belrynok.com Фонд развития гражданского общества предложил реформировать городской фильтр
"Конечно, бессмысленно опровергать, что во многих областях конкурентный потенциал кампаний сокращался целенаправленно, как посредством разных сделок (в рамках которых "нежелательные" претенденты номинировались в Совет Федерации и так далее), так и через манипуляции с муниципальным фильтром", - говорится в докладе фонда о выборах глав регионов в 2017 г.
Специалисты напомнили, что выборы глав регионов с 2012 года проходили в 67 субъектах РФ.
Также объясняются причины того, что с самого начала 2012-ого конкурентными стали только 10 кампаний из 71.
В докладе подчеркивается, что в подавляющем большинстве случаев в 2012 - 2016 годах выборы проходили по "референдумным" сценариям: их победители были известны заблаговременно, а борьбе ежели и велась, то за вторые места. В 2017-ом большинство кампаний также оказались "референдумными", - утверждают в ФоРГО.
Специалисты напоминают, что невзирая на то, что победивший кандидат известен заблаговременно, выборы не перестанут быть выборами.
"Конкурентность - это функция, но не квалифицирующий признак выборов, как и "референдумность", - подчеркивается в докладе".
Как отмечают авторы, мэр Екатеринбурга сам не ждал, что для него на теперешних выборах губернатора (состоятся 10 сентября) все окажется настолько плохо.
Городской фильтр был установлен законодательством в 2012, когда были возвращены прямые выборы глав регионов.
Таким образом, на актуальных на сегодняшний день губернаторских выборах, ежели сравнивать их с 1990-ми и началом 2000-х годов, конкуренции меньше. Выборы должны отражать настоящую политическую ситуацию в регионе. Специалисты склонны пояснять это существенными изменениями как институциональной среды, так и политических нравов. К числу причин, по которым борьба за кресло губернатора стала слабее, специалисты относят то, что привлекательность данной должности "снизилась для предпринимателей и политических рейдеров".
Наименее рискован кандидат от КПРФ Сергей Мамаев для врио губернатора Кировской области Игоря Васильева, считают специалисты. В иных регионах (например, Пермский край, Новгородская, Рязанская и Ярославская области) нет "электоральных и ресурсных оппозиционеров либо же они предпочли выстраивать отношения с будущими главами мирными способами". Специалисты ФоРГО напомнили в связи с этим о попытках выдвижения Евгения Ройзмана в Свердловской области и Вячеслава Мархаева в Бурятии, которые не смогли побороть городской фильтр. Конкурентный потенциал констатируется в 2-х регионах - в Карелии и Кировской области, где у претендентов от власти есть серьезные оппоненты.
В США, по его словам, 80% выборов глав регионов (штатов) проходят по референдумному сценарию. Специалисты Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) считают, что претенденты на пост руководителя региона от партий, предъявленных минимум в четверти муниципальных советов, должны освобождаться от прохождения так называемого муниципального фильтра.
При этом фильтр необходимо именно "реновировать", идею отмены данного механизма в ФоРГО не поддерживают, "поскольку требование надежно отсекать от выборов авантюристов, политических "рейдеров" никто не отменял". Кроме того, партии нужно стимулировать к выдвижению претендентов на местных выборах и к работе с муниципалитетами. А чтобы избежать попыток давления на муниципальных депутатов, "надо прописать в законе, что суммарное партийное представительство в муниципалитетах рассчитывается только на основе итогов последних выборов и последующие переходы и пр. во внимание не принимаются".