Карелия – слабое звено
Карелия - единственный регион, где выборы 10 сентября будут конкурентными, а кандидат от оппозиции имеет шанс выйти во второй тур. Даже в случае победы Артур Парфенчиков рискует получить наихудший результат среди врио губернаторов при явке ниже 30%, предупреждают авторитетные эксперты.
Менее чем за две недели до выборов врио главы Карелии получил тревожный звонок в виде доклада Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), посвященного анализу предвыборного расклада во всех 16 регионах, где 10 сентября пройдут прямые губернаторские выборы. В опубликованном в понедельник исследовании Карелия названа в числе немногих субъектов РФ, в которых сохраняется "некий конкурентный потенциал". Он обусловлен отнюдь не разнообразием претендентов на губернаторское кресло (семеро из которых зарегистрированы избиркомом), а противостоянием Парфенчикова с единственным реальным соперником - кандидатом от "Справедливой России" Ириной Петеляевой.
"Она не может его победить и даже вряд ли способна добиться второго тура. Однако при определенном раскладе ей вполне по силам "сбить" его результат до 55 - 53%, из-за чего Парфенчиков, скорее всего, получит самый низкий результат из избирающихся/переизбирающихся врио", - прогнозируют авторы доклада. Их оценку вряд ли можно назвать излишне пессимистичной: сгущать краски у прокремлевского ФоРГО нет причин. Скорее, наоборот, приведенные цифры выглядят несколько завышенными на фоне результатов других исследований.
Как сообщал "Клуб Регионов", данные августовского соцопроса показывают, что Парфенчикова готовы поддержать на выборах 38% избирателей Карелии, Петеляеву - 15%, а 33% с выбором не определились. Такая ситуация, по мнению ряда экспертов, создает возможность второго тура. Политконсультант Валентин Бианки считает, что именно неопределившийся электорат может серьезно повлиять на результат карельских выборов: "Притом что явка будет низкая, в пределах 35-40%, дополнительные проценты из тех, кто пока не определился с выбором, могут качнуть чашу весов в любую сторону".
Оценка ожидаемой явки на уровне 35-40% в свою очередь выглядит излишне оптимистичной по сравнению с данными Фонда исследования проблем демократии. В опубликованном 25 августа докладе Фонда активность избирателей в Карелии прогнозируется на уровне ниже 30%. В любом случае в день выборов на участки придет слишком мало жителей республики, чтобы легитимность итогов голосования не могла быть поставлена под сомнение.
Это создает серьезные риски уже для будущего избранного губернатора, которым, скорее всего, станет все же Парфенчиков. После его предполагаемой инаугурации противостояние с оппозицией никуда не исчезнет, как не исчезнут и социально-экономические проблемы. Главная из них - переселение из ветхого жилья, и эту задачу в обозначенный Кремлем срок до 1 сентября Парфенчиков уже не выполнил. Напомним, его предшественник Александр Худилайнен в феврале 2016г. получил выговор от президента за срыв программы расселения аварийного жилья, а через год досрочно сложил полномочия.
Ясно, что для успешного руководства таким проблемным регионом требуется дополнительный запас политической прочности. Обеспечить его себе Парфенчиков может только убедительной и честной победой в первом туре, которая в определенной степени компенсирует невысокую явку. Однако пока ему грозит наихудший результат среди всех врио, а выбранная им предвыборная тактика - отказ от дебатов и бесконечное "перерезание ленточек" - вряд ли способна повысить рейтинг кремлевского назначенца.
На это указывает и политолог из Карелии Анатолий Цыганков: "Деятельность Парфенчикова как врио губернатора, объезжающего территории, на удивление не приносит ему положительного результата. То есть знакомство с ним не рождает доверия к нему. Этот показатель для него небезопасный".
В шеренге кандидатов в губернаторы от власти Парфенчиков - самое слабое звено. Тот "конкурентный потенциал", который фиксирует ФоРГО в Карелии, не столько повышает легитимность ожидаемого избрания врио главы региона, сколько ставит под сомнение само избрание. Возможно, бывший силовик переоценил свои силы, согласившись на относительно честную политическую борьбу, либо недооценил опасность Петеляевой.
Тем не менее наличие слабого звена парадоксальным образом усиливает всю конструкцию власти накануне выборов. Окажись все 16 регионов такими "сильными звеньями", как, например, Бурятия, где ресурсного кандидата от оппозиции отсекли с помощью фильтра, то повод публично выражать недовольство появился бы не только у КПРФ, но и у ЛДПР и эсеров. В Карелии же все останутся довольны: и Парфенчиков, который победит "на грани второго тура", и Петеляева, уже получившая статус политика номер два в регионе.
Александр Билибин