newsrbk.ru А есть ли выбор на выборах? ФоРГО дал ответ в новом докладе
Фонд развития гражданского общества (форго) представил новый доклад - "Выборы глав регионов и региональных центров в 2017 году: сценарии кампаний и прогнозы"
Доклад посвящен анализу политической конфигурации на проходящих выборах высших должностных лиц регионов, а также подведению некоторых предварительных итогов электорального обновления региональной власти, стартовавшего в 2012 году. ФоРГО напомнил, что в течение последних пяти лет выборами были "охвачены" 67 субъектов Федерации. В Республике Коми, Забайкальском крае, Амурской и Брянской областях глав за это период успели избрать дважды. Таким образом, всего состоялась 71 кампания.
Оставшиеся девять регионов получат выборных глав по итогам голосования 10 сентября. Еще в семи территориях проходят вторые плановые (в связи с истечением сроков полномочий глав, избранных в 2012 г.) либо досрочные кампании.
Доклад состоит из четырех частей. В первой кратко изложен подход к пониманию выборов, конкурентности, "референдумности", представляющийся нам наиболее адекватным в контексте мировых и национальных реалий. А также разбираются объективные причины, по которым за пять лет из 71 кампаний конкурентными были только 10. Вторая часть посвящена текущим выборам. Третья - предложениям по реформированию муниципального фильтра. В четвертой эксперты ФоРГО предложили "рейтинг успешности участия партий в выборах глав".
По мнению Фонда, подавляющее большинство выборов 2012-2016 гг. проходили по "референдумным" сценариям. То есть победители были известны заранее, борьба если и велась, то лишь за вторые места (которые могут оказаться довольно ценными призами в перспективе других выборов - парламентских и пр.). В 2017 г. большинство кампаний также оказались "референдумными".
Это спровоцировало дискуссию о том, можно ли считать неконкурентные выборы собственно выборами. Некоторые политологи и политические комментаторы настойчиво утверждают, что нет, нельзя. По их мнению, конкурентность есть квалифицирующий признак выборов и в случае ее отсутствия следует в лучшем случае говорить об "электоральной процедуре", оформляющей фактическое назначение.
Эксперты ФоРГО считают, что предмета для дискуссии здесь нет. "Референдумные" или, если угодно, "доминантные" кампании часто проводились в нашей стране и в 2000-х гг., и в 1990-х. И их выборная "сущность" никем не оспаривалась. Тем более, что "референдумные" выборы широко распространены в зарубежной политической практике (3).
Очевидно, что мы имеем дело с попыткой манипуляции, "игрой со словами", цель которой состоит, похоже, в дискредитации отечественной политической системы.
Конкурентность - это опция, а не квалифицирующий признак выборов, как и "референдумность" - заключают эксперты.
Как сказано в докладе, суть выбора, заключается в принятии решения из нескольких разных вариантов. Во-первых, избиратель как субъект решения всегда волен отказаться голосовать, тем самым делегировав бремя решения тем, кто явится на участки. Это столь же политически значимое волеизъявление, как и заполнение бюллетеня. Во-вторых, законодатель иногда предусматривает право голосовать против кандидатов (каждого в отдельности или всех).
Предопределенность результата выборов обычно следует из понимания того, что большинство активных избирателей проголосуют за определенного кандидата. Это опять же не умаляет политического значения выбора тех, кто отдаст свои голоса за других. Но коллективный выбор тем и отличается.