Мероприятия

17 июня, 2015

Практическая конференция профессиональных организаторов избирательных кампаний «Избирательные кампании 2015 г.: актуальный контекст и вопросы эффективности».

 
 
17 июня в «Фонде развития гражданского общества» прошла Практическая конференция профессиональных организаторов предвыборных кампаний «Избирательные кампании 2015 г.: актуальный контекст и вопросы эффективности». В мероприятии приняли участие первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин, глава Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров, заместитель Председателя ЦИК Леонид Ивлев, член ЦИК РФ Майя Гришина, а также представители политических партий, ведущие политологи,  практикующие политконсультанты, электоральные юристы и социологи. 
Конференция была разделена на три части: панельная дискуссия «Новеллы избирательного законодательства  и правоприменительная практика: требования и рекомендации», панельная дискуссия «Партийные избирательные стратегии-2015», а также в формате «вопрос-ответ» прошло выступление В. Володина на тему «Электоральный процесс в России: текущее состояние тенденции и перспективы». 
 
 
Открывая конференцию, Председатель Правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин указал, что мероприятие организовано накануне начала очередного избирательного цикла, в ходе которого состоятся выборы 21 высшего должностного лица субъектов РФ, 11 органов законодательной власти российских регионов и более 3000 муниципальных кампаний. Он напомнил, что 74 партии смогут выдвинуть своих кандидатов, чтобы побороться за мандаты разного уровня в 70 субъектах РФ. «Кроме масштаба, повышенный интерес к начинающемуся избирательному циклу вызван еще и тем, что это последние выборы, предваряющие думскую кампанию 2016 года. По сути, это последняя возможность опробовать и скорректировать партийные стратегии, методы работы с избирателями, уточнить подходы к агитационно-пропагандистской работе», - заявил глава ФоРГО. Он напомнил, что современная избирательная кампания – это сложная многофакторная система политических коммуникаций, успех которой определяется уровнем  профессионализма политических менеджеров, правильным набором технологического инструментария, эффективной стратегией, позволяющей обратиться к избирателю с актуальной и востребованной повесткой, создав необходимые условия для мобилизации базового электората и присоединения ситуативного. «Безусловно, за последние несколько лет, политическая система страны и избирательная система, как ее часть, претерпели существенные изменения. Это, в первую очередь, связанно с реализацией комплекса мер, направленных на развитие политической конкуренции (увеличилось число политических партий и количество выборов, в первую, очередь, за счет возвращения выборности ВДЛ, а в перспективе и за счет выборов в Госдуму по одномандатным округам)», - отметил К. Костин. Однако, по его словам, изменения претерпело и общество (меняются традиционные, считавшиеся практически каноническими, модели электорального поведения больших социальных групп, например, участники митингов на Болотной площади, голосовавшие на выборах Президента РФ за В.Путина и пенсионеры, отдавшие свои голоса в Москве на выборах мэра, за А.Навального), изменилось отношение граждан к различным формам политической активности (уличные мероприятия перестали восприниматься как что-то опасное и неодобряемое), серьезно поменялась коммуникационная среда (интернет стал поставщиком информации наряду с «большим» телевидением). «Еще одним важным фактором, который будет оказывать существенное влияние на результаты кампаний в ближайшие годы – высокий уровень консолидации вокруг Президента РФ В.В.Путина», - сказал он.
При этом глава ФоРГО особо обратил внимание на то, что основное требование, которое предъявляется к выборам всех уровней – это обеспечение легитимности «и кампании, и ее результатов». «Критериями легитимности выступают два основополагающих консенсуса. Согласие граждан и согласие участников выборов с результатами кампании. Достижение этого двойного консенсуса возможно при соблюдении в рамках электоральных процедур принципов открытости, публичности и честности», - заявил председатель правления Фонда. 
Кроме того, отметил К. Костин, «меняются и представления о якобы классических приемах и методах достижения электорального результата: инерционные сценарии с засушенной явкой, отнюдь не всегда гарнируют беспроблемную кампанию провластному кандидату». «Базовый электорат крупных партий – это не однородное сообщество, которое можно мобилизовать одним генеральным сообщением, а совокупность разнообразных целевых групп с собственными интересами, лидерами, коммуникационными предпочтениями», - сказал он. Я уверен, заключил глава ФоРГО, что профессиональные организаторы избирательных кампаний должны, учитывать это в своей работе для обеспечения и результативности, и легитимности выборов.
 
 
     
Председатель ЦИК Владимир Чуров напомнил, что до окончания срока выдвижения кандидатов на выборах в Единый день голосования осталось «немного времени» - до 20 июля. По его словам, в ходе избирательной кампании должны определиться обладатели не менее 90 тысяч мандатов выборных должностей всех  уровней, на эти должности будут претендовать до полумиллиона кандидатов. «Исходя из нормы  два политтехнолога на одного кандидата, ожидаю работу в ходе избирательных кампаний примерно одного миллиона политтехнологов», - пошутил В. Чуров. Он обратил внимание на рекомендации ЦИК для кандидатов и политтехнологов в ходе избирательной кампании 2015 года, и «неотделимой» от нее кампании по выборам депутатов Госдумы и других выборов, которые пройдут в Единый день голосования в следующем году. «Значительное количество кандидатов будет участвовать в выборах в 2015 году «с прицелом» к 2016 году. То же самое будут делать и СМИ, и политтехнологи», - отметил он. В. Чуров обратил внимание, что особенное внимание ЦИК будет уделять вопросам  организации голосования. «С тем, чтобы не было открытия участков без предупреждения органов внутренних дел, чтобы были максимально обеспечены конституционные права граждан», - сказал глава Центризбиркома. Особое внимание В. Чуров обратил на необходимость непосредственного участия наблюдателей от политических партий в ходе голосования, в том числе, в труднодоступных населенных пунктах. «Ни одна партия не отвертится. Они должны участвовать в наблюдении. Хочешь чистоты выборов - наблюдай, контролируй. Мы будем рассматривать отсутствие наблюдателей как отсутствие уважения к избирателям», - отметил председатель Центризбиркома. Кроме того, В. Чуров обратил внимание на необходимость более активного использования сети интернет как «более доступного и дешевого средства» для информирования избирателей о подготовке к выборам и ходе избирательной кампании. «К примеру, в Архангельской области возможностью пользоваться сетью интернет обладают более 70% населения», - пояснил он. В. Чуров также высказал мысль, что законодательство о правилах агитации должно быть существенно упрощено, а правила регистрации кандидатов – либерализованы, должно быть «максимально лояльное» отношение к регистрации. Единственное, на что следует обращать особое внимание – это, во-первых, проверка на судимость, во-вторых, второе гражданство кандидата, в-третьих, ненадлежащее финансирование избирательной кампании, «прежде всего из зарубежных источников». «Ни вы, ни мы не заинтересованы в уменьшении числа кандидатов», - заключил председатель ЦИК.
Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Леонид Ивлев рассказал о новшествах в законодательстве о выборах. А также напомнил, что до 5 сентября 2015 года ЦИК примет постановление о нарезке одномандатных округов на выборах депутатов Государственной Думы и внесет его на утверждение ГД. 
 
 
Глава ВЦИОМ Валерий Федоров рассказал об особенностях электорального прогнозирования результатов выборов, по его словам здесь «есть проблемы, и они большие». Однако, отметил он, в России этих проблем меньше, чем в других странах. К примеру, на последних выборах в Великобритании ни одна публичная социологическая служба не смогла предсказать победу консерваторов по итогам кампании. Аналогичные случаи произошли и в Израиле, Молдавии, Польше и т.д.: прогнозы социологов не совпали с реальными результатами выборов, именами победителей. Однако он призвал «не падать духом»: в каждой из этих стран все-таки  нашлись социологические и опросные службы, которым удалось этот результат предсказать, речь идет не о публичных компаниях, а тех, которые работали на участников выборов. По его мнению, есть две страны, в которых результаты выборов социология предсказывает максимально точно – это Россия и США. «В данных странах резонансные отклонения случаются, но это исключение из правил», - уточнил он. В. Федоров отметил, что и в России и в США «давно поняли одну важную вещь»: опрос не равняется прогнозу. Он также озвучил планы ВЦИОМ по уточнению результатов опросов и прогнозов. 
 
 
Глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов коснулся темы электоральной мобилизации и «адекватных инструментов» для ее достижения. «От всех партий в новом цикле выборов требуются новые решения по мобилизации избирателей. Я призываю не рассчитывать на тихую инерционную кампанию, стоит учитывать интересы электоральных групп, и логично исходить из множества сценарных развилок, по которым может пойти кампания», - заключил он. 
 
 
По словам Руководителя исполкома МГРО партии «Единая Россия» Олега Смолкина, требования кампании и особенности проведения агитации в ходе нее в последнее время сильно изменились. К примеру, по его словам, в избирательных кампаниях все меньше участвуют «команды привозных специалистов». «Сейчас задача менеджмента - не столько собирать большие команды, а, скорее, скомпоновать команду из тех людей, которые есть на месте», - сказал он. «Изменилось и то, что принято называть полевыми коммуникациями, к примеру, «листовки». Отмирают традиционные пикеты. СМИ и  интернет заменяются очными коммуникациями. Агитатор должен вызвать человека на разговор и отвечать на его вопросы лично. Скорее речь идет уже не об агитаторах, а о «коммуникаторах», - добавил политтехнолог. В заключении первой части мероприятия председатель ЦИК Владимир Чуров продолжил тему, затронутую главой ВЦИОМ Валерием Федоровым, и объяснил причины несоответствия социологических прогнозов и  итогов выборов на основе «математического анализа». 
 
   
 
Панельная дискуссия «Партийные избирательные стратегии-2015» открылась выступлениями руководителя «Политической экспертной группы» Константина Калачева  и руководителя «Минченко консалтинг» Евгения Минченко. 
 
Так, К. Калачев, рассказав о коалиционном взаимодействии партий, подчеркнул, что коалиции создаются на выборах только тогда, когда «ситуация в стране стабильная». «Когда нестабильная, они быстро прекращают свою деятельность.
 
 
На сегодняшний день есть серьезный запрос на сотрудничество», - подчеркнул он. Об опыте проведения избирательных кампаний, особенностях и новшествах кампании-2015 рассказал Е. Минченко. 
 
 
Представители политических партий озвучили свой опыт участия в избирательных кампаниях последних лет и в общих чертах обнародовали стратегии участия в избирательных кампаниях на ближайшие два года. 
Однако, в частности, секретарь Президиума Центрального Совета партии «Справедливая Россия» Александр Бурков посетовал на «апатию» российских избирателей в отношении любых выборов. «Избирателю нужно показать свет в конце тоннеля, чтобы он вновь пошел на выборы», - заявил он. 
 
 
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов посетовал на то, что, по сути региональные выборы сегодня превратились в «референдум». Он высказался за разработку и принятие Госдумой закона о коалиционном правительстве, иначе, по его словам, «политическую систему России ждет стагнация». С. Обухов выразил недовольство преимущества партии «Единая Россия», чей рейтинг «привязан» к рейтингу президента страны. 
 
 
Секретарь Генерального Совета «Единой Россия» Сергей Неверов рассказал о том, как в партии организованы праймериз по открытой модели  для выдвижения в качестве кандидатов на выборные должности. Он озвучил главную задачу «ЕР» - сформировать большинство во всех выборных органах власти различных уровней. По его словам, очень важно, чтобы выборы 2015-16 гг. прошли открыто конкурентно и легитимно. «Как только подведены итоги предыдущей кампании, нужно заниматься подготовкой к следующей кампании», - озвучил он в ответ на недовольство С. Обухова причины побед «Единой России». «Нужно идти к людям. На это мы обращаем внимание кандидатов от партии. Никакое обилие листовок и агитматериалов не заменит открытый диалог с людьми», - добавил он. 
 
 
Главный эксперт Центра мониторинга и анализа процессов в медиа ФоРГО Станислав Апетьян рассказал о «Социальных медиа в системе политической коммуникации».  «С каждый циклом выборов значение интернета растет. Интернет - полноценный инструмент электоральной работы», - подчеркнул он. Он привел статистику, какие соцсети и инструменты сети интернет на сегодняшний день обладают наибольшим потенциалом в смысле использования в ходе избирательной кампании.  «В будущем году стоит ждать интересную кампанию в сети. Пока она будет не определяющей, но более интересной. Будут выигрывать те, кто играет в интернете в долгую. Аудитория в Сети формируется как минимум год-два. Поэтому кампанию необходимо начинать заранее», - заключил С. Апетьян. 
В ходе дискуссии высказались политтехнологи, политологи, представители политических партий. 
 
 
 
 
В третьей части Конференции прошла встреча Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Вячеслава Володина с участниками мероприятия, в ходе которой Вячеслав Володин ответил на вопросы собравшихся, касающиеся актуальной политической повестки и предстоящего избирательного цикла.
 
 
        
 
 
 
 
Фотогалерея мероприятия