«Явка нужна всем». Повысится ли накал избирательной кампании в Калининградской области на пороге выборов
На минувшей неделе в регионе стартовала серия предвыборных дебатов. В плане избиркома значится 12 таких мероприятий. При этом на третьей неделе августа аналитики зафиксировали снижение интернет-активности кандидатов в губернаторы от оппозиции, и к настоящему времени не приходится говорить об увеличении упоминаемости в СМИ. Активность соперников врио губернатора можно отследить в основном по социальным сетям. О том, как и за что борются политические противники, – в материале «ФедералПресс».
Алиханов – главный ньюсмейкер
Аналитики Института стратегических коммуникаций и социальных проектов, как писал «ФедералПресс», констатировали возросшую интернет-активность врио губернатора Калининградской области Антона Алиханова с 14 по 20 августа. Впервые в рейтинге упоминаемости в различных интернет-ресурсах действующий глава янтарного края и фаворит предстоящих выборов оказался на втором месте по России. В то же время показатели его соперников – Игоря Ревина (КПРФ), Евгения Мишина (ЛДПР) и Екатерины Тимофеевой («Зеленые»), по сравнению с предыдущей неделей, ухудшились.
Взлет Алиханова в рейтинге эксперты связывают с рабочей поездкой президента Владимира Путина в Калининградскую область 16 августа. И этот визит, по мнению руководителя калининградского филиала Фонда развития гражданского общества Елены Воловой, отразился не только на частоте упоминаний в СМИ. «Приезд Владимира Путина скажется, в том числе, и на поддержке Антона Алиханова как кандидата в губернаторы со стороны населения, поскольку сложно не предположить, что перед выборами президент приехал, чтобы поддержать своего кандидата, которого он назначил на должность врио», – считает представитель ФоРГО в регионе.
Интернет-активность главы янтарного края была высокой и в предыдущие периоды. Так, в общероссийском рейтинге, составленном на основе анализа сетевой активности кандидатов в губернаторы за четыре недели – с 17 июля по 13 августа, Антон Алиханов занял седьмую строчку. В его активе за месяц набралось 1114 упоминаний на различных сайтах. У его соперников результаты гораздо скромнее: у Игоря Ревина – 95, у Евгения Мишина – 86, у Екатерины Тимофеевой – 69 упоминаний за месяц.
Третья неделя августа для кандидатов от оппозиции оказалась провальной в плане информационного освещения их кампаний. Так, если результат лидера предвыборной гонки к 20 августа, по сравнению с предыдущей неделей, улучшился более чем в два раза – с 227 упоминаний в СМИ до 543, то у его оппонентов показатели сетевой активности снизились в два – четыре раза. Лучший результат при этом у эколога Екатерины Тимофеевой: с 14 по 20 августа интернет-ресурсы упоминали ее 6 раз, показатель предыдущей недели – 14. У Ревина – 5 против 17, у Мишина – 4 и 16. Трое соперников врио губернатора не смогли использовать визит президента как информационный повод, чтобы повысить собственный рейтинг, констатировала Елена Волова: «Я не слышала, чтобы они, например, критиковали визит Путина. Наверное, если бы хотели, они могли бы высказаться на эту тему. Думаю, что сказать им особо нечего для того, чтобы пропиарить свое имя в связи приездом президента. Алиханов же этот визит использовал насколько возможно и сделал это достаточно грамотно».
Не пассивность, а экономия средств
Активность всех кандидатов, кроме Алиханова, в предвыборной гонке не была высокой изначально, подтверждает профессор института гуманитарных наук БФУ имени И. Канта, доктор социологических наук Владимир Кривошеев. «Действительно, эта активность снизилась. Я так понимаю, что после очень неудачных для кандидатов от оппозиции телевизионных дебатов представители трех партий, может быть, с помощью аналитиков, увидели, что популярность их ставленников не только не возросла, но и упала. Поэтому вкладывать дополнительные ресурсы в бесполезное дело они просто не захотели», – предположил политолог.
По его мнению, соперники фаворита избирательной кампании не смогли представить реальные технологии для достижения целей, которые они обозначили в своих программах. «Их позиция была бессодержательной. Я бы сказал, это были некие фантазии, пожелания», – отметил Владимир Кривошеев. Однако активность упала еще до начала дебатов, которые стартовали в регионе 21 августа.
Показателен тот факт, что персональный сайт кандидата Игоря Ревина, который действовал еще в первых числах августа, не работает уже несколько недель. Но предвыборную деятельность лидера коммунистов в регионе можно отследить в социальных сетях – на его персональной странице в Facebook и на публичной странице кандидата в «ВКонтакте». Здесь Игорь Ревин регулярно сообщает пользователям о встречах с избирателями и периодически публикует посты-выпады против Антона Алиханова. К примеру, 24 августа в своем фейсбуке коммунист сообщил о том, что руководство Калининградской железной дороги отказало ему в проведении встречи с коллективом, сославшись на особую специфику деятельности предприятия. «Встреча с Алихановым, информация о которой имеется на предвыборном сайте Алиханов2017, никак не помешала этой специфике. Эффективная до безобразия и абсурдная по содержанию схема: тандем врио Алиханова и кандидата Алиханова», – написал Ревин. А на следующий день он призвал своих сторонников бороться с незаконным размещением агитационных плакатов в пользу «всем известного кандидата из столицы».
Борьба за второе место
Предвыборная тактика Ревина вполне понятна, однако, как считают политологи, основной соперник коммуниста – вовсе не глава региона. «Оппозиция может бороться только за второе место, но никак не за первое, – уверена Елена Волова. – Избирательная кампания, безусловно, неконкурентна. Да, по сути, есть четыре кандидата, но ближайший конкурент Алиханова, это Игорь Ревин, очень далеко от фаворита гонки. Его кампания активна, хоть и мало освещается в СМИ, но он по муниципалитетам ездит, встречается с избирателями».
За второе место, по мнению экспертов, с Ревиным может побороться кандидат от ЛДПР Евгений Мишин. На старте предвыборной гонки делались предположения, что он может перетянуть часть электората лидера коммунистов на себя. Координатор местного отделения либерал-демократов тоже предпочитает информировать о ходе своей избирательной кампании через соцсети. Персональный сайт кандидата от ЛППР, хоть и работает, но в календаре событий последняя активная дата – 1 августа. При этом на странице Мишина в Facebook публикуются в основном позитивные посты, демонстрирующие поддержку кандидата, самой партии и ее лидера Владимира Жириновского. Акцент нередко делается на поддержке со стороны подрастающего поколения.
«В Зеленоградске, к зданию, в котором у меня планировалась встреча с жителями, подъехал мальчик на велосипеде и уточнил у представителя «Молодежь ЛДПР», здесь ли будет проводиться встреча избирателей с кандидатом в губернаторы Мишиным? Ребята подтвердили информацию, и мальчик занял место в первом ряду, – написал Евгений Мишин 26 августа, уточнив, что мальчику 11 лет. – Он без стеснения возмущался, почему же не выигрывает ЛДПР, ведь мама, папа и бабушка с дедушкой традиционно голосуют за нашу партию. Я успокоил его, сказав, что нам не хватает только его голоса и, когда он станет старше, у нас обязательно все получится».
Эксперты предполагали, что 32-летний Евгений Мишин сможет составить некоторую конкуренцию 30-летнему Антону Алиханову в борьбе за голоса молодежи, и этот же молодежный козырь может сыграть против Игоря Ревина. По мнению Владимира Кривошеева, на молодых избирателей надежды мало. «Молодежь не относится к наиболее продвинутой части электората, она голосует ногами – то есть не ходит на выборы. Поэтому то, что Мишин пытается мобилизовать молодежь, вряд ли вызовет заметный эффект. Да, есть молодежное крыло ЛДПР, его представители провели несколько мероприятий. Но на выборы 10 сентября придет в основном старшее и среднее поколение», – считает политолог.
Последняя неделя будет жаркой
И эколог Екатерина Тимофеева наибольшую активность проявляет в своем фейсбуке. Ее страница наполнена сообщениями об экологических проблемах жителей региона и различными фактами об окружающей среде страны и мира. Персональный сайт кандидата от партии «Зеленые» не содержит новостей о встречах с избирателями, не предложена здесь и программа претендентки на пост губернатора. По оценкам политологов, участие Тимофеевой в предвыборной гонке – это, скорее, пиар выдвинувшей ее партии, нежели политические амбиции самой кандидатки.
На данном этапе, как считают опрошенные «ФедералПресс» эксперты, больше шансов занять второе место на выборах имеет Игорь Ревин. «Насколько я знаю, в региональном отделении компартии не в восторге от фигуры Ревина – на последней партийной конференции возникали коллизии и споры вокруг этой кандидатуры. Но, тем не менее, КПРФ – достаточно организованная сила. Коммунисты мобилизуют свой электорат, у них есть и областная организация Комсомола, пусть и незначительная. Я думаю, Ревин выйдет на второе место, но отрыв от Алиханова будет огромный», – озвучил свой прогноз Владимир Кривошеев.
Что касается активности избирательной кампании, то, по мнению Владимира Кривошеева, она увеличится на последней неделе перед выборами: «До 10 сентября времени осталось совсем немного, и, я думаю, активность должна возрастать. Особенно, после 1 сентября, когда время отпусков закончится и все, кто имеет детей, будут уже в области».
Елена Волова также ожидает повышения накала политической борьбы непосредственно перед голосованием. Большую активность будут проявлять, по ее мнению, не только кандидаты от оппозиции, но и фаворит этих выборов. Кампания Антона Алиханова строится на его деятельности врио губернатора, особых выборных проектов людям не предложено, отметила руководитель калининградского филиала ФоРГО. Кандидат от партии «Единая Россия» ведет себя чуть более активно, чем если бы он не участвовал в выборах, считает эксперт. Стоящая сейчас перед ним задача – заручиться поддержкой как можно большего числа жителей региона – потребует дополнительных усилий.
«Избирателей начнут активно агитировать ближе к 10 сентября, потому что явка нужна всем. Особенно фавориту гонки, потому что чем больше придет людей, тем выше будет у него процент. В ситуации, в которой сейчас находится Антон Алиханов, когда кампания носит референдумный характер, он должен победить с достойным процентом – и явки, и поддержки. Думаю, последняя неделя будет особенно активна с точки зрения призыва прийти на избирательные участки. Будут какие-то акции, начиная со спортивно-семейных, заканчивая выступлением различных коллективов на избирательных участках, будут призывать родителей показать пример детям. В этой кампании будет больший акцент именно на явку, чем на демонстрацию преимуществ кандидата, поскольку проблема явки является основной, но, думаю, ее решат», – заключила Елена Волова.