Материалы

Критерии оценки эффективности губернаторов. История вопроса и методика Фонда развития гражданского общества

Рейтинг эффективности губернаторов ФоРГО является интегральным продуктом. Его ключевая особенность заключается в использовании не одного, а пяти качественно отличающихся исследовательских модулей. Данный подход позволяет проанализировать деятельность глав регионов с разных сторон. При этом основной акцент сделан на учёт мнения жителей регионов. 

Методика составления Рейтинга эффективности губернаторов ФоРГО стала результатом изучения и анализа предшествующего опыта оценки эффективности деятельности глав регионов и опирается на нормативные акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в этой сфере.  

Развитие комплексной системы оценки эффективности работы руководителей регионов в России проходило в два этапа. 

Первый этап начался в 2007 г., когда Президентом В.Путиным был подписан Указ от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии с данным указом был утверждён перечень для оценки эффективности из 43 показателей. Данный перечень учитывал как данные социально-экономической статистики развития региона (объём валового регионального продукта, уровень безработицы, доля расходов консолидированного бюджета региона на финансирование услуг социальной сферы и т.п.), так и удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе их информационной открытостью.

В развитие данного нормативного акта было принято Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. N 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Данный документ утвердил перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (всего 239 дополнительных показателей).

В 2010 г. Президентом РФ Д.Медведевым был подписан Указ от 13 мая 2010 г. N 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Данным указом в перечень для оценки эффективности были внесены 5 новых показателей, связанных с энергосбережением и энергоэффективностью (энергоемкость валового регионального продукта, удельная величина потребления энергетических ресурсов на одного человека и др.). В соответствии с данным указом, общее число показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ достигло 48. 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года №322 Минрегионом России подготовлен Доклад об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2010 года. При этом в качестве базового периода был принят 2007 год. 

В докладе учитывались 74 показателя, касающихся таких сфер, как экономическое развитие, здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство, дорожное хозяйство, обеспечение безопасности граждан и организация государственного управления. Также проведена оценка в сферах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, охраны окружающей среды. 

Показатель эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассчитывался как сумма значений показателей результативности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, показателей  эффективности расходования бюджетных средств и оценки населением результатов деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по каждой из перечисленных сфер. 

Аналогичный доклад был подготовлен Минрегионом и по итогам 2011 года.  

Кроме того, представители экспертного сообщества регулярно готовили  рейтинги, оценивающие эффективность управления в субъектах РФ и политическую выживаемость глав регионов. Основой такого рода рейтингов стали экспертные опросы. Данные исследования представляют определенный интерес, однако их методика не всегда может быть признана достаточно корректной в силу того, что эксперты, как правило, не объясняют критериев оценки. 

Новый этап ведёт отсчет с 21 августа 2012 года, когда Президентом В.Путиным был подписан Указ № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», которым утвержден перечень из 12 показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов: 

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

2. Численность населения.

3. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств).

4. Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями.

5. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

6. Уровень безработицы в среднем за год.

7. Реальные располагаемые денежные доходы населения.

8. Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда.

9. Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений.

10. Смертность населения (без показателей смертности от внешних причин).

11. Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

12. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.

Во исполнение данного Указа принято Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2012 № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». 

В связи с выходом данных нормативных актов Минрегион изменил методику составления своего рейтинга. В докладах ведомства об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по итогам 2012 и 2013 гг. комплексная оценка эффективности высчитывалась на основе 12 показателей, что соответствует положениям Указа Президента РФ № 1199. 

Таким образом, методика оценки эффективности была упрощена, сокращен перечень показателей, отменен расчет неэффективных расходов. Кроме того, введен учет среднегодовых значений показателей, что позволило сделать мониторинг оценки эффективности более понятным и целеориентированным. В тоже время, это достаточно жёстко привязало нынешнюю методику составления рейтинга Минрегиона к годовому циклу и сделало невозможным использование большинства показателей в исследованиях эффективности глав регионов с меньшим временным шагом. 

 Вместе с тем, существует целый ряд значимых для определения эффективности работы губернаторов и утверждённых указом Президента от 21 августа 2012 г. показателей, существенные изменения которых происходит в квартальный или даже месячный период. Среди них важное место занимает то, как работа высших должностных лиц субъектов РФ оценивается непосредственно жителями регионов. В.Путин подчеркнул, что «новизна в оценке деятельности регионов… должна оcновываться не в последнюю очередь на прозрачных внятных критериях оценки, в том числе на общественном мнении, мнении граждан»[1]  

Исходя из перечня показателей эффективности, при составлении методики Рейтинга эффективности губернаторов экспертами ФоРГО взяты критерии, динамику изменения которых можно корректно отслеживать в период от 1 до 3 месяцев. Среди них: оценка населением деятельности органов исполнительной власти регионов, реальные денежные доходы населения.

В этой связи, первый и наиболее весомый с точки зрения влияния на конечный результат (максимум 75 баллов из 100) исследовательский модуль рейтинга в значительной степени основан именно на результатах изучения общественного мнения жителей российских регионов. 

Соответствующие данные получаются в результате обработки ряда сегментов опроса «Георейтинг» Фонда «Общественное мнение». 

В состав модуля входит анализ ответов на вопросы, предлагающие респондентам оценить ситуацию в регионе, направление её развития, высказаться о работе главы субъекта и о том, стоит ли ему оставаться на своей должности или он должен уступить место более эффективному управленцу. Ответ на каждый из этих вопросов добавляет в общий результат максимум по 15 баллов. 

Кроме того, в состав модуля входят результаты анализа мнения экспертов о положении дел в регионах (максимум 15 баллов). 

Второй модуль основывается на обработке данных Федеральной службы государственной статистики о соотношении доходов и расходов населения (максимум 5 баллов). 

Третий модуль посвящён социальной тематике и опирается на данные о социальном самочувствии в субъектах РФ. Информация берется из исследования «Георейтинг» Фонда «Общественное мнение» (максимум 5 баллов). 

Четвёртый модуль основан на результатах исследования Фонда «Общественное мнение» «Георейтинг» в части использования ответов на  вопросы о том, каково состояние экономики региона (в статике и динамике). Вклад в итоговый результат критериев четвёртого модуля – максимум 10 баллов.

Пятый модуль направлен на изучение соотношения позитивной и негативной информации о региональном руководителе в информационном пространстве. Это отражает важную роль СМИ как одного из ведущих институтов гражданского общества. Необходимые данные берутся из Индекса медиа-эффективности глав регионов Национальной службы мониторинга (максимум 5 баллов). 

 


[1] Из выступления В.В.Путина на селекторном совещании с субъектами РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» 10 января 2012 года.