СМИ об исследованиях

  |  28 августа, 2017   |   Читать на сайте издания

talks.su Городской фильтр нужно отменить для предъявленных в 25% местных советов партий

В докладе Фонда о выборах глав регионов в этом 2017-ом сообщается, что за 5 лет состоялась 71 избирательная кампания, из которых "конкурентными были только 10", другими словами каждые седьмые выборы. Авторы отчета предлагают свою версию конкурентности на выборах глав субъектов РФ. По их оценке, "подавляющее большинство выборов 2012 - 2016 годов проходили по "референдумным" сценариям", когда у действующего руководителя (дорабатывающего собственный срок полномочий либо в ранге врио) не было сильных соперников.

"Подавляющее большинство выборов 2012 - 2016 годов проходили по "референдумным" сценариям". В нынешнем году большинство кампаний также оказались "референдумными", - сообщили в ФоРГО. "Выборы не прекращают быть выборами, ежели заблаговременно понятно, кого изберет большинство голосующих", - подчеркивают в ФоРГО.

"Конкурентность - это функция, но не квалифицирующий признак выборов, как и "референдумность", - подчеркивается в докладе". Выборы должны отражать настоящую политическую ситуацию в регионе.

Попытки сравнения теперешних выборов с проходившими с самого начала 2000-х и в 1990-х составители отчета считают умозрительными.

Многие технологии, подходы к организации кампаний закончили работать, кратно снизилась эффективность компромата, "черного PR", политики и политконсультанты стали вести себя во всех смыслах осторожнее, объясняют в фонде. К числу причин, по которым борьба за кресло губернатора стала слабее, специалисты относят то, что привлекательность данной должности "снизилась для предпринимателей и политических рейдеров". Размеренной считают специалисты и ситуацию в Самарской и Томской областях, руководят которыми Валерий Радаев и Сергей Жвачкин соответственно.

Еще 4 региона из тех, где 10 сентября предстоит выбрать управляющих, "до недавнего времени управлялись главами либо вначале слабыми, либо ослабевшими и скомпрометированными в процессе элитных конфликтов", отмечают в ФоРГО. "Электоральных и ресурсных оппозиционеров в этих областях нет либо они предпочли выстраивать отношения с будущими главами мирными способами", - говорится в докладе.

В Калининградской области и Удмуртии, как уточняют специалисты, также все было "обнулено" и с приблизительно теми же последствиями. На губернаторских выборах 10 сентября в бюллетенях окажется большое количество практически не известных претендентов.

Определенным барьером для конкуренции служит и городской фильтр, признают в ФоРГО. Конкурентный потенциал констатируется в 2-х регионах - в Карелии и Кировской области, где у претендентов от власти есть серьезные оппоненты. При этом в первом случае само выдвижение было преступным, а Ройзман фактически отказался от сбора подписей муниципальных депутатов в свою поддержку. При этом в Бурятии, Свердловской области и Севастополе все-таки реализуются "референдумные" сценарии выборов.

В ФоРГО констатируют "некий конкурентный потенциал" в Карелии (врио руководителя региона Артур Парфенчиков) и Кировской области (врио губернатора Игорь Васильев), где зарегистрированы "эсерка" Ирина Петеляева, а кроме этого уполномоченный ЛДПР Кирилл Черкасов и уже упоминавшийся Сергей Мамаев. И явно, что городской фильтр нуждается в "реновации", - утверждают специалисты в докладе. Отменять его совсем составители отчета не считают возможным, так как "требование надежно отсекать от выборов авантюристов, политических "рейдеров" и прочих никто не отменял".

Также в докладе сообщается, что планку фильтра нужно снизить и освободить от сбора подписей претендентов от партий, имеющих представительство хотя бы в четверти муниципалитетов региона.

При этом, отмечают специалисты, чтобы исключить давление на муниципалов, побуждающее их сложить мандаты либо вступить в какие-то иные партии, нужно предусмотреть в законе, что суммарное партийное представительство в муниципалитетах рассчитывается только на основе итогов последних выборов, а последующие переходы во внимание не принимаются. Кроме того, партии нужно стимулировать к выдвижению претендентов на местных выборах и к работе с муниципалитетами.