faxnews.ru Кремлевский фонд раскрыл степень конкурентности выборов
Специалисты Фонда развития гражданского обществе ФоРГО в своем докладе предложили смягчить муниципальный фильтр на выборах и оценили степень конкурентности прошедших и будущих выборов.
По мнению экспертов, кандидатам в губернаторы нужно запретить собирать больше подписей, чем нужно для прохождения муниципального фильтра. В документе говорится, что планку фильтра необходимо снизить, но ни в коем случе не отменять.
Доклад "Выборы глав регионов в 2017 году: сценарии кампаний и прогнозы" предлагает освободить от сбора подписей кандидатов в губернаторы от партий, которые представлены в четверти муниципальных округов региона. Но оставить процедуру сбора подписей муниципальных депутатов нужно, чтобы стимулировать партии выдвигать кандидатов на местных выборах.
Аналитики напоминают, что фильтр дает возможность для некоторых манипуляций (к примеру, в 2012 году в Новгородской области преодолеть его удалось только одной парламентской партии - ЛДПР). Напомним, ранее о необходимости менять практику муниципального фильтра говорила председатель ЦИКа Элла Памфилова, выступавшая в предложением снизить фильтр до 1-2%, разрешить муниципальным депутатам подписываться за нескольких кандидатов либо позволить вносить избирательный залог
Соответственно, в ФоРГО сделали вывод, что необходимо снизить его верхнюю планку. Причем применительно как к общему количеству муниципалов, которые должны подписаться в поддержку выдвижения кандидата, так и к количеству муниципалов второго уровня.
При этом нужно прямо запретить собирать и сдавать в комиссии подписи в количестве, большем, чем необходимо для регистрации (собранные, нонесданные подписи при этом должны "обнуляться"). Это снимет проблему манипуляций с "задвоенными" подписями и одновременно заставит кандидатов более тщательно подходить к работе со своими сторонниками в муниципалитетах и оформлению соответствующих документов, говорится в докладе.
Отмечается, что из 16 субъектов, где в сентябре пройдут выборы глав регионов, на грядущих выборах почвы для конкуренции нет, так как кандидаты слишком сильны или у них нет достаточно сильных оппозиционных кандидатов. В докладе ФоРГО при этом говорится, что выборы от этго не перестают быть выборами, но нужно стремиться к большей конкурентоспособности.
Данные доклада свидетельствуют о том, что только десять из прошедших в России за последние пять лет семидесяти губернаторских кампаний проходили по конкурентному сценарию, на выборах в этом году конкурентный потенциал наблюдается в двух регионах - Карелии и Кировской области.
При этом с 2012 года выборами глав регионов были охвачены 67 субъектов РФ, в четырех из них руководителей за этот период успели избрать дважды, напомнили эксперты. Конкурентными стали только каждые седьмые выборы.
По сути, отмечают эксперты, сегодня в тех же Удмуртии, Пермском крае, Новгородской, Рязанской, Ярославской и Калининградской областях слабых и скомпрометировавших себя предшественников заменили "варяги", а ярких оппозиционеров в этих регионах нет, поэтому новым назначенцам поражение в выборах не грозит.
Ранее в Бурятии достаточно сильному политику Мархаеву не удалось зарегистрироваться в качестве кандидата. В Свердловской области конкурентом врио губернатора Евгению Куйвашеву мог бы стать мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, но он не прошел муниципальный фильтр. А в Карелии и Кировской области против нынешних врио выступят сильные кандидаты (Ирина Петеляева от "Справедливой России" и Сергей Мамаев от КПРФ), способные набрать значительное количество голосов и оттянуть значительную часть электората.
Также в докладе говорится, что назначение в ряде регионов "врио, никак лично не связанных с предшественниками, не отягощенных грузом их ошибок", "обнулило игру". "Электоральных и ресурсных оппозиционеров в этих регионах нет или они предпочли выстраивать отношения с будущими главами мирными способами", - говорится в докладе.
В Севастополе по ряду причин любое избирательное действие проходит достаточно шумно, одни кандидаты "так и не были выдвинуты, а другие не смогли пройти фильтр". При этом из кандидатов, публично нелояльных действующему руководителю региона, зарегистрирован оказался лишь коммунист Роман Кияшко, однако, как считают в фонде "не похоже, чтобы он всерьез претендовал на губернаторство".
Аналитики ФоРГО в своей работе также отметили, что популярность партий мало менялась, начиная с 2012 года. По подсчетам фонда, первые четыре места в рейтинге ожидаемо заняли четыре парламентские партии ("Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия")
Следующие места занимают "Патриоты России", "Гражданская платформа", "Гражданская сила", Партия роста, РПР-ПАРНАС и партия "Честно". При эттом имеющая внушительную история патрия "Яблоко" в рейтинг вообще не попала. По мнению одного из авторов документа, главы ФоРГО Константина Костина, это означает, что "старым партиям нужно больше работать". Партии становятся заметными в зависимости от того, как они работают с вопросами, которые реально волнуют людей, считает эксперт.
Выводы, озвученные в докладе, гласят, что суть выбора заключается в принятии решения из нескольких разных вариантов. Но поливариантность в ходе выборов, как политического процесса, объективно несводима только к возможности проголосовать за того или иного кандидата. Выбор не перестает быть выбором от того, что один из вариантов решения заведомо более предпочтительный, выгодный, чем другой.
По большому счету, главная цель выборов - связать народ (конституционный источник власти) и непосредственных носителей либо претендентов на нее (в данном случае глав или врио). Эта связь называется демократической легитимностью. Авторы доклада напомнили, что в большинстве случаев и партии, и тем более серьезные политические инвесторы стараются сейчас не "пережимать" из-за близости президентских выборов.
Поэтому требование "реновации" фильтра рассчитано на необходимость надежно отсекать от выборов авантюристов и политических "рейдеров". А партиям нужно и дальше стимулировать к выдвижению кандидатов на местных выборах, к работе с муниципалитетами, подытожили авторы доклада.