Карусель и игра с цифрами: как могут обмануть на муниципальных выборах
В ближайшее воскресенье, 10 сентября, всех москвичей ждут на избирательных участках — в Единый день голосования столица выбирает муниципальных депутатов. Это люди, которые ближе всего к населению: в зоне их ответственности — небольшой избирательный округ в несколько тысяч человек, поэтому именно они знают проблемы каждого дома, двора, подъезда. Однако и на таких небольших будто бы выборах расслабляться нельзя: всегда есть вероятность нарушений. Причем нечестную игру могут вести кандидаты любой «ориентации» — хоть провластные, хоть оппозиционные.
Как объяснил «МК» политолог Константин Костин, зона ответственности муниципальных депутатов — это выстраивание политической инфраструктуры в общении с жителями, постоянный контакт с ними.
— Например, всегда актуальна тема благоустройства. Существуют локальные проблемы районов, работа на которых помогает завоевать доверие избирателей. Если есть мощный депутат «на земле», то у партии легче пойдет кампания региональная или федеральная. Поэтому не стоит недооценивать уровень конкуренции на этих мелких как будто выборах, — считает эксперт.
Перед выборами любого уровня остро встает вопрос о недопущении никаких фальсификаций и нарушений — за этим следят не только наблюдатели на участках, но и организации общественного контроля. Легенды о том, как нас всех обязательно обманут, передаются из уст в уста, однако опытные политтехнологи уверяют: самые очевидные способы фальсификаций как раз являются самыми невыгодными для участников выборов. Для каждого уровня есть свои распространенные схемы. Так, на президентской или думской кампании может сработать схема махинаций при помощи открепительных удостоверений — когда сотрудникам какой-либо организации дали команду явиться на определенный участок и проголосовать за нужных кандидатов.
На муниципальных выборах такой способ не пройдет по простой причине: отказываясь голосовать по месту прописки, вы автоматически отказываетесь голосовать за кандидатов по своему избирательному округу — но и за других голосовать не можете!
Хорошая практика для кандидата в борьбе за мандат — просто-напросто привести друзей: честно, законно и красиво. Напомним, что для победы на выборах этого уровня может хватить 1500–2500 голосов — это то количество сторонников, которое легко завоевать «ногами» (то есть поквартирным обходом с агитацией), а не распространением печатных АПМ. Однако столь малая цена победы может сделать заманчивым другой способ махинации на выборах — карусель.
Суть проста: неподалеку от избирательного участка гражданина (часто маргинала) встречает вежливый человек, предлагающий элементарную схему. Избиратель получает уже заполненный бюллетень. Опускает его в урну. Выносит с участка свой (пустой), отдает доброжелателю и получает вознаграждение — небольшую сумму денег либо бутылку алкоголя. Однако такая схема имеет смысл лишь на крошечных участках: много народу так не охватить. Хотя для муниципальных выборов по пятимандатному округу (напомним, что в зависимости от округа можно проголосовать за трех, четырех и пятерых кандидатов) даже 50–100 голосов — явная заявка на успех.
Самая мифическая фальсификация, которой пугают друг друга россияне, — вброс бюллетеней. Такой риск, безусловно, существует, однако для реализации необходимо одно условие: все, кто присутствует на участке (включая наблюдателей и журналистов), должны быть в сговоре. Ведь для того, чтобы записать голос за кого-то, нужно вписать паспортные данные в список избирателей и заполнить бюллетень — а член комиссии не может даже прикасаться к ручке, если перед ним не сидит человек. Следовательно, любой действительно независимый наблюдатель может сразу же, заметив это, заявить о нарушении. То же касается голосов, которые якобы вбрасывают в последние минуты. Законы физики неумолимы: толстая пачка бюллетеней разом в урну не пролезет! А для того, чтобы забрасывать по несколько, необходимо опять же равнодушие всех присутствующих. Сложно, хотя и возможно...
По мнению современных политологов, самый распространенный и «надежный» способ махинации на выборах — это подделка протокола и замена цифр. Буквально: если у Иванова на одном УИКе было 50 голосов, а у Петрова — 150, то в финальной версии протокола цифры меняют местами. Причем «грамотные» мошенники сделают это так, что наблюдатели ничего не заметят — и ничего не смогут сделать позднее, если обнаружат.
Схема проста: изначально, при подсчете голосов, в протокол вносят правдивые цифры — и «случайно» допускают одну или несколько технических ошибок. Протокол подписывают наблюдатели, и он уезжает в ТИК. Там обнаруживают техническую ошибку, мешающую внести протокол в ГАС «Выборы», и велят комиссии УИКа составлять новый. И во время исправления технической ошибки появляется возможность провести махинацию с цифрами — опять же при условии сговора всех участников процесса.
Из-за этого наблюдателям советуют лишь одно: не покидать «поле боя», пока протокол не будет внесен в ГАС «Выборы» — до этого момента кампанию нельзя считать законченной. Ведь может иметь место и ошибка, и умышленное нарушение — но в любом случае протокол, с копией которого наблюдатель покинул УИК, и финальная версия могут отличаться, и доказать правоту будет невозможно даже через суд.