Мероприятия
Круглый стол «Система политического представительства: долгосрочные тренды»
16 февраля 2024 года Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) провел круглый стол «Система политического представительства: долгосрочные тренды». Мероприятие прошло в рамках исследовательской программы ФоРГО «Антихрупкость» государства Путина».
В круглом столе приняли участие: Константин Костин, президент Фонда развития гражданского общества (ФоРГО); Константин Антонов, руководитель филиала ФоРГО в г. Новосибирск, доктор социологических наук, зам. председателя Комитета по гос.политике, законодательству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Новосибирской области; Михаил Виноградов, президент Фонда "Петербургская политика; Наталья Киселева, руководитель филиала ФоРГО в г. Симферополь, кандидат политических наук, доцент; Геннадий Косов, руководитель филиала ФоРГО в г. Ставрополь, доктор политических наук, профессор; Михаил Мамонов, руководитель Департамента политических исследований ВЦИОМ; Евгений Семенов, руководитель филиала ФоРГО в г. Нижний Новгород, кандидат политических наук, доцент, заместитель Председателя Общественной палаты Нижегородской области; Алексей Чеснаков, председатель попечительского совета Центра политической конъюнктуры.
Эксперты пришли к выводу, что на сегодняшний день в России выстроена устойчивая партийная система, которая успешно решает задачу политического представительства. Но это не исключает дальнейшей трансформации партийного ландшафта и рисков для конкретных партий.
История партийного строительства в России начала складываться с конца 80-х. Глава ФоРГО Константин Костин делит этот период на три этапа. Первый – первичная многопартийность (конец 80-х - 2000). «Это был период очень серьезной трансформации, «первый бульон» будущего партийного строительства. Тогда было зарегистрировано 259 общественных объединений. Но многие из них существовали только на бумаге, а задачу политического представительства решали примерно 20% от зарегистрированных партий», - поясняет Костин. Второй этап - строительство общенациональных партий (2001 – 2011 гг). «Примаются законы и нормативные акты, которые стимулируют партии работать по всей территории России. Характерные для того времени идеи о централизации, наведении порядка в федеративных отношениях, вертикали «федеральный центр - субъекты Федерации», находят отражение и в партийном подходе», - отметил эксперт. В итоге к парламентским выборам 2007 года в РФ сохранилось 15 политических партий.
Третий этап - представительная многопартийность (2012 - по н.вр.). По мнению Костина, именно с 2012 года процесс формирования устойчивой партийной системы успешно завершился. «С 2012 года с одной стороны, снижается требование для минимальной численности политических партий с 50 тысяч до 500 человек, а для регионального отделения - с 500 до 5. С другой стороны - принимаются законы, которые квалифицировали партии по их результатам на региональных и федеральных выборах», - напомнил политолог. Он отметил, что если в октябре 2012 года в России было 28 партий, то с 2013 года по 2020 год на выборах разного уровня, в основном на муниципальных, принимало участие от 50 до 70 партий. Но, по его словам, многие партии, воспользовавшись упрощением регистрации, были созданы для каких-то политтехнологических целей, и никак себя не проявили. «Никакой задачи по политическому представительству, по политической работе с людьми они не решали. Через три года Минюст начал процесс проверки их деятельности, и начиная с 2020-го количество партий начинает планомерно сокращаться: в 2020 году - 42 партии, в 2021 году - 32, в 2024 году - 25 партий», - сказал Костин. Эксперт отметил, что задача политического представительства успешно решается тогда, когда совокупный рейтинг парламентских партий находится на уровне 80%. «А если партии, которые участвуют на выборах и добиваются каких-то результатов на региональных и муниципальных выборах, добавляют к этому показателю еще 5-7%, то можно сказать, что выстроена достаточно эффективная, адаптивная система, которая и отвечает запросам граждан», - сказал он.
Руководитель Департамента политических исследований ВЦИОМ Михаил Мамонов заявил, что парламентские партии консолидируют все больше голосов избирателей, в то время как непарламентские теряют свои позиции деградируют.
«Если сравнить опросы ВЦИОМ за 2021 год и 2024 год, то три года назад за парламентские партии декларировали готовность голосовать почти 61%, а сейчас - уже почти 69%», - сказал он.
Если считать, что партийная система - эта система доминантной партии, то позиции “Единой России” также только укрепились за это время. «Если сравнить январь 2023 и январь 2024, то мы видим, что “Единая Россия” выросла на пять процентных пунктов (с 38,7% до 43,6%), и это значимый результат», - рассказал социолог. Кроме того, выросло и общее одобрение деятельности политических партий с 35% (2019) до 38% (2023), ощутимо снизилось и тех, кто не одобряет - было 38% (2019) , стало 24% (2023).
По результатам качественных исследований и фокус-групп среди главных факторов таких изменений можно назвать донбасский консенсус и общественно -политическую консолидацию, которая принципиально изменила повестку. Позиции непарламентских партий в то же время ухудшаются. В январе 2024 года, за них декларируют готовность проголосовать почти 9,5%. Этот показатель был выше в январе 1921 года - 10, 1%.
Ключевой фактор легитимности системы – доверие к выборам. За последние три года существенно возросло количество людей, которые доверяют результатам выборов: в октябре 2020 года – это 46%, сейчас - 61%.
Сложившаяся благоприятная ситуация для парламентских партий тем ни менее не исключает и вызовов для них. Так, по словам председателя попечительского совета Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова, КПРФ и ЛДПР находятся в определенной турбулентной зоне. «Это связано с персоналиями, которые на сегодняшний день руководят этими партиями», - отмечает он. По его словам, у лидера ЛДПР Леонида Слуцкого – вызов провести парламентскую кампанию в условиях, когда фигура основателя Владимира Жириновского уже будет не такой сохраняющей свое влияние в массовой аудитории, и придется уже доказывать, какие результаты есть именно у Слуцкого. И КПРФ также предстоит решать проблему смены вождя. «Тут важно, что у КПРФ есть свой электорат, и он голосует идеологически не только за лидера, в отличие от некоторых других партий. И я думаю, что с этим большая проблема будет для приемников, потому что нужно будет консолидировать людей», - указал политолог.
Глава ФоРГО Константин Костин считает, что партия “Справедливая Россия - За правду” находится в еще более сложной ситуации. «Потому что наша парламентская оппозиция не придумала, как правильно создавать свою электоральную базу в условиях партийного консенсуса в связи с СВО. Хотя многие ответы на поверхности, но удивительно, что ни штабы, ни исполкомы, ни те политтехнологи, которые работают внутри партии, ничего такого не придумали», - указал он.
И в этом смысле интересны даже не президентские выборы, а результаты единого дня голосования в 2025 году. Костин уверен, что на предстоящих президентских выборах вопрос будет решаться небольшим количеством голосов. «Поэтому никакой проекции на парламентские выборы это не даст. Надо пережить еще партиям полтора года, посмотреть, что будет с рейтингами лидеров», - сказал он.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов среди вызовов для российской партийной системы выделил конфликт между многопартийностью и беспартийной исполнительной властью. «Есть ощущение, что конечная система остается скорее беспартийной, и это видно по представителям “Единой России” или других партий, которые становятся губернаторами и стесняются своей партийности как некоего такого бремени», - отметил он. «Еще один конфликт связан с необходимостью партий как политического представительства быть механизмом урегулирования тех внутренних противоречий, которые существуют в любой стране, в любом социуме, в любой власти, в любой системе и общим неформальным тезисом о том, что все наши беды, наши проблемы имеют внешнюю природу, а внутри мы едины как никогда. Естественно, это затрудняет какой-то нерв партийной жизни», - добавил политолог.
По оценкам Чеснакова, партийная система сейчас находится в очень интересном положении. «Она устоялась, сохраняется значительное количество институций и институтов, которые позволяют ей работать эффективно, и социологические цифры это подтверждают. Но впереди у нее новый этап развития, который приведет к изменениям, как и пропорций представительства, так и численности политических партий», - сказал эксперт. Он отметил происходящие изменения в структуре потребления информации, разного рода политических услуг: появление новых блогеров, активистов. «Если раньше партии на каком-то промежутке времени воспринимались как единственный безальтернативный кадровый лифт, то теперь таких кадровых лифтов много. И именно это задача для партии - постоянно демонстрировать избирателю свою необходимость, свое целеполагание и свою эффективность. Но это долгосрочный процесс, который свойственен для всего мира», - уверен политолог.