СМИ об исследованиях

  |  28 августа, 2017   |   Читать на сайте издания

1nnc.net ФоРГО: множество губернаторских выборов пройдут по референдумному сценарию

МОСКВА, двадцать восьмого августа. /ТАСС/. Специалисты Фонда улучшения штатского социума (ФоРГО) считают, что определенный конкурентный потенциал есть на выборах главы Карелии и губернатора Кировской области, в остальных четырнадцати регионах губернаторские выборы десятого сентября пройдут по референдумному сценарию. Такие итоги содержатся в докладе "Выборы глав регионов в две тысячи семнадцатом году: сценарии кампаний и прогнозы", который будет обнародован в 1-й день недели и с которым ознакомился ТАСС.

В цельный день голосования десятого сентября прямые выборы глав регионов состоятся в шестнадцати субъектах: Бурятии, Карелии, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии, Пермском крае, Белгородской, Калининградской, Кировской, Новгородской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Томской, Ярославской областях и Севастополе.

Авторы доклада считают, что в десяти регионах из 16 "либо отсутствует сама почва для электоральной конкурентной борьбе, либо потенциальные соперники выбрали пропустить ход". К примеру, в Белгородской области и Мордовии главы регионов безусловно главенствуют в здешней политике. "Никаких соперников у них нет и не может быть в тезисе", - указано в докладе.

Так, Евгений Савченко управляет Белгородской областью с одна тысяча девятьсот девяносто третьего года, что является на сегодняшний день безусловным рекордом среди действующих губернаторов. Он, пишут специалисты ФоРГО, "добился заметных триумфов и считается одним из самых достойных губернаторов", у него имеется разветвленная сеть федеральных контактов, "обеспечивающих ему максимальную стабильность". Мордовией с 1995 по 2012 год "не менее результативно" руководил Николай Меркушкин. "Уезжая в Самару, он оставил Владимиру Волкову абсолютно работающую "политическую машину", - передается в докладе.

Также главами регионов, владеющими политической стабильностью, специалисты называют Валерия Радаева (Саратовская область) и Сергея Жвачкина (Томская область).

Пермский край, Новгородская, Рязанская и Ярославская области, по суждению авторов, до недавнего времени управлялись главами либо первоначально слабыми, либо ослабевшими и скомпрометированными в процесе раздоров элит. "Кремль повсюду "обнулил игру", назначив врио, никак лично не связанных с предшественниками, не отягощенных грузом их ошибок. Электоральных и ресурсных оппозиционеров в этих регионах нет либо они выбрали выстраивать отношения с грядущими главами миролюбивыми методами", - подчеркивается в исследовании.

Схожее "обнуление" случилось и в Калининградской области и Удмуртии. Пост калининградского губернатора оказался свободным после перевода Николая Цуканова в полпреды, а удмуртский глава Александр Соколов лишился президентского доверия и был отставлен после обвинений в коррупции.

Отдельно специалисты ФоРГО выделяют Марий Эл, где "реальными оппонентами" экс-главы республики Леонида Маркелова много лет были Иван Казанков и его сын Сергей, контролирующие СПК "Звениговский и территориальное отделение КПРФ. С врио главы республики Александром Евстифеевым Казанковы "дословно сходу заключили пакт", в конце концов марийские коммунисты "не только не стали выдвигать своего кандидата, но и официально поддержали врио". Сергей Казанков же был номинирован Евстифеевым в Совет Федерации.

При этом, подчеркивается в докладе, КПРФ в Марий Эл воздержалась от повторного выдвижения Сергея Мамаева, который в две тысячи пятнадцатом году очень ясно выступил на выборах главы республики.

По суждению специалистов ФоРГО, в большинстве случаев и партии, и основательные политические инвесторы "усердствуют теперь не "пережимать" из-за близости президентских выборов". "Никому не известно, какая политическая конфигурация (в том числе кадровая) сформируется на активной стадии кампании и, основное, после подведения ее результатов и инаугурации. В такой ситуации участие в территориальных кампаниях представляется избыточным и даже опасным, самым положительным видится "встать на паузу", - подчеркивается в докладе.

 Где была допустима соперничество

В оставшихся пяти регионах во время кампании проявились соперники. В Бурятии основным соперником врио главы республики Алексея Цыденова считался член Совета Федерации, фаворит бурятских коммунистов, прежний начальник бурятского ОМОНа Вячеслав Мархаев. Он собирал подписи муниципальных депутатов самостоятельно, без помощи штаба врио главы республики, в последствии некоторое количество подписей оказались "задвоенными", то есть их авторы раньше подписались за иного кандидата. В то же время, подмечают специалисты ФоРГО, два малоизвестных кандидата в Бурятии "легко проскочили фильтр", в свою очередь Мархаев "уперся в шлагбаум". "Вопрос в том, что система фильтрации в ее текущем виде делает сходственные ситуации допустимыми и совершенно легальными", - передается в докладе.

В Свердловской области конкуренцию главе региона Евгению Куйвашеву пытался составить глава администрации города Екатеринбурга Евгений Ройзман. Куйвашев, по суждению авторов доклада, "не проявил интереса к "возрастанию легитимности" выборов и не стал помогать Ройзману со сбором подписей. В конце концов глава администрации города Екатеринбурга не сумел пройти "муниципальный фильтр", он даже не открыл особый избирательный счет для оплаты служб по сбору подписей.

Желающих "пошуметь" на выборах губернатора Севастополя нашлось много, но одни так и не были выдвинуты, а иные не сумели пройти "фильтр", указано в докладе. Так, к примеру, предприниматель и социальный деятель Олег Николаев собирался пойти на выборы от Партии роста, но был назначен директором Организации улучшения Севастополя. "Объективная Российская Федерация" не стала выдвигать фаворита своего территориального отделения Евгения Дубовика, управлявшего департаментом внутренней политики при губернаторе Сергее Меняйло, а "Родина" отказалась от выдвижения бывшего депутата Верховной Рады Владимира Колесниченко.

Из кандидатов, публично нелояльных врио главы города Дмитрию Овсянникову, зарегистрирован лишь коммунист Роман Кияшко, впрочем политологи ФоРГО не считают, что он серьезно претендует на губернаторство.

"Таким образом, в Бурятии, Свердловской области, Севастополе реализуются "референдумные" сценарии", - передается в докладе.

 Где есть конкурентный потенциал

"Некоторый конкурентный потенциал мы констатируем лишь в Карелии и Кировской области", - подмечают специалисты ФоРГО.

В Карелии основным оппонентом врио главы республики Артура Парфенчикова они считают представителя "Объективной Российской федерации" Ирину Петеляеву. "Она не может его побороть и даже вряд ли способна добиться второго тура. Впрочем при определенном раскладе ей абсолютно по силам "сбить" его итог до 55-53%, почему Парфенчиков скорее всего получит самый низкий итог из избирающихся/переизбирающихся врио", - объясняют авторы.

Петеляева, считают в ФоРГО, исключительная из кандидатов, помимо Парфенчикова, известна в Карелии.

В Кировской области особенно серьезными оппонентами врио главы области Игоря Васильева специалисты считают Сергея Мамаева (КПРФ) и Кирилла Черкасова (ЛДПР), причем Мамаев "опасен поменьше". Впрочем совместно Мамаев и Черкасов "скорее всего наберут больше", чем Петеляева в Карелии, предполагают специалисты ФоРГО.