ruinformer.com Фонд развития гражданского общества оценил кампании губернаторов
Муниципальный фильтр на губернаторских выборах нуждается в изменениях, в современной политической стилистике - в "реновации". Отменять его не предлагают, но признают, что сейчас региональные элиты используют фильтр, как заградительный элемент. Дискуссия вокруг фильтра - ключевая в нынешней серии губернаторских выборов. Теперь в дискуссии появилось мнение и экспертов Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), проанализировавших ситуацию в регионах накануне губернаторских выборов. Свой план по усовершенствованию фильтра ФоРГО представил в исследовании "Выборы глав регионов в 2017 году: сценарии кампаний и прогнозы".
В исследовании политологи предложили внести несколько изменений. Во-первых, если партия представлена более, чем в четверти муниципалитетов региона, то ее кандидат должен регистрироваться автоматически.
Во-вторых, должна быть снижена верхняя планка фильтра: сделать меньшим общее число муниципальных депутатов, которые должны подписаться в поддержку выдвижения кандидата.
В-третьих, нужно запретить собирать и сдавать в комиссии подписи в количестве, большем, чем необходимо для регистрации. Это снимет проблему манипуляций с "задвоенными" подписями и заставит кандидатов тщательнее работать со своими сторонниками в муниципалитетах.
В исследовании ФоРГО указано, что в 11 регионах из 16, где пройдут выборы губернаторов, либо отсутствует сама почва для электоральной конкуренции, либо потенциальные конкуренты предпочли "пропустить ход".
В Белгородской области и Мордовии, действующие губернаторы "абсолютно доминируют" в местной политике. В Саратовской области турбулентность пропала после того, как врио Валерий Радаев остановил конфликты с местными элитами, ориентирующиеся на Вячеслава Володина. Глава Томской области Сергей Жвачкин тоже преуспел в наведении межэлитного порядка.
"Пермский край, Новгородская, Рязанскаяи Ярославская области до недавнего времени управлялись главами либо изначально слабыми, либо ослабевшими и скомпрометированными в ходе элитных конфликтов. Кремль везде "обнулил игру", назначив врио, никак лично не связанных с предшественниками, не отягощенных грузом их ошибок", - говорится в докладе.
Точно также "обнулились" Калининградская область (после перевода Николая Цуканова в полпреды) и Удмуртия (ее экс-глава Александр Соколов был отставлен после обвинений в коррупции). Показательная ситуация сложилась в Марий Эл, где врио Александр Евстифеев заключил пакт с местной оппозиционной элитой, а марийские коммунисты официально поддержали врио. В Свердловской области Евгению Куйвашеву за пять лет удалось выстроить систему элитных договоренностей, которая сделала его фигуру безальтернативной.
В оставшихся регионах проявились конкуренты или те, кого такими считают, говорят эксперты. В Бурятии главным противником врио Алексея Цыденова выступил Вячеслав Мархаев, бывший командир бурятского ОМОНа, первый секретарь Рескома КПРФ.
На электоральную обстановку в Севастополе накладывает то, что местная политика "остается слишком шумной" продолжая жить по украинскому укладу. С приездом "варяга", представителя "Ростеха" Дмитрия Овсянникова глава Заксобрания Алексей Чалый из лидера оппозиции превратился в ключевого союзника губернатора. В итоге, из кандидатов нелояльных Овсянникову зарегистрирован лишь коммунист Роман Кияшко.