СМИ об исследованиях

  |  29 августа, 2017   |   Читать на сайте издания

sevastopol.su «Местного происхождения» недостаточно: аналитики оценили губернаторскую кампанию в Севастополе

В Севастополе выборы губернатора идут по «референдумному» сценарию, когда победитель кампании заранее известен. У Дмитрия Овсянникова нет серьёзных оппонентов. При этом желающих пошуметь на выборах нашлось много, но одни не были выдвинуты, а другие – не прошли муниципальный фильтр.
 
Фонд развития гражданского общества, который считается близким к Кремлю, опубликовал доклад о сценариях и прогнозах на выборах российских губернаторов в 2017 году. По мнению его авторов, в Севастополе реализуется «референдумный» сценарий выборов высшего должностного лица региона: победитель известен заранее, а борьба если и ведётся, то лишь за вторые места (которые могут оказаться довольно ценными призами в перспективе других выборов – парламентских и прочих).
«Сам по себе сценарий избирательной кампании – конкурентный или референдумный – не может стать причиной поствыборных негативных последствий для губернатора. Негатив обеспечивают иные факторы, в том числе и разочарования избирателей в динамике социально–экономического развития региона.
 
В Севастополе отмечались завышенные ожидания от самой системы выборов. В действительности же система выборов не является единственным и достаточным условием для успешного развития региона. В качестве примера здесь можно привести главу Белгородской области, которого дважды назначали и четырежды избирали, при этом Белгородская область, независимо от того, как Евгений Савченко занимал свою должность, динамично развивалась и сегодня занимает шестое место в рейтинге качества жизни российских регионов», – отметила руководитель крымского отделения ФоРГО Наталья Киселёва.
 
Как писал ForPost, на выборы губернатора Севастополя, которые состоятся 10 сентября, кандидатами Севастопольской городской избирательной комиссией зарегистрированы пять человек: Роман Кияшко (КПРФ), Илья Журавлёв (ЛДПР), Дмитрий Овсянников («Единая Россия»), Иван Ермаков («Патриоты России») и Николай Кряжев (КПСС).
 
У каждого в «оппозиции» были свои интересы
 
Желающих поучаствовать в выборах нашлось много, но одних партии не выдвинули в кандидаты, а другим не удалось найти поддержку муниципальных депутатов, отметили в ФоРГО. Бизнесмен и общественный деятель Олег Николаев смог представить себя как потенциально главного конкурента Дмитрия Овсянникова, но, приняв предложение стать главой корпорации развития Севастополя, отказался от участия в предвыборной гонке. Бывший соратник Сергея Меняйло, Евгений Дубовик, не был выдвинут партией «Справедливая Россия», чьё севастопольское отделение он со скандалами возглавляет. А партия «Родина» не отправила на борьбу за губернаторское кресло Вадима Колесниченко.
 
«Последний, оставаясь «родинцем», пошёл было от партии «Великое Отечество». Одно только это исключало его регистрацию. Чистые листы сдал в горизбирком Виктор Резанов, номинированный партией «Народ против коррупции», про которого распускались слухи, что он «аффилирован» с силовыми структурами и командованием Черноморского флота.
 
Из кандидатов, публично нелояльных Дмитрию Овсянникову, зарегистрирован лишь коммунист Роман Кияшко. Не похоже, чтобы он всерьёз претендовал на губернаторство. К тому же… Роман Кияшко не обладает сколько–нибудь значимым политическим багажом… Сколько–нибудь содержательным прошлым обладает лишь Вадим Колесниченко. Хотя драки в Раде, которыми он в своё время прославился, вряд ли можно записывать в актив», – сказано в докладе ФоРГО.
 
Напомним, так называемая оппозиция в Севастополе, состоящая из представителей десятка региональных отделений партий, провела «народный праймериз», чтобы определить единого кандидата в губернаторы - соперника Дмитрию Овсянникову. По итогам проводившегося на улицах опроса конкретный победитель назван не был – после чего один из участников этого «голосования» Иван Ермаков сам пошёл на выборы, заручившись поддержкой партии «Патриоты России». А затем «оппозиция» назначила своим кандидатом Романа Кияшко, которого, правда, выдвинула местная ячейка КПРФ.
«Можно предполагать, что выдвижение единого кандидата от нескольких партий приведёт к суммированию электорального потенциала, но в действительности такого не происходит. Так и у Романа Кияшко. Его политический багаж слишком пёстрый, чтобы собрать электорат тех партий, которые его поддержали на выборах. Да и сумма голосов потенциальных избирателей этих партий меньше, чем поддержка правящей партии», – сказала ForPost руководитель крымского отделения ФоРГО Наталья Киселёва.
 
На вопрос, стало ли «объединение» десяти региональных партий вокруг Кияшко серьёзным политическим процессом в городе, политолог ответила, что у каждой партии - свои интересы.
 
«Единственное, что их объединяет, – это возможность пусть и косвенным образом (кроме КПРФ) принять участие в знаковой для Севастополя предвыборной кампании. Но так или иначе – в случае её успешности – политические дивиденды достанутся только КПРФ. Успешной же для коммунистов эта кампания станет, если Роман Кияшко займёт второе место с минимальным отрывом от победителя», – отметила Киселёва.
 
«Местного происхождения» недостаточно для выборов
 
В ФоРГО напомнили, что ещё в 2014 году прямые выборы губернатора в Севастополе решили не проводить. Первым главой города был назначен в заксобрании Сергей Меняйло – довольно скоро он вступил в конфликт с Алексеем Чалым, который, как один из лидеров «Русской весны», заслуженно пользуется большим авторитетом и известной политической автономией.
 
Чалый - в отличие от Меняйло, который в интервью Владимиру Познеру сказал, что выборы и демократия это разные вещи - настаивал на прямых выборах губернатора. В 2016 году было решено избирать главу города всенародно - за это выступил и врио губернатора Дмитрий Овсянников. Его поддержал Чалый – «что, естественно, вызвало активизацию разных «античаловских» деятелей, а их оказалось немало».
 
«Считается, что как минимум некоторые из них подпитываются из Симферополя, где так и не смирились с субъектовым статусом Севастополя. Дмитрий Овсянников начал попадать под огонь критики, даже ещё не успев ни с кем лично поссориться, просто за компанию с Алексеем Чалым», – отметили в Фонде развития гражданского общества.
 
Что касается будущих губернаторских кампаний в Севастополе, руководитель крымского филиала фонда Наталья Киселёва напомнила - их сценарий зависит от множества факторов и ресурсов, в том числе и от кадрового.
 
«А у нас – как в Республике Крым, так и в Севастополе – наблюдается определённый кадровый «голод». Многие нынешние кандидаты в губернаторы Севастополя вполне сознательно используют в предвыборной кампании своё «местное происхождение». Но этого ингредиента недостаточно ни чтобы победить, ни чтобы утолить этот «голод» и «накормить» избирателей не только в предвыборный, но и поствыборный период», – подчеркнула Киселёва.
«Прогнозы по сценариям последующих кампаний в Севастополе можно делать только на основании того, что в этом регионе конфликтный потенциал выше, чем, например, в соседнем Крыму, поэтому и вероятность конкурентного сценария выборов губернатора здесь выше, чем в РК, если бы в Республике Крым глава избирался также путём прямого волеизъявления», – подытожила политолог.