«Властям удобно проводить тихие и незаметные выборы»
Муниципальные выборы в Москве в этом году проходят по особому сценарию. Столичные власти должны, по сути, подготовить для своих коллег из других регионов страны пособие о технологии проведения «правильной кампании», «тихих и незаметных выборов». Президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов разложил идущую кампанию в Москве, что называется, «по полочкам»:
«Есть два возможных подхода к проведению муниципальных выборов в Москве, у каждого из которых есть свои преимущества: первый – образцовая правильная кампания, второй – использование выборов для отработки качества системы управления рисками.
Первый подход сегодня реализуется. Образцовая кампания важна для формирования правящей коалиции 2018 года. Она в целом симметрична довольно высокому уровню пассивности москвичей – им тесно быть жителям своей территории: они жители Москвы, они жители России, они жители мира. Всем им тесно.
Кампания не содержит рисков для власти, потому что два ключевых выплеска протестной активности (антикоррупционные митинги и протест против реновации. – Прим. ред.) не привели к серьезному повышению мобилизации. Кроме того, муниципальные выборы не были значимы ни для Алексея Навального, ни для борцов с реновацией. Технически наступила некоторая пауза, пассивность, апатия. Властям удобно проводить тихие и незаметные выборы.
В чем риски? Для политической системы перед президентскими выборами был бы полезен выплеск пара. Но диагностировать – накапливается пар или нет – не получается. Не происходит полноценного тест-драйва политической системы в Москве.
Вызовы, с которыми властям придется иметь дело, – это, во-первых, дефицит узнаваемости действующих муниципальных депутатов и кандидатов. Во-вторых, преодоление стереотипа о низкой ценности приза. В-третьих, дефицит спроса среди кандидатов на места в муниципальных собраниях: нет активности. То есть дефицит спроса на мандаты и дефицит интереса избирателей: выборы никому не интересны. Однако серьезных вызовов нет.
Выборы пока не в повестке дня, они мало кого интересуют. Признаков того, что за месяц что-то изменится, не видно. Это значит, что тест-драйва системы управления рисками не произойдет».