СМИ об исследованиях

  |  30 августа, 2017   |   Читать на сайте издания

novosti33.ru Уходит в прошлое период "политического рейдерства" губернаторов в 2012-2016 гг.

Этот термин мною позаимствован из доклада Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) "Выборы глав регионов в 2017 г.: сценарии кампаний и прогнозы".

Его ключевой вывод - в 14 из 16 субъектов РФ, где 10 сентября т.г. пройдут губернаторские выборы, голосование станет своего рода референдумом о доверии действующей региональной управленческой команде. Отсюда и характеристика выборов как "референдумного" голосования.

Примечательно, что за последние 5 лет в России прошла 71 кампания по избранию губернаторов, из которых, по мнению авторов доклада (см. "Голос доверия" в "РГ" от 28 августа т.г.), "конкурентными были только 10 ". По их оценке, "подавляющее большинство выборов 2012-2016 гг. проходили по "референдумным" сценариям", когда у действующего руководителя (дорабатывающего свой срок полномочий или в ранге врио) не было сильных конкурентов.

Вспомним выборы Светланы Орловой в сентябре 2013 г. Для "ставленницы Кремля" они были практически безальтернативными. Ведь никто не станет относить к ее "конкурентам" "спойлеров" Вячеслава Картухина, Аркадия Колесникова, Бориса Анчугина или Игоря Шубникова, в совокупности сумевших набрать лишь 26 501 голос, или 2,05% от общего числа избирателей Владимирской обл.

"Достижения" представителей системной оппозиции тоже очень скромные: Анатолий Бобров (КПРФ) "обольстил" только 36 063 выборщиков ( 3,03% от всего электората), Владимир Сипягин (ЛДПР) - 13 147 ( 1,1% ). Видимость конкуренции мог создать лишь "газовый принц" Александр Филиппов, но его предусмотрительно "зачистили", а потом за "несанкционированные" губернаторские амбиции посадили на нары.

Но даже в таких "тепличных условиях" за "политика федерального масштаба" Светлану Олову отдали свои голоса только 253 343 избирателя ( 21,3% от их общего числа 1 189 006 ) при явке всего в 28,51%. Вряд ли на такой результат рассчитывали в Кремле и в федеральном руководстве "Единой России", отправляя бывшего зампреда Совфеда в "свободное плавание" в скромный регион-33. Увы, " эксперимент" с почетной "ссылкой" видного вельможи себя не оправдал.

Почему такое стало возможным? Авторы доклада дали следующее объяснение: в те годы борьба за кресла губернаторов (в отличие от 1990-х гг.) стала слабее, а "привлекательность этой должности снизилась для бизнесменов и политических рейдеров".

Серьезным барьером для открытой конкуренции послужил и "муниципальный фильтр", позволяющий манипулировать неугодными конкурентами (тот же Филиппов "залетел" на этой "домашней заготовке" "ЕдРа"). И вот сейчас в партии власти заговорили о "реновации" данной "процедуры", превратившей голосование в "фарс".

"Референдумное" голосование в 2013 г. дало "зеленый свет" г-же Орловой для легализованного федералами захвата власти по "рейдерской модели". "Хозяйка" бесцеремонно отодвинула в сторону региональную политическую элиту, предпочтя ей лично преданных "варягов", которых она привезла с собой в "обозе". На ключевые должности в "белом доме" "гастролеров" ставили без всяких конкурсов и даже без формальных советов с местным политическим "бомондом". Результат подобной кадровой политики Светланы Орловой известен: вице-губернаторы- "варяги" Дмитрий Хвостов и Елена Мазанько обвиняются в коррупционных преступлениях, Алексей Марченко покинул регион, Лидия Смолина, судя по всему, находится "под колпаком" у "силовиков". А сама "хозяйка" не вылезает из публичных скандалов - то из-за резонансных поступков своего сына-мажора Владимира, то из-за своих бытовых капризов (одна "служебная резиденция" чего стоит), то из-за сомнительных госзакупок (например, "золотого ершика"), то из-за перебранок с местными независимыми СМИ.

Не случайно в области созрел общественный заказ на открытые и честные выборы, чтобы сама процедура не вызывала ни у кого вопросов и сомнений. И здесь "эксперимент 2013 г." у нас уже, полагаю, не пройдет.

Михаил Буянов