Новостной портал: Конкурентными стали только каждые седьмые выборы
Только десять из прошедших в России за последние пять лет семидесяти губернаторских кампаний проходили по конкурентному сценарию, на выборах в этом году конкурентный потенциал наблюдается в двух регионах - Карелии и Кировской области, заявляют в Фонде развития гражданского общества (ФоРГО).
С 2012 года выборами глав регионов были охвачены 67 субъектов РФ, в четырех из них руководителей за этот период успели избрать дважды, напомнили эксперты.
Конкурентными стали только каждые седьмые выборы
Таким образом, в общей сложности за пять лет состоялась 71 избирательная кампания, из которых "конкурентными были только 10", говорится в докладе фонда о выборах глав регионов в 2017 году.
"Подавляющее большинство выборов 2012-2016 годов проходили по "референдумным" сценариям. То есть победители были известны заранее, борьба если и велась, то лишь за вторые места... В 2017 году большинство кампаний также оказались "референдумными", - заявляют в ФоРГО.
При этом эксперты подчеркивают, что "выборы не перестают быть выборами, если заранее известно, кого изберет большинство голосующих". Конкурентность, по их словам, является опцией, а не квалифицирующим признаком выборов, как и "референдумность".
Фонд оценил как конкурентные выборы 2015 года в Иркутской области, завершившиеся избранием кандидата КПРФ Сергея Левченко, который, как считают эксперты ФоРГО, "отнюдь не выглядел сильным претендентом на старте кампании".
Также к числу конкурентных эксперты отнесли выборы мэра Москвы в 2013 году, выборы глав в республике Алтай и Якутии в 2014 году, а также амурские, архангельские, марийские и омские выборы 2015 года, забайкальские и ульяновские - 2016 года.
Прогноз на 2017 год
Из 16 регионов, избирающих глав в этом году, в двух (Белгородская область и Мордовия) главы абсолютно доминируют в местной политике, "никаких конкурентов у них нет и не может быть в принципе", утверждают в ФоРГО. Стабильная ситуация наблюдается в Саратовской области. Аналогично сильны позиции действующего главы и Томской области, где участвует в выборах "самый раскрученный критик губернатора" представитель ЛДПР Алексей Диденко; однако, по мнению экспертов, "он с самого начала дал понять, что ему лишь нужно окончательно закрепиться в статусе томского "политика № 2″ на перспективу".
Еще четыре региона из тех, где 10 сентября предстоит избрать руководителей, "до недавнего времени управлялись главами либо изначально слабыми, либо ослабевшими и скомпрометированными в ходе элитных конфликтов", отмечают в ФоРГО. Речь идет о Пермском крае, Новгородской, Рязанской и Ярославской областях.
Также в докладе говорится, что назначение в ряде регионов "врио, никак лично не связанных с предшественниками, не отягощенных грузом их ошибок", "обнулило игру". "Электоральных и ресурсных оппозиционеров в этих регионах нет или они предпочли выстраивать отношения с будущими главами мирными способами", - говорится в докладе.
В Калининградской области и Удмуртии, как уточняют эксперты, также все было "обнулено" и с примерно теми же последствиями. Таким образом, "в 10 регионах из 16 либо отсутствует сама почва для электоральной конкуренции, либо потенциальные конкуренты предпочли "пропустить ход", отмечено в докладе. Особенно показательная ситуация, по их словам, сложилась в Марий Эл, где КПРФ не только воздержалась от повторного выдвижения Сергея Мамаева, который участвовал в выборах 2015 года, но и позволила своему региональному отделению присоединиться к кандидату власти.
Кроме того, как считают эксперты, в большинстве случаев и партии, и серьезные политические инвесторы стараются сейчас не "пережимать" из-за близости выборов президента.
Конкурентный потенциал
Еще в пяти регионах, где в этом году состоятся выборы, "проявились конкуренты или те, кого за таковых принимают", считают в фонде. При этом в Бурятии, Свердловской области и Севастополе все же реализуются "референдумные" сценарии выборов. Так, в Бурятии главным оппонентом мог стать представитель КПРФ Вячеслав Мархаев, который не смог преодолеть муниципальный фильтр. В Свердловской области таким участником был мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, желавший выдвигаться от "Яблока"; он, по мнению экспертов ФоРГО, организовал имитацию своей губернаторской кампании.
В Севастополе "желающих пошуметь на выборах нашлось много, но одни так и не были выдвинуты, а другие не смогли пройти фильтр". При этом из кандидатов, публично нелояльных действующему руководителю региона, зарегистрирован оказался лишь коммунист Роман Кияшко, однако, как считают в фонде "не похоже, чтобы он всерьез претендовал на губернаторство".
"Некий конкурентный потенциал мы констатируем лишь в Карелии и Кировской области, где зарегистрированы "эсерка" Ирина Петеляева и, соответственно, "жириновец" Кирилл Черкасов с уже упоминавшимся Сергеем Мамаевым", - говорится в докладе ФоРГО.
Эксперты полагают, что Петеляева не может на этих выборах победить временно исполняющего обязанности главы Карелии Артура Парфенчикова и даже вряд ли способна добиться второго тура. "Однако при определенном раскладе ей вполне по силам "сбить" его результат до 55-53%, из-за чего Парфенчиков скорее всего получит самый низкий результат (из избирающихся/переизбирающихся врио)", - предполагают в фонде.
Менее опасен кандидат от КПРФ Сергей Мамаев для врио губернатора Кировской области Игоря Васильева, считают эксперты. "Его успех в Марий Эл в 2015 году (32,3%), если совсем объективно, вовсе не его успех, а следствие непопулярности Леонида Маркелова. Мамаев просто собрал весь его антирейтинг... Нужно только иметь в виду, что кроме Мамаева зарегистрирован еще Черкасов. Он тоже участвовал и в кировских выборах 2014 года и в марийских 2015 года (в первый раз взял 9,9%, во второй - 7,1%). Сообща они, скорее всего, наберут больше, чем Петеляева", - отмечено в докладе.