СМИ об исследованиях

  |  25 августа, 2016   |   Читать на сайте издания

ФоРГО представил новое исследование: статистика и прогнозы партий на победу

Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) выпустил доклад «Выборы-2016: основные итоги предэлекторального этапа и его влияние на результаты избирательной кампании». Эксперты всесторонне проанализировали идущие выборы, оценили ход кампании, начиная с периода подбора и выдвижения кандидатов и заканчивая их медиаактивностью. По ряду позиций специалисты уже назвали выборы-2016 уникальными. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Доклад «Выборы-2016: основные итоги предэлекторального этапа и его влияние на результаты избирательной кампании» ФоРГО представил менее чем за месяц до дня голосования. Эксперты выделили несколько факторов уникальности этих выборов. Во-первых, это более широкий спектр партий, принимающих участие в выборах, чем пять лет назад. Во-вторых, «встраивание в политический курс президента Владимира Путина партий – участников электорального процесса, что связано с беспрецедентным уровнем поддержи главы государства со стороны населения». Третья уникальная черта этой кампании – проведение выборов осенью, а не зимой, как это было раньше, и повышение политической конкуренции за счет либерализации законодательства.

Эксперты анализировали деятельность политических партий, участвующих в выборах, начиная с марта этого года вплоть до начала активной агитационной кампании. Этот период назван «этапом предэлекторальных процедур». Авторы доклада остановились на четырех основных формах активности партий: подбор и выдвижение кандидатов; формирование предвыборных программ; организационная активность в форме съездов; деятельность в информационном поле и социальных сетях.

Авторы исследования пришли к выводу, что политические предпочтения 80 % россиян отражают четыре партии, которые сейчас входят в состав Госдумы: «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ. За оставшиеся 20 % голосов избирателей, вероятно, и развернется борьба на выборах среди остальных партий.

Согласно прогнозам экспертов ФоРГО, «Единая Россия» остается безоговорочным лидером этой гонки – с учетом «списочников» и одномандатников партия может получить 70 % мест в новом созыве Госдумы. За второе место традиционно будут бороться коммунисты, причем как по спискам, так и в одномандатных округах, при этом не исключается, что ЛДПР «может обойти по итогам выборов КПРФ по партийному списку». В отличие от них, кандидатам от «Справедливой России» придется бороться за то, чтобы просто остаться в нижней палате парламента – занять четвертое место. Что касается остальных партий, то шансов преодолеть пятипроцентный барьер нет больше ни у кого.

Оценка предвыборных программ политических партий была проведена по нескольким категориям: уровню реалистичности, уровню системности, уровню антипопулизма и уровню электоральной привлекательности. Вполне ожидаемо наивысший балл получила «Единая Россия»: ее программу эксперты оценили в 19 баллов: по трем из четырех пунктов документ получил пять баллов, и только уровень электоральной привлекательности эксперты оценили в четыре балла.

Коммунисты получили за свою программу 15 баллов: они уверенные хорошисты, подкачал только уровень антипопулизма – по этому показателю КПРФ получила тройку. Либерал-демократы и эсеры, а также «Родина» заработали от экспертов по 12 баллов. Сразу шесть партий получили за свои программы по 11 баллов: Партия роста, «Яблоко», «Гражданская платформа», Российская партия пенсионеров за справедливость, «Гражданская сила» и «Патриоты России». Худшей признана программа «Парнаса» – ее эксперты оценили в семь баллов: по всем пунктам были выставлены двойки, а уровень электоральной привлекательности и вовсе оценен на единицу.

Партийные съезды, на которых прошло выдвижение кандидатов, по мнению экспертов, ничем особенным не отличились. Съезд «Единой России» отметился лишь выступлением на нем президента Владимира Путина, который фактически заявил о поддержке партии на выборах. Коммунисты с гордостью рассказывали о своих прошлогодних успехах на региональных выборах. Съезд либерал-демократов вообще стал простой формальностью без каких-то ярких особенностей. «Справедливая Россия» отличилась лишь тем, что провела своей съезд в два этапа. «Яблочники», растянувшие съезд на три дня, запомнились выступлениями своих выдвиженцев, которые «стали механизмом самопрезентации ведущих лиц партии».

Авторы доклада оценили также активность политических партий в СМИ. Анализировалось присутствие в медийном поле, исходя из таких критериев, как роль партии в структуре сообщения – главная или второстепенная, тип и уровень СМИ – федеральный или региональный. Итоговым результатом анализа стал интегральный индекс медиаактивности.

Мониторинг показал, что в период с 1 апреля по 31 июля абсолютным лидером являлась «Единая Россия», набравшая более 1 млн баллов. С огромным отставанием от нее на втором месте расположилась КПРФ с 327 тысячами баллов, на третьем – ЛДПР с 196,5 тысячами баллов. Эсеры немного отстали от либерал-демократов: у них 190,8 тысячи баллов. Аналогично места распределились и в категориях «Ньюсмейкеры» (те, о ком больше всего пишут) и «Спикеры» (те, кого чаще всего цитируют).

Аналитики сделали выводы, что самой «региональной» партией стала «Единая Россия»: «в региональных СМИ было размещено почти в 3,5 раза больше сообщений о деятельности партии, чем в федеральных». Похожая ситуация отмечена и в отношении других партий, «причем наиболее «региональными», после «Единой России», стали левые «Родина», «Коммунисты России» и Российская партия пенсионеров за справедливость». В меньшей степени региональными можно назвать правые партии – «Яблоко» и Партию роста. Только одна партия, по сути, имеет сугубо федеральную направленность – это «Парнас».

Выборы все больше уходят в интернет, и нынешняя избирательная кампания – лучшее тому подтверждение. Аналитики ФоРГО выяснили, что большинство партий для своей агитации используют ресурсы информационных агентств и интернет-СМИ: Российская партия пенсионеров за справедливость, «Гражданская сила», «Коммунисты России», «Парнас», «Яблоко» и «Единая Россия». КПРФ предпочитает по старинке использовать для своей предвыборной агитации печатные СМИ. Аналогично поступают партии «Гражданская сила» и «Патриоты России». Телеканалы для своего продвижения используют чаще и больше ЛДПР, «Коммунисты России» и «Гражданская платформа», радиостанции – «Парнас», «Яблоко» и Партия роста. Активно партии стали использовать и социальные сети, прежде всего «ВКонтакте».

Эксперты определили наиболее резонансные темы. У «Единой России» это праймериз, у КПРФ – выдвижение депутата Госдумы Олега Смолина на пост уполномоченного по правам человека в России, а у ЛДПР – выдвижение на эту же должность сразу трех кандидатов. Для «Справедливой России» самой резонансной темой стало избрание эсера Татьяны Москальковой омбудсменом. «Яблоко» запомнилось заявлениями о незаконности крымского референдума о присоединении к России». «Парнас» заявил о себе лишь после срыва партийных праймериз и распада демократической коалиции. Партия роста запомнилась переговорами с мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом о включении его в федеральную часть партсписка на выборах в Госдуму.

Правда, не все партии избрали верную тактику. Например, если у «Единой России» создана «самая упорядоченная система подачи информации – единый дизайн и контент, который появляется одновременно на всех площадках», что ведет к росту посещаемости, то у партии «Патриоты России» самые низкие показатели среди подписчиков, так как никакой работы по своему представлению в социальных сетях партия не проводит.

Эксперты считают, что «восстановление смешанной избирательной системы обеспечит рост представительства максимального числа социальных и территориальных страт населения в федеральном парламенте, усилит связь депутатского корпуса с регионами и станет дополнительной гарантией защиты социальных прав граждан».