СМИ об исследованиях

  |  28 августа, 2017   |   Читать на сайте издания

Эксперты об агитации кандидатов в губернаторы: «вяло и бессодержательно»

Кандидаты в губернаторы Свердловской области уже две недели официально агитируют избирателей. В городах появились баннеры и плакаты кандидатов, в телеэфире идут дебаты, претенденты на губернаторское кресло встречаются с населением, кто-то для презентации своих идей активно использует соцсети. Эксперты разочарованы началом кампании: ни креатива, ни достижения цели. Наиболее удачным политологи признали старт агитации Евгения Куйвашева.
 
Основатель Bakster Group Дмитрий Гусев считает, что агитация населения на Среднем Урале проходит вяло. Эксперт ожидал больше изобретательности и обдуманности.
 
«Кто мешает кандидатам подойти к этому вопросу креативно? На данный момент, мне видится, что все их цели направлены на решение вневыборных задач. Как для уральца, эксперта, который всегда следил за тем, с каким профессионализмом проходили выборы главы Свердловской области, мне обидно видеть то, что происходит сейчас», - дает оценку Гусев.
 
Политолог Алексей Швайгерт тоже считает, что кампания идет не в полную силу, а созданные кандидатам образы направлены вовсе не на избирателя. Эксперт отмечает, что кандидаты недооценивают роль социальных сетей, по мнению Швайгерта, этот ресурс можно было использовать более активно и вместе с тем эффективно. Пренебрегают претенденты на кресло главы области и таким традиционным проверенным способом агитации как встречи с избирателями.
 
«Я считаю, что эти листовки, баннеры и т. д. - это «показуха». Массовый избиратель видит то, что определенные личности хотят ему показать. Словно кандидаты выполняют определенные роли. Одним словом, способы продвижения себя куда-то направлены, но точно не на реального избирателя. Что касается способов агитации, то наиболее эффективными являются медийные каналы: СМИ и соцсети. Неплохо себя показывают и устные разговоры с избирателями. Стоит отметить, что с соцсетями у нас никто не работает, как и никто не общается напрямую с народом, что, по-моему мнению, большой минус», - считает Швайгерт.
 
По мнению политологов, наиболее удачно на данном этапе ведет свою кампанию Евгений Куйвашев.
 
«Безусловно, удачнее всех начал кампанию врио губернатора Евгений Куйвашев. Событийно - визит Путина и успешный ИННОПРОМ, визуально - бигборды, которые раньше всех появились и массовее всех разместились», - аргументирует политолог Эдуард Коридоров.
 
Дмитрий Гусев также уверен, что кампания Куйвашева наиболее яркая и эффективная, потому что он не боится обсуждать спорные вопросы и прямо высказывает свое мнение.
 
В том, что самый заметный старт был у врио губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, уверен и руководитель уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин. Эксперт напоминает, что его программа «Пятилетка развития» была неоднократно представлена жителям области и дополнена во время предварительного голосования в различных территориях региона. 
 
Основными направлениями программы являются «Сохранение и развитие человеческого потенциала», «Развитие экономики региона», «Комфортная среда проживания», «Развитие малого и среднего бизнеса», «Развитие гражданского общества и местного самоуправления». При этом планируется увеличить продолжительность жизни жителей Свердловской области до 74 лет, перевести к 2021 году более 90 % учеников школ на обучение в первую смену и решить проблему очередей в поликлиниках.
 
«И сегодня, во время избирательного процесса, Куйвашев активно обсуждает ее с избирателями, актуализируя основные тезисы программы в контексте современной повестки дня – ИННОПРОМ, заявка Екатеринбурга на ЭКСПО-2015, строительство второй ветки метро, новые инвестиционные проекты и контракты, социальные программы поддержки различных слоев населения. Поскольку общая концепция развития области складывается из отдельных программ муниципалитетов, Куйвашев предложил разработать планы развития в территориях на местах и усилить над работой муниципалитетов. Экономическое благополучие будет базироваться на создании ТОРов – такие территории опережающего развития должны появиться в Краснотуринске, Серове, Качканаре, Красноуральске, Нижнем Тагиле и Асбесте», - отмечает удачные ходы Гагарин.
 
Однако программа «Пятилетка развития» не столь доступна избирателю, как могло бы быть. А на плакатах отсутствуют живые эмоции, что можно считать минусом для кандидата. Более живой и открытый образ, по мнению экспертов, позволит привлечь на свою сторону больше избирателей.
 
«У команды Куйвашева видятся два уязвимых момента в агитации: отсутствие яркой позитивной эмоции в агитсигнале и фактическое отсутствие - по крайней мере, в руках у избирателя - разрекламированной программы «Пятилетка развития», - говорит Коридоров.
 
По мнению Анатолия Гагарина, агитация Евгения Куйвашева выстроена в лаконичной манере, характеризующей человека, управляющего большим и сложным регионом.
 
«В развитии образа в деловом облике кандидата в ролике стали видны эмоции, заинтересованное отношение к зрителю. На дебатах кандидат показывает владение ситуацией, знание реалий современного состояния дел в области», - отмечает эксперт.
 
Политологи так же оценили доступность месседжа и лаконичность образа в официальных агитматериалах коммуниста Алексея Парфенова.
 
«Несмотря на провальный дебют на теледебатах, на второе место по качеству агитации я поставил бы Алексея Парфенова. Его щиты просты, образны и убедительны. Думаю, они не вызовут отторжения у электората КПРФ», - считает Эдуард Коридоров.
 
В неофициальных же агитках Парфенов предстает совсем в ином образе.
 
«Некоторые кандидаты пытаются показать себя избирателю с тех сторон, которые сами кандидаты считают выдающимися и привлекательными: Алексей Парфенов (КПРФ) изображает себя «своим в доску», буквально строгая рубанком доски (правда, не очень понятно, как это вяжется с его тезисом о подъеме уральской промышленности). При этом его пиарщики откровенно потешаются над всеми (и, похоже, над самим кандидатом), выкладывая в интернет ролики, снятые «на телефон» или, как говорят в таких случаях, сделанные «на коленке», в которых Парфенов выглядит совсем не внушительно, как бы ему хотелось, а скорее комично», - отмечает парадокс Анатолий Гагарин.
 
В целом, программа Парфенова – это, по сути, набор расхожих мифов «про Урал»: тут и охота, и природа, и мастеровые люди. При этом ответ на вопрос, поступивший в ходе дебатов, сколько стоит «Чусовской хлеб» Парфенов не знает, не говоря уже о том, сколько молока дает уральская корова.
 
Создатель онлайн-проекта gubernator66 Платон Маматов разделяет мнение Гагарина. Он тоже считает, что ролики Парфенова дают противоположный эффект. По мнению пиарщика, участники предвыборной гонки в целом неэффективно воспользовались соцсетями. В лучшем случае их странички со всей информацией на них не посещает никто, кроме откупленных мертвых душ, то есть ботов.
 
Дмитрий Ионин («Справедливая Россия») продолжает укреплять образ социального защитника, созданный ранее, ведет себя напористо и на дебатах, и в агитматериалах. Один только слоган «Дмитрий Ионин: губернатор с 10 сентября», без указания региона и года, цепляет взгляд, однако, по мнению экспертов,  такие заявления больше похож на троллинг.
 
Игорь Торощин вынужден преподносить себя, исходя из фирменного стиля ЛДПР, агитирует эмоционально, задиристо, «переходя на личности», при этом, не забывая рассказать о своих достижениях на посту депутата.
 
«Две эти задачи пока реализуются у него не очень органично. Все-таки, у жанра дебатов – особая драматургия. Игорь Торощин предлагает бороться с безработицей, а для восстановления сельского хозяйства - предоставлять семьям-фермерам кредиты под минимальный процент, бесплатно подключать их к коммуникациям и первое время освобождать от налогов», - считает Анатолий Гагарин.
 
Дмитрий Сергин (Российская партия пенсионеров за социальную справедливость) выбрал для себя слоган «Лучший пример уральского характера». На взгляд Алексея Швайгерта, плакаты и баннеры Дмитрия Сергина выстроены правильно - минимум нагроможденности, максимум нужной информации.
 
Вместе с этим, Эдуард Коридоров считает эксперимент Дмитрия Сергина с обыгрыванием в агитации собственной инвалидности рискованным экспериментом.
 
«На мой взгляд эксперимент не удался: одной "визуалки" для этого мало, нужны какие-то серьезные "губернаторские" события и мероприятия в поддержку тезиса о мужестве и деловом настрое кандидата. Пока же его упражнения смахивают на малообоснованную браваду по поводу победы над собственным недугом», - говорит политолог.
 
Константин Киселев (партия «Зеленых»), конечно, как профессиональный политолог и политтехнолог – самый подготовленный к дебатам кандидат. В агитации он делает ставку на агрессивную черно-красную гамму, усиленную багровыми сполохами в роликах, и предельно рациональным слоганом «Время умных решений», исключающим всякие эмоции.
 
«Прицел вполне понятный – это либеральная часть жителей Екатеринбурга, отсюда и тезисы о «сохранении пруда» и «сильном мэре». Киселев намерен заняться территориальным планированием в Свердловской области. Другой проект - это возрождение Уральского государственного университета имени Горького, поскольку, по мнению Киселева, объединение УрГУ и УГТУ-УПИ плодов не принесло. Также, полагает кандидат, есть необходимость возвращать филиалы крупных вузов в маленькие города. Для нишевой аудитории все эти тезисы близкие и родные, главное, чтобы эта часть избирателей пришла на избирательные участки», - полагает Гагарин.
 
В целом политологи не скрывают разочарования от агитации большинства кандидатов и ожидают, что оставшееся время и средства будут использованы кандидатами более эффективно.
 
«Особенность этой губернаторской кампании (как и предыдущей, госдумовской) - ее вялость и бессодержательность. Нет очень многого из обычного выборного арсенала. Во всем, что есть, и в том, что чего-то нет, чувствуется общий настрой кандидатов: «Как бы не нашуметь больше, чем надо», - резюмирует Эдуард Коридоров.