Материалы
Доклад "О предполагаемых результатах региональных и местных выборов - 2025"
I. Выборы ВДЛ
Таблица 1 Выборы ВДЛ в 2025 г.
|
Регион |
ВДЛ или
врио ВДЛ |
ЕДГ
2020,
% |
Обстоятельства, потенциально способные осложнить (пере)избрание кандидата власти |
1 |
Архангельская область |
Александр
Цыбульский, губернатор с 2020 г.;
секретарь РО ЕР с 2022 г. |
69,63 |
Нет |
2 |
Брянская
область |
Александр
Богомаз,
губернатор с 2015 г.;
секретарь РО ЕР с 2019 г. |
71,70 |
Проблемы и риски, связанные с расположением региона вблизи зоны СВО |
3 |
Еврейская
автономная
область |
Мария
Костюк,
врио губернатора
с 2024 г; секретарь РО ЕР с 2024 г.; |
- |
Нет |
4 |
Иркутская
область |
Игорь
Кобзев,
губернатор с 2020 г.; секретарь РО ЕР с 2022 г. |
60,79 |
1) специфическая электоральная история региона;
2) наличие относительно сильного соперника – бывшего губернатора |
5 |
Калужская
область |
Владислав
Шапша,
губернатор с 2020 г.; секретарь РО ЕР с 2020 г. |
71,19 |
Нет |
6 |
Камчатский
край |
Владимир
Солодов,
губернатор с 2020 г. |
80,51 |
Последствия недавних стихийных бедствий |
7 |
Коми |
Ростислав
Гольдштейн,
врио главы с 2024 г.; секретарь РО ЕР с 2024 г. |
- |
1) специфическая электоральная история региона (победа коммуниста в общереспубликанском Сыктывкарском округе в 2021 г. и т.д.);
2) специфическое «наследство» предшественников (неконсолидированная элита и т.п.) |
8 |
Костромская
область |
Сергей
Ситников,
губернатор с 2012 г. |
64,65 |
Нет |
9 |
Краснодарский
край |
Вениамин
Кондратьев,
губернатор с 2015 г. |
82,97 |
Нет |
10 |
Курская
область
(досрочные
выборы) |
Александр
Хинштейн,
врио губернатора с 2024 г. |
- |
Последствия украинского вторжения
Проблемы и риски, связанные с расположением региона вблизи зоны СВО |
11 |
Ленинградская
область |
Александр Дрозденко,
губернатор с 2012 г.;
секретарь РО ЕР с 2021 г. |
83,61 |
Нет |
12 |
Новгородская
область
(досрочные
выборы) |
Александр
Дронов,
врио губернатора с 2025 г |
- |
Нет |
13 |
Оренбургская
область
(досрочные
выборы) |
Евгений
Солнцев,
врио губернатора с 2025 г. |
- |
Нет |
14 |
Пермский
край |
Дмитрий
Махонин,
губернатор с 2020 г.;
секретарь РО ЕР с 2023 г. |
75,69 |
Нет |
15 |
Ростовская
область |
Юрий
Слюсарь,
врио губернатора с 2024 г.; |
- |
Проблемы и риски, связанные с расположением региона вблизи зоны СВО |
16 |
Тамбовская область
(досрочные
выборы) |
Евгений
Первышов,
врио главы с 2024 г.;
секретарь РО ЕР с 2024 г. |
- |
Специфическое «наследство» предшественника |
17 |
Свердловская область
(досрочные
выборы) |
Денис
Паслер,
врио губернатора с 2025 г.; секретарь РО ЕР с 2025 г. |
- |
Специфическое «наследство» предшественника |
18 |
Севастополь
|
Михаил
Развожаев,
губернатор с 2020 г.; секретарь РО ЕР с 2019 г. |
85,72 |
Проблемы и риски, связанные с расположением региона вблизи зоны СВО |
19 |
Татарстан |
Рустам
Минниханов,
глава (раис) с 2010 г. |
83,27 |
Нет |
20 |
Чувашия |
Олег
Николаев,
глава с 2020 г. |
75,61 |
Нет |
1. Как уже неоднократно отмечалось экспертами Фонда, с 2022 г. специфика российских выборов определяется «новой нормальностью», которая является следствием, с одной стороны, адаптации граждан к реальности, сформированной СВО, а с другой – успешной работы властей по сохранению стабильности и приемлемых, по мнению большинства населения, уровней социальных показателей (неприменение «шоковых сценариев», обширная разносторонняя поддержка участников СВО и членов их семей, сохранение объемов государственных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты, реализация социальных программ и проектов).
«Новая нормальность» в значительной степени обеспечивает консолидацию общества вокруг целей и задач СВО.
В электоральном аспекте отмечена тенденция, при которой массовое электоральное поведение стало в целом более консервативным и лоялистским, обеспечивая дополнительные преимущества кандидатам власти, поскольку избиратели так или иначе считают постановку вопроса о каких-либо переменах избыточной и вредной.
С большой вероятностью мы имеем дело с «отложенным выбором». Т.е. в будущем, когда цели и задачи СВО будут решены и произойдет частичное (только частичное!) возвращение к «прежней нормальности», какая-то некоторая социологически значимая часть избирателей предъявит к власти новые запросы, а то и претензии и обратит внимание на альтернативные электоральные предложения оппозиционных кандидатов. Существует высокая вероятность, что эффект «отложенного выбора» в какой-то степени проявится уже на думских выборах 2026 г. Но пока же максимальное «объединение вокруг флага» - современная политическая реальность, которая определяет результаты всех выборов.
2. Нынешняя выборная серия почти не отличается от прошлогодней. Если 2024 г. в действующие ВДЛ переизбирались на новые сроки в 13 регионах из 21, то на это раз в 12 из 18.
3. 11 из 12 переизбирающихся ВДЛ баллотируются от ЕР. Из них семеро – секретари региональных отделений партии (в 2020-м среди переизбиравшихся ВДЛ секретарями были только двое). Глава Чувашии Олег Николаев состоит в СР, но ЕР поддержала его выдвижение. Налицо сокращение практики самовыдвижения и углубление партизации губернаторского корпуса.
4. Опыт кампаний 2012–2021 гг. показывал, что врио ВДЛ, баллотировавшиеся впервые, реже сталкивались со сложностями в ходе кампаний, чем ВДЛ, переизбиравшиеся на новые сроки. Достаточно напомнить, что за 10 лет ни один врио не проиграл. Зато проиграли четверо действующих ВДЛ (в Иркутской области в 2015-м, во Владимирской области, Хабаровском крае и Хакасии в
2018-м).
5. В 2017–2021 гг. на новые сроки баллотировались 22 ВДЛ. Трое проиграли. У 16, т.е. у большинства результаты оказались хуже, чем на предыдущих выборах 2012–2016 гг. Некоторые потеряли по 10-20%. И лишь трое улучшили результаты. Среди них мэр Москвы Сергей Собянин (+18,80%), чье положение в губернаторском корпусе можно назвать особенным, даже эксклюзивным.
6. Зато в 2022 г. из шести переизбравшихся ВДЛ свои результаты относительно 2017-го улучшили сразу трое. Причем у всех них на старте отмечались проблемы, которые, как принято считать, должны были осложнить их переизбрание.
7. В 2023 г. эксперты Фонда выдвинули гипотезу, что в условиях СВО избиратели в массе стали консервативнее, сдержаннее, и чаще склоняются к поддержке действующей власти, в том числе ВДЛ, даже если имеют к нему какие-то претензии. «Новая нормальность» обнулила негатив, который «пристал» к ВДЛ.
Также как отдельный фактор выделялось снижение уровня конкурентной активности со стороны оппозиционных парламентских партий, чьи лидеры опять же чаще сознают неуместность этой активности в текущей ситуации, а также сталкиваются с трудностями в формулировании повестки.
8. Наша гипотеза подтвердилась более чем полностью. Из 30 ВДЛ, переизбиравшихся в 2023–2024 гг., свои результаты относительно выборов 2018–2019 гг. улучшили 23. Некоторые приросли очень существенно: амурский Василий Орлов (+26,78%), сахалинский Валерий Лимаренко (+24,65%), алтайский Виктор Томенко (+22,55%), нижегородский Глеб Никитин (+21,16%), ивановский Станислав Воскресенский (+19,77%), подмосковный Андрей Воробьев (+18,16%), липецкий Игорь Артамонов (+13,88%).
9. На этот раз мы прогнозируем, что предстоящие выборы скорее всего завершатся не просто переизбранием ВДЛ в Чувашии, Пермском крае, Архангельской, Брянской, Калужской, Костромской областях, а переизбранием с результатами, на которых отразится «повышающий» эффект, проявившийся в 2022–2024 гг.
10. Учтем, что в 2020 г. имел место «понижающий» эффект, производный от массового ухудшения социального самочувствия из-за пандемии COVID-19 и введенных ограничений. То есть в тот год кандидаты власти недобрали голосов. Теперь же, как сказано, действует «повышающий» эффект. Так что улучшение результатов буквально предопределено.
11. {C}{C}Необходимо отметить, что существенное внимание будет приковано к выборам в Иркутской области. Этот регион известен своей специфической электоральной историей. Там, в частности, в 2015 г. избрался губернатором бессменный лидер местных коммунистов Сергей Левченко. В 2020-м он не мог баллотироваться, в этом году – выдвинут. Безусловно, сейчас обстановка и в области, и в стране разительно отличается от имевшей место 10 лет назад. Игорь Кобзев ничем не напоминает Сергея Ерощенко, которого С. Левченко одолел в жесткой конкурентной борьбе. И все же впервые за долгие годы действующему губернатору противостоит его предшественник. Мы уверены в убедительной победе И. Кобзева, но предполагаем, что она ему достанется тяжелее, чем его коллегам.
12. В Коми, Курской, Новгородской, Оренбургской, Ростовской, Свердловской, Тамбовской областях и ЕАО избираются врио. По нашему мнению, нет причин для беспокойства за электоральный результат Александра Дронова, Марию Костюк и Евгения Солнцева, чьи предшественники, востребованные на федеральном уровне или в других регионах, оставили хорошее «наследство», в том числе политическое. В целом неплохое «наследство» получил и Юрий Слюсарь.
Евгений Первышов – первый ветеран СВО и первый же участник кадровой программы «Время героев», выдвинутый на должность ВДЛ. Но, увы, ему выпало «наследовать» Максиму Егорову, который обвинен в совершении коррупционных преступлений и заключен под арест. Как показывает опыт, оставленный предшественником негатив может отражаться на сменщике. Однако чаще бывает иначе, все же избиратели в основном интересуются настоящим и будущим, а не прошлым, пускай и недавним. Если врио достаточно опытен (а Е. Первышов почти пять лет управлял Краснодаром) и его кампания организована эфффективно, то в жизни региона во всех смыслах быстро открывается новая страница. Это фиксируется социологическими исследованиям и закрепляется по итогам выборов.
Александр Хинштейн направлен в регион, пострадавший от украинского вторжения. Предыдущий губернатор Алексей Смирнов не справился с руководством, как и М. Егоров, дискредитировал власть и после отставки был обвинен в совершении коррупционных преступлений и арестован. А. Хинштейну удалось быстро наладить антикризисное управление, выстроить коммуникации с жителями области и «зажать в дисциплине» местную элиту. Рейтинг курского врио превышает 80%. Денис Паслер, успешно управлявший Оренбургской областью, дважды там избиравшийся, переведен в родную Свердловскую область. Его предшественник Евгений Куйвашев был крепким руководителем, но время от времени втягивался в ненужные конфликты, терпел в своем окружении сомнительных людей, совершал имиджевые ошибки. Из-за всего этого область приобрела специфическую репутацию и даже несколько застряла в своем политическом развитии. Д. Паслеру предстоит «нормализировать» регион, и для этого ему требуется показать высокий результат на выборах, превышающий куйвашевский 2022 г. (65,78%). Мы убеждены, что в текущих условиях эта задача решаемая. Ростиславу Гольдштейну в свою очередь выпало «нормализировать» Коми. Республике, прямо скажем, долго не везло с главами. Владимир Торлопов и Вячеслав Гайзер превратили ее в «заповедник коррупции», за что понесли заслуженное наказание. Сергей Гапликов и Владимир Уйба не оправдали возлагавшихся на них надежд, упустили многие возможности для развития региона. Р. Гольдштейн давно стремился вернуться в Коми, где начал свою деловую и политическую карьеру. В процессе Р. Гольдштейн реализовался как, пожалуй, лучший губернатор ЕАО с 1991 г. Судя по рейтинговой динамике, жители республики надеются, что на этот раз глава их не подведет.
13. Природные катаклизмы в Камчатском крае несомненно осложнили ход электоральных процедур. Но не ожидается, что это как-то отразится на результатах кампании. У федеральных властей, аппаратов ЕР и других партий накоплен приличный опыт проведения выборов в непростых и даже экстремальных условиях.
II. Выборы депутатов региональных парламентов и представительных органов региональных центров
Таблица 2. Результаты ЕР на выборах в региональные парламенты в 2020 г.
и выборах в Государственную Думу в соответствующих регионах в 2021 г.
|
Регион |
2020,
ЕР,
%
|
Общее количество мандатов / количество мандатов, полученное ЕР с учетом одномандатников |
2021(ГД), ЕР,
% |
Дополнения |
1 |
Белгородская
область |
54,58 |
50/44 |
51,65 |
|
2 |
Воронежская
область |
61,52 |
56/48 |
55,89 |
|
3 |
Калужская
область |
42,43 |
40/29 |
36,33 |
|
4 |
Коми |
28,61 |
30/20 |
29,44 |
На выборах в ГД в общереспубликанском Сыктывкарском округе победил коммунист Олег Михайлов |
5 |
Костромская
область |
31,92 |
35/24 |
30,26 |
|
6 |
Курганская
область |
44,57 |
34/27 |
36,07 |
|
7 |
Магаданская
область |
58,32 |
21/16 |
50,08 |
|
8 |
Новосибирская
область |
38,13 |
76/51 |
35,25 |
|
9 |
Рязанская
область |
47,65 |
40/29 |
47,79 |
|
10 |
Челябинская
область |
42,58 |
60/43 |
34,31 |
|
11 |
Ямало-Ненецкий
автономный округ |
64,64 |
22/18 |
68,92 |
|
Таблица 3Результаты ЕР на выборах в представительные органы региональных центров в 2020 г. (и 2021 г. – Ставропольская городская Дума переизбирается досрочно)
1. 2020 г. был трудным для ЕР. Выборы проводились в разгар пандемии COVID-19. Избиратели в массе были недовольны введенными ограничениями и всем, что им сопутствовало. Ухудшение социального самочувствия отразилось на рейтингах партии. К тому же весной-летом значительные партийные ресурсы были затрачены в ходе подготовки и проведения общероссийского голосования по поправкам к Конституции. Как следствие, во многих регионах и муниципалитетах результаты ЕР оказались ниже, чем в 2015-м. Где-то – существенно. Так, например, в Коми партия потеряла почти 30%. Снижение продолжилось и в 2021-м на думских выборах.
2. Особый случай – Тамбов. Там на выборах Городскую Думу ЕР потерпела сокрушительное поражение от «Родины», чьим лидером выступил бывший глава администрации города Максим Косенков. Умелые действия экс-мэра и неумелое реагирование тогдашнего главы администрации области и секретаря РО ЕР Александра Никитина и его команды привели к временному коллапсу партии власти.
3. Сразу отметим, что в дальнейшем М. Косенков повел себя конструктивно, что позволило ему в 2022 г. вновь занять пост главы администрации Тамбова. Областная власть с 2020-го поменялась дважды. В 2025-м М. Косенков по приглашению врио главы Е. Первышова вступил в ЕР. Таким образом устранена даже теоретическая возможность повторения кризиса пятилетней давности.
4. Партия изначально стремилась не угодить в «ловушку успокоенности», была проведена содержательная работа над ошибками прошлых лет. Одна из главных актуальных задач – увеличение представительства в депутатском корпусе возрастающего год от года сообщества ветеранов СВО.
5. Исходя из данных социологических исследований и их анализа, мы полагаем, что ЕР с высокой долей вероятности увеличит представительство во всех переизбирающихся парламентах (кроме, возможно, ямало-ненецкого, там и так партия располагает абсолютным большинством).
6. {C}{C}Что касается муниципальных выборов, то ЕР восстановит фракции большинства в представительных органах Тамбова и Томска (в Новосибирске численность фракции довели до большинства за счет приема независимых депутатов и т.д.) и сохранит свое доминирование в остальных городах. Хотя, вероятно, не удастся повторить «владимирский подвиг» – в 2020 г. «единороссы» заняли все 25 мест в городском Совете народных депутатов.
7. {C}{C}Есть некоторая обеспокоенность по поводу результатов выборов в Самаре. Там теоретически возможно небольшое сокращение представительства ЕР. Самарская область переживает относительно болезненную ротацию элиты. К тому же в городе существенно изменилась избирательная система (Самарская городская Дума, как и Собрание депутатов Махачкалы прежде избирались депутатами внутригородских представительных органов). Такие процессы бывают чреваты определенной турбулентностью, обострением конкуренции.
8. {C}{C}В 2026 г. будет переизбираться Государственная Дума. То есть предстоящий ЕДГ – последний перед федеральной кампанией. Сразу отметим, что мы исключаем кардинальные перемены в составе структуры парламентских партий. Нынешняя «пятерка» имеет существенные шансы сохранится. Другое дело, что внутри ее возможно перераспределение мест. Могут усилиться как ЕР, так и ЛДПР и НЛ и, соответственно, ослабеть КПРФ и СР. Со всеми вытекающими последствиями в виде результатов в абсолютных и процентных числах и количестве мандатов. Это пока гипотеза, и предстоящие выборы важны и интересны главным образом потому, что их результаты либо добавят аргументов в пользу этой гипотезы, либо поколеблют ее.
9. {C}{C}Стоит задать как минимум три вопроса:
– насколько эффективны применяемые ЕР новые управленческие и технологические решения, как они воспринимаются партийным активом и избирателями, дадут ли дополнительный электоральный профит (дополнительный к тому, который и так обеспечивает «новая нормальность);
– насколько реальны шансы ЛДПР занять второе место в «пятерке», оттеснив КПРФ (коммунисты до сих пор располагают относительно мощной инфраструктурой, зато «жириновцы» явно опережают их по медийной активности и креативности);
– преодолела ли СР электоральный кризис, постигший ее в 2020-х гг.
Окончательные ответы мы получим в следующем году. Но в этом, как сказано, появятся аргументы для содержательных прогнозов.