукта по региону на конец квартала к численности экономически активного населения.
2. Отношение сумм регионального продукта по региону на конец квартала к общей численности населения региона.
3. Среднемесячная зарплата.
4. Отношение среднемесячной зарплаты к стоимости потребительской корзины (минимальной стоимости жизни).
Задачей данного блока является анализ ключевых социально-демографических и экономических показателей, оказывающих наибольшее влияние на социальное благополучие.
Результаты первичных рейтингов в виде номеров позиций (за исключением первого субрейтинга)* сводятся в итоговую таблицу, на основании которой для каждого субъекта РФ вычисляется среднее итоговое место (как средняя арифметическая величина мест в первичных рейтингах). Эти значения и определяют позиции регионов в интегральном рейтинге экономического положения.
* Причиной этого является частичное дублирование друг друга первым и вторым первич-ными субрейтингами. Первый отражает стоимость отгруженных товаров в регионах на душу экономически активного населения, а второй – на душу списочного населения по данным последней переписи. Несмотря на частичное дублирование данных, первый суб-рейтинг социально-экономического блока сохраняется в справочно-информационных целях.
1.2. Критерии и их обоснование
1.2.1. Отношение регионального продукта к численности экономически активного населения
Индекс данного первичного рейтинга определяется как отношение сумм регионального продукта по региону (см. выше) на конец квартала к численности экономически активного населения по данным оперативного статистического учета.
Это отношение отражает размер регионального продукта в млн. руб. нарастающим итогом в расчете на душу экономически активного (ЭА) населения и выражается в рублях.
Чем больше стоимость регионального продукта, приходящегося на душу ЭА населения, тем выше позиция субъекта РФ в первичном рейтинге. Результаты данного первичного рейтинга не участвуют в формировании итогового.
1.2.2. Отношение регионального продукта к численности населения
Индекс данного первичного рейтинга определяется как отношение сумм регионального продукта по региону (см. выше) на конец квартала к общей численности населения субъекта РФ по данным последней переписи.
Это отношение отражает размер регионального продукта в млн. руб. нарастающим итогом в расчете на душу населения и выражается в рублях.
Чем больше стоимость регионального продукта, приходящегося на душу населения, тем выше позиция субъекта РФ в первичном рейтинге.
1.2.3. Среднемесячная зарплата
Данный первичный рейтинг простого типа представляет собой ранжи-рование регионов в порядке убывания средней заработной платы одного человека на начало последнего месяца отчетного квартала по оперативным данным Росстата.
1.2.4. Отношение среднемесячной зарплаты к минимальной стоимости жизни
Индекс данного первичного рейтинга определяется как отношение среднемесячной зарплаты к стоимости потребительской корзины (минимальной стоимости жизни). Этот показатель можно условно обозначить индексом социального благополучия.
Стоимость потребительской корзины для каждого субъекта РФ определяется Росстатом ежемесячно по данным оперативной статистической отчетности.
Чем выше отношение средней заработной платы по региону к стоимости минимального потребительского набора, тем выше позиция в данном первичном рейтинге.