mskgazeta.ru Московские муниципальные выборы: воспоминания о будущем
Муниципальные выборы, предстоящие в Москве в Единый день голосования 10 сентября, обещают стать самыми массовыми, но не по числу пришедших на избирательные участки (здесь-то как раз ожидается низкая явка в 10-15 процентов, ибо дачи, шашлыки и т.д.), а по количеству зарегистрированных кандидатов.
О причинах прогнозируемой экспертами низкой явки поговорим чуть позже, а пока оборотимся к кандидатам.
Итак, 10 сентября за 1500 мандатов в 124 муниципальных округах (кроме Щукино, где выборы уже прошли в 2016 году) могут побороться более 7600 уже зарегистрированных кандидатов, а всего выдвинули кандидатуры более 8300 человек). Это означает, что за одно депутатское кресло будут биться, как минимум, пять потенциальных слуг народа районного уровня.
Чемпионом стала "Единая Россия", выдвинувшая 1477 кандидатов. На втором месте - КПРФ (1333 кандидата), а замыкает первую тройку ЛДПР с 964 кандидатами. Дальше идут "Яблоко" (705), "Справедливая Россия" (530), "Родина" (235) и ПАРНАС (51). Плюс объединение внесистемной оппозиции во главе с бывшим депутатом Государственной Думы Дмитрием Гудковым, которое обещает поддержать 1018 кандидатов, в числе которых могут оказаться и сугубые "яблочники", и представители карликовых оппозиционных партий и движений, и самовыдвиженцы.
Добавим к этому "Московскую школу политического консалтинга" политтехнолога Андрея Богданова, обучившую, по его словам около 3 тыс. кандидатов всего спектра парламентских и непарламентских партий. По оценкам политтехнолога, 1800 из них подали документы на регистрацию и около 800 - было зарегистрировано.
Андрей Богданов отказался от первоначальной идеи выдвигать прошедших обучение от "Блока народных партий", и поэтому они были зарегистрированы, как в качестве самовыдвиженцев, так и от других политических партий.
По данным "Фонда развития гражданского общества" (ФоРГО), самыми конкурентными округами станут ЦАО, ЮЗАО, САО и СВАО. Послабее конкуренция ожидается в СЗАО, ВАО, ЗАО и Зеленоградском округе, а в ЮВАО, ЮАО и Троицком округе ожидается самая низкая конкуренция.
Действующие муниципальные депутаты, по прогнозам экспертов, активнее всего в Ивановском и Марьино, где за переизбрание поборются по 14 действующих депутатов, а также в Тимирязевском, Пресненском, Печатниках, Коньково, Люблино и Троицке (по 12 действующих депутатов). Высокая конкуренция ожидается также в Крылатском. Некрасовке, Зюзино и Красносельском муниципальных округах.
Разумеется, самые большие шансы на победу имеют уже знакомые местным избирателям муниципальные депутаты партии, имеющие своих представителей в Госдуме и Мосгордуме, погруженные в московские проблемы и давно работающие на городском и районном уровнях.
Нынешние муниципальные выборы во многом отличаются от прошлых, и, прежде всего, тем, что они станут своего рода "репетицией" перед выборами мэра Москвы в 2018 году. Ни для кого не секрет: партии, имеющие больше своих муниципальных депутатов, имеют и лучшие шансы на мэрских выборах, поскольку наличие "своих" муниципалов позволит легко преодолеть муниципальный барьер при сборе подписей за кандидата в мэры. Напомним, что кандидат в мэры должен собрать не менее 110 подписей муниципалов, а учитывая немалое количество желающих порулить Первопрестольной, муниципальных депутатов может на всех и не хватить. Будет или не будет снижен ныне действующий муниципальный фильтр на выборах мэра, или его вовсе отменят - это еще вилами по воде писано, так что пока партии стараются провести в муниципальные советы как можно больше своих представителей, чтобы получить лучшие стартовые бонусы в мэрской избирательной кампании.
По прогнозам экспертов, команда мэра Собянина постарается сделать эти выборы образцово-показательными: прозрачными, конкурентными, не допустят использования пресловутого административного ресурса и даже обеспечат всем кандидатам равные условия во время избирательной кампании. Вместе с тем, перед московской властью стоит негласная задача - провести в муниципалитеты как можно больше представителей "Единой России", а потому и "игры в демократию" в отдельных случаях вполне могут смениться жестким административным давлением, ибо терять доверие президента и становиться "стрелочником" из-за проваленных единороссами выборов тоже никому не хочется.
Впрочем, эксперты единодушно предрекают "Единой России" сокрушительную победу, поскольку это самая организованная и сплоченная партия, да и народ к ней привык, ибо народ вообще предпочитает не помешанных на толерантности "шалтай-болтаев", а "железную руку", или, на худой конец, "руководящую и направляющую силу".
Остается только согласиться с экспертами в том, что до 80 процентов кандидатов от "ЕР" имеют самые высокие шансы на избрание и переизбрание в муниципалитеты.
Единственное, что может реально поставить подножку кандидатам-единороссам - наличие в отдельных районах локальных, но острых "болячек", вину за которые местное население традиционно валит на центральную власть, а значит, и на "партию власти". Но это будут, скорее, единичные "несчастные" случаи, а вообще выборы обещают стать для "Единой России" удачными, благо парламентские партии особо биться с единороссами не станут, ибо им и так хорошо, а непарламентские - не смогут, ибо слабы они и разрознены.
Главным фактором успеха на предстоящих муниципальных выборах, как, впрочем, и на любых других выборах, эксперты называют консолидацию и мобилизацию электората. Это будет иметь особое значение в условиях традиционно невысокого интереса избирателей к муниципальным выборам. Объясняется этот низкий интерес достаточно просто: строгая централизация при еще более строгой "вертикали власти" не предполагает особой самостоятельности низовых властных структур, и, по большому счету, все зависит от Кремля, Белого дома (нашего, который в Москве - прим.авт.), или, на худой конец, от обитателей краснокирпичного особняка на Тверской.13. Там, где вопросы переселения из валящихся бараков, ремонта дорог и выплаты зарплат решаются на "Прямой линии" с президентом при личном участии последнего, законодательная и представительная власть всех уровней воспринимаются населением в качестве обслуги власти исполнительной. Проще говоря, главный у нас в стране пока - Назначаемый Чиновник, а не Избираемый Депутат. И если народ еще как-то интересуется выборами в Госдуму, то выборы в городскую Думу вызывают совсем небольшой спортивный интерес. а о выборах в муниципальные органы власти многие и не слышали.
Это не есть хорошо, но это факт.
И все же - муниципальные выборы обещают быть острыми. Потому что, как мы уже заметили, партиям и движениям выгодно иметь как можно больше своих муниципальных депутатов, чтобы через год, на выборах мэра, иметь "железные" 110 депутатских подписей и не споткнуться о муниципальный барьер.
Острота муниципальной избирательной кампании напрямую будет зависеть и от способности оппозиции собрать эти самые депутатские подписи сейчас, и борьба за подписи началась уже сегодня. А она, эта борьба, способна вусмерть рассорить ближайших соратников, и, напротив, временно сплотить ярых врагов.
КПРФ традиционно входит в тройку победителей практически всех выборов, и вряд ли ситуация изменится на предстоящих муниципальных выборах, поскольку у "зюганистов" есть свой постоянный и весьма активно голосующий электорат. Правда, здесь есть свои подводные камни, а один из самых неприятных "камней" называется "Коммунисты России". И товарищ Зюганов совсем не случайно намекает на партии-спойлеры, пользующиеся похожим названием и отбирающие у КПРФ "законные" голоса. Скажем, в свое время партия под названием "КПСС" ("Коммунистическая партия социальной справедливости") оттяпала у КПРФ на региональных выборах более 3 процентов голосов только за счет до боли знакомой старшему поколению аббревиатуры.
Но судя по началу предстоящей избирательной кампании гораздо более острые противоречия существует между КПРФ и "Коммунистами России".
Классическим примером этой борьбы можно считать отношения между представителями этих партий в Саратове. В свое время местный функционер КПРФ Александр Гришанцов расплевался с однопартийцами и перебежал в "Коммунистам России". С тех пор между двумя региональными отделениями этих партий пробежала уже не кошка, а целая пантера. Началась борьба не на жизнь, а на смерть, причем своего апогея эта борьба достигает во время избирательных кампаний. В начале августа саратовская КПРФ обвинила саратовских "Коммунистов России" в нарушении избирательного законодательства. Потом в том же самом саратовских соратников Зюганова обвинили саратовские "Коммунисты России". При этом и те, и другие коммунисты не скрывали, что намерены снять друг друга с выборов. Чтобы, значит, потом забрать себе "бесхозные" голоса...
Похожая история вполне может случиться и на московских муниципальных выборах. Впрочем, похожая история уже случилась: на четверг 10 августа назначено заседание Лефортовского райсуда Москвы по иску кандидата от КПРФ Павла Тарасова к кандидату от "Коммунистов России" Алексею Вакулко и четырем его товарищам. По утверждению Тарасова, все они зарегистрированы незаконно, а посему надо аннулировать решение избиркома об их регистрации в качестве кандидатов в муниципальные депутаты в Лефортово. Что там решит суд, неизвестно, но факт остается фактом: коммунисты дерутся за электорат, поскольку и избиратель у них, можно сказать, общий.
КПРФ может осложнить выборы и то, что коммунисты были в числе активных противников московской программы реновации, и их активисты немало попугали народ жуткими картинами "переселения в гетто", и прочими страшилками. Кто-то поверил, проголосовал против реновации, а потом обнаружил, что реновация не так страшна, как ее малевали коммунисты. Впрочем, то же самое москвичи могут припомнить и внесистемной оппозиции, потратившей немало сил на антиреновационную пропаганду.
Наконец, внутри КПРФ тоже не все гладко, и верным "зюганистам" вряд ли добавят популярности перманентные истории то с товарищем Рашкиным, вдруг примкнувшим к господину Навальному, то с товарищем Клычковым, не отказывающемся от поддержки все того же господина Навального. А такие неприятные истории вполне могут повлиять и на расклад голосов на муниципальных выборах.
Но все коммунистические разборки меркнут перед разборками внутри внесистемной оппозиции.
Среди генеральных проблем "внесистемщиков" - низкая мотивация их электората.
"Если в 2013 году электорат мог протестно мобилизоваться, то сейчас он не очень понимает, зачем это нужно", - цитирует РИА Новости знающего человека, президента Фонда "Центр политических исследований" Игоря Бунина, - "Этот электорат голосовал за Навального на выборах мэра, а сейчас он даже не знает, каковы полномочия муниципальных депутатов, и что реально они могут сделать".
Да и время для муниципальных выборов выбрано не самое удачное с точки зрения "наполняемости" избирательных участков. Остается лишь согласиться с Игорем Буниным, предрекшим, что "в борьбе между избирательными и дачными участками победят последние", и народ отправится на дачи убирать картошку, кушать шашлыки и пить, к примеру, коньяки.
Но самое главное, что обеспечит реальную остроту предстоящим выборам - сможет ли внесистемная оппозиция консолидироваться и подойти к выборам хотя бы относительно единой силой.
"Сегодня оппозиция больше напоминает партизанский отряд времен гражданской войны", - говорит президент коммуникационного холдинга "Минченко консалтинг" Евгений Минченко, - "Им будет очень трудно противостоять такой организованной силе, как "Единая Россия". Следует учесть конкуренцию оппозиционеров друг с другом, хотя им нужен был бы единый список. Но все эти "партизаны" не объединены какой-то базовой идентификацией, и у них не сформировалась коалиция".
То есть, все как всегда: "партия власти" едина и организована, "внесистемщики" переживают разброд и шатания, конечно, когда не дерутся друг с другом.
Примером тому может послужить свежайшая история, приключившаяся с Дмитрием Гудковым. По данным Telegram-канала GogoKremlin, буквально за месяц до выборов Гудков умудрился поссориться с лидером "Яблока" Григорием Явлинским. Роль пробежавшей между ними черной кошки сыграл оппозиционер с "вратарской" фамилией Яшин.
"В Красносельском районе мы поддержим команду Яшина", - поведал Гудков в Сети, - "Кто бы что ни говорил".
Узнав, что Гудков поддерживает Яшина, а Яшин - Гудкова, отец-основатель "Яблока" Явлинский зело осерчал.
Выходит, что "яблочники" возмущены конструкцией "Гудков-Яшин", и "яблочники" эту конструкцию поддерживать не будут. Зреет серьезный конфликт.
Словом, опять поссорились, опять передрались, и опять пойдут на выборы особнячком друг от друга. А это означает, что и нынешние выборы могут оказаться не такими острыми и интересными избирателю, как хотелось бы.
Впрочем, все течет, все меняется, и, возможно, мы все-таки станем свидетелями настоящей борьбы, которая выявит лучших из лучших, и наполнит муниципальную власть в столичных районах умными, честными и работящими людьми, которые будут обслуживать не партийные интересы, и не впадут в анабиоз до мэрских выборов 2018 года, а начнут, наконец, трудиться на благо Москвы и москвичей.