Poliksal.ru Эксперты ФоРГО предсказали сценарий губернаторских выборов
Доклад ФоРГО "Выборы глав регионов в 2017 году: сценарии кампаний и прогнозы" подробно описывает расклад политических сил перед Единым днем голосования и отвечает на главные вопросы о выборах.
Ведомый политтехнологом Константином Костиным Фонд развития гражданского общества представил экспертный доклад "Выборы глав регионов в 2017 году: сценарии кампаний и прогнозы", посвященный анализу политической конфигурации на грядущих выборах губернаторов.
Одной из главных особенностей выборов высших должностных лиц сам Костин называет условия их проведения - текущая кампания проходит в преддверии выборов президента страны. Поэтому "победители понятны заранее, борьба, если и идет, то лишь за вторые места", считает глава ФОРГО.
Почему предвыборная кампания по выборам глав регионов довольно скучная - очевидно. Перед федеральными выборами многие региональные политические деятели, в том числе оппозиционные, представители различных элитных групп, как политических, так и финансово-промышленных, предпочитают "пропустить ход", поскольку ожидают больших выборов, большого консенсуса новой властной конструкции. Поэтому сейчас никто лишний раз тратить силы не хочет, поскольку непонятен приз,цитирует Костина "Интерфакс".
Константин Костин
При этом эксперты Фонда подчеркивают, что по подобным "референдумным" сценариям проходило подавляющее большинство выборов 2012 - 2016 годов:
Конкурентность - это опция, а не квалифицирующий признак выборов, как и "референдумность".
Выбор не перестает быть выбором от того, что один из вариантов решения заведомо более предпочтительный, выгодный, чем другой. Выборы не перестают быть выборами, если заранее известно, кого изберет большинство голосующих.
Непредопределенность результата вовсе не обязательно означает непредопределенность победителя.
"На выборах глав регионов 10 сентября сюрпризов не ожидается, - продолжает Костин. - Везде победят те, кого предложил глава государства в качестве врио региона, или действующие губернаторы, которые заявили о своем выдвижении на очередной срок".
Согласно докладу, из 16 регионов, избирающих глав в этом году, в двух, а именно в Белгородской области и Мордовии, главы абсолютно доминируют в местной политике: "Никаких конкурентов у них нет и не может быть в принципе".
Не менее стабильная ситуация и в Саратовской области, которую с 2012 года возглавляет Валерий Радаев. А в Пермском крае, Новгородской, Рязанской и Ярославской областях были назначены врио глав регионов, не связанные с предшественниками и не отягощенные грузом их ошибок. "Электоральных и ресурсных оппозиционеров в этих регионах нет или они предпочли выстраивать отношения с будущими главами мирными способами", - говорится в докладе.
В 10 регионах из 16 либо отсутствует сама почва для электоральной конкуренции, либо потенциальные конкуренты предпочли "пропустить ход". В остальных регионах проявились конкуренты или те, кого за таковых принимают.
"Непростая ситуация складывалась в Свердловской области, которая из-за своей "сложноустроенности", присутствия множества сильных игроков, никогда не имела "хозяина", - продолжает Костин. - Тем не менее все так или иначе отмечают, что Евгению Куйвашеву за пять лет удалось выстроить систему элитных договоренностей, сделавших его фигуру практически безальтернативной".
По словам Костина, главным политическим трендом сегодня является повышение качества госуправления - без оглядки на политический календарь: будь то выборы в нижнюю палату парламента или выборы глав регионов: "Крайне важная задача следующих 10-15 лет - смена поколений политических и административных элит. И сейчас очевиден тренд: во власть приходит много молодых министров, сотрудников Администрации Кремля, глав регионов. 25 лет - период активности поколения. Мы просто подошли к этапу смены поколений, прихода новых управленцев. Конечно, новые управленцы должны быть хорошо подготовлены и зарекомендовать себя. Только такой подход обеспечит уверенное развитие страны".
Если говорить о губернаторском корпусе, то сейчас приходит новое поколение губернаторов-технократов. Этот процесс будет продолжаться. Цели, стоящие перед властью, понятны: использовать ресурс повышения качества госуправления для развития страны. Сделать так, чтобы те, кто занимает руководящие должности и отвечает за выполнение важных для государства вопросов, были способны эффективно работать, быть конкурентными и улучшить жизнь граждан. Другой задачи нет, заключил глава ФоРГО.