СМИ об исследованиях

  |  29 марта, 2016   |   Читать на сайте издания

Калужская область: насколько кризис ударил по лидеру

Афонина:
 
- Приветствуем наших радиослушателей в Москве и не только в Москве. Потому что программа «Губернатор» в первую очередь для тех, кто интересуется жизнью в различных регионах нашей страны. Мы – Анастасия Бондарева , и я, Елена Афонина , доказываем, что Россия это не только Москва, но и все остальные, в первую очередь это все многообразие регионов с их радостями и проблемами. И вот именно поэтому каждая наша программа «Губернатор» посвящена отдельно взятому региону. Сегодня мы отправляемся в Калужскую область . Но будут вопросы, которые мы хотим с вами обсудить вне зависимости от того, в каком городе, в каком регионе, в каком крае нашей страны вы проживаете. Такие общие темы, которые также обсуждаются в рамках программы «Губернатор».
 
Ну а Калужская область чем интересна, чем примечательна? Глава региона - Анатолий Дмитриевич Артамонов . Есть такой рейтинг эффективности губернаторов, он бывает ежегодный, бывает, каждый месяц подводят определенные итоги. Вот в этом рейтинге Анатолий Дмитриевич на какой позиции у нас?
 
Бондарева:
 
- Лена, тут, наверное, мы можем поздравить жителей области с эффективным губернатором. Потому что когда подводили этот итоговый рейтинг за 15-й год, то он на втором месте, и сохраняет по-прежнему свои позиции. Февральский рейтинг, который был опубликован Фондом развития гражданского общества, - позиции сохраняются те же. В регионе тоже есть свои и проблемы, и успехи. Мы подготовили небольшую справку, что же в регионе сейчас происходит.
 
Афонина:
 
- Давайте поближе познакомимся с Калужской областью.
 
«Кризисный 2015 год не прошел незаметно для крепкой и лидирующей по многим позициям в России Калужской области. Эксперты отмечают сильное падение в промышленном производстве - более чем на 8%, вызванное кризисом мощного бюджетообразующего автомобильного кластера. Судя по всему, именно этим можно объяснить рост напряженности на рынке труда. По данным центра занятости, в этом году уже 126 предприятий Калуги подали уведомления об увольнении сотрудников. 18 организаций работают в режиме неполной занятости. Между тем, несмотря на кризис, в 2015 году в Калужской области открылось 9 новых предприятий, среди которых 4 фармацевтических. Производство этой продукции в регионе выросло. Увеличилось производство молока, стройматериалов и, что важно, выросла рождаемость. На свет появилось почти 13 тысяч детей. Это рекордный показатель для региона за последние 26 лет».
 
Бондарева:
 
- Накануне эфира мне удалось связаться с Владимиром Климановым, директором института реформирования общественных финансов, доктором экономических наук , и поподробнее поговорить об этих цифрах, что мы услышали.
 
«- Владимир Викторович, попросим вас как эксперта оценить экономическое положение Калужской области. Мы знаем, что регион по многим показателям в лидерах, но, как понимаем, по отдельным сферам кризис ударил по Калужской области больше, чем по другим регионам, может быть, более слабым. Так ли это?
 
- Действительно, Калужская область в условиях нынешнего кризиса оказалась в непростой ситуации. Это связано с той причиной, что из-за высокого курса доллара резко снизились доходы потенциальных потребителей продукции, производимой на территории Калужской области, прежде всего автомобилестроения. И в этой связи падение производства в Калужской области оказалось достаточно высоким. В этой связи область, которая была нацелена на такое стремительное инновационное развитие в последние годы, действительно оказалась в сложной ситуации. С падением производства, очевидно, снижаются и объемы доходов бюджета, денежные доходы населения. И все это не может не вызывать озабоченности. Тем более нужно понимать, что Калужская область долгие годы была своего рода флагманом, на который предполагалось ориентироваться другим субъектам Федерации в части диверсификации производства, поиска новых инновационных отраслей экономики, создании инновационных типов производств. Поскольку и в Калужской области, например, создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа, область ориентировалась на привлечение именно иностранных инвестиций, привлечение высококвалифицированных кадров. Сейчас это поставлено под удар экономического кризиса и, без сомнения, нужно искать решения по благоприятному исходу сложившейся ситуации.
 
- Скажите, насколько эти трудности можно назвать критическими для экономики региона? Как мы понимаем, есть и другие направления, которые достаточно неплохо у них развиты, и кризис на них не так сильно сказался. Может быть, как-то за счет этого удается маневрировать?
 
- В Калужской области нет природных ресурсов и конъюнктурно зависимых товаров. В этой связи экономика представлялась вполне диверсифицированной. Поскольку помимо автомобилестроения, ставшего флагманом отрасли, здесь сохраняла свою роль и оборонка, и активно развивалась пищевая промышленность, появилась электротехника в новых форматах, в том числе с иностранными инвестициями. Здесь по-прежнему активно развиваются отрасли сельского хозяйства. Поэтому с точки зрения экономики в целом, без сомнения, область должна быть устойчивой и в будущем.
 
- По поводу рейтинга губернатора хотели бы спросить. Анатолий Артамонов, несмотря на трудности, занимает достаточно высокие позиции. Мы смотрим последний, февральский, рейтинг Фонда развития гражданского общества. Он там на второй позиции, причем на два пункта улучшил по сравнению с предыдущим рейтингом. На ваш взгляд, чем это объясняется, несмотря на такие сложности?
 
- Мне кажется, объяснения высокого рейтинга губернатора Артамонова вполне очевидны. Все-таки все формальные показатели работы с внешними контрагентами в виде инвесторов, федеральных органов власти достаточно высоки, так же как и ситуация в области пока находится не в каком-то негативном положении, которое свойственно другим регионам. Все-таки единовременное такое пока падение производства еще не полностью отразилось на состояние социально-экономическое в области в настоящее время. Поэтому рейтинги, построенные на предшествующих показателях, отражают вполне реальную картину».
 
Афонина:
 
- Директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук Владимир Климанов нам более подробно объяснил те цифры, с которыми мы вас познакомили несколько минут назад.
 
Сегодня в центре нашего внимания Калужская область. Конечно, есть радости в регионе, есть проблемы. Я сразу хочу ответить на вопрос одной из наших радиослушательниц. Она прислала свой вопрос на WhatsApp: «Если не секрет, на каком месте губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров?» Если учесть, что у нас больше 80 регионов, то оказаться на 44-45-й позиции, наверное, не так уж и плохо. Именно там губернатор Ставропольского края находится.
 
Бондарева:
 
- Причем он серьезно прибавил по пунктам.
 
Афонина:
 
- А мы возвращаемся в Калужскую область. Уже были озвучены цифры, которые касаются уровня безработицы. Давай еще раз напомним, какие проблемы в Калужской области именно по этой статье.
 
Бондарева:
 
- Напомню, что 126 предприятий, как заявляли в центре занятости Калуги, подали списки о сокращении сотрудников. Речь идет о тысяче с небольшим человек. А всего под угрозой увольнения остаются 5233 человека. Цифры серьезные, напряженная обстановка, это и власти региона признают. Мы попросили прокомментировать ситуацию подробнее Александра Макарова (это начальник отдела мониторинга и регулирования рынка труда Министерства труда и социальной защиты Калужской области), почему такая ситуация сложилась, и что же делается чиновниками.
 
Макаров:
 
- Официальный статус безработного в течение 2015 года получили 9 тысяч жителей области. Общая численность жителей нашего региона, имевших статус безработного, 12,4 тыс. человек, что на 11% выше значения 2014 года, но в 1,8 раза меньше, чем в кризисном 2009 году. В настоящее время уровень регистрируемой безработицы 0,8%. И это четвертый показатель среди 18 регионов Центрального федерального округа.
 
Что касается режимов неполного рабочего времени, простоев, то главная причина их введения это недостаточная загрузка производства заказами, отсутствие в полном объеме сбыта продукции. Предприятия вынуждены оптимизировать свою структуру. Наиболее тревожная ситуация по высвобождениям складывается на Калужском заводе телеграфной аппаратуры. Предполагается высвободить 140 человек. Незанятое население может рассчитывать на получение новой профессии, повышение квалификации, участие в программах временного трудоустройства, ярмарках вакансий учебных и рабочих мест.
 
Областная база вакансий содержит в настоящее время информацию о более чем 7,5 тысячах свободных рабочих мест.
 
Афонина:
 
- Мы услышали комментарий начальника отдела мониторинга и регулирования рынка труда Министерства труда и социальной защиты Калужской области Александра Макарова. Я думаю, что когда речь идет о безработице, конечно, нужно в первую очередь обращать внимание на то, что делают власти для того, чтобы как можно больше поддерживать предприятия малого и среднего бизнеса. Потому что именно в них видят какое-то решение этой проблемы, в индивидуальных предпринимателях, самозанятости. Кстати, я посмотрела, что в прошлом году из областного бюджета для поддержки малого и среднего бизнеса было направлено 132 млн. рублей. Около 500 миллионов привлечено из федерального бюджета, 150 миллионов рублей – из Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. По объему полученных средств данного фонда Калужский регион среди субъектов России занимает 9-е место.
 
Бондарева:
 
- Я добавлю еще, что губернатор говорил о том, что именно в 2016 году они тоже будут делать ставку на развитие малого и среднего бизнеса, и налоговые каникулы вводятся для начинающих предпринимателей, кто только открылся.
 
Афонина:
 
- Да, но есть и то, что как раз мешает малому и среднему бизнесу. И здесь, мне кажется, проблема уже не только Калужской области, это такая общероссийская проблема. Речь идет об увеличении и повышении земельного налога.
 
Бондарева:
 
- Да, как раз к нам на почту пришло сообщение от жителей города Обнинска (это город в Калужской области). И они жалуются на увеличение очень серьезное земельного налога по итогам прошлого года. И высказывают свои опасения предприниматели, которые говорят, что в такой сложный период такой резкий рост просто может погубить их бизнес.
 
Афонина:
 
- Кстати, я говорила о том, что это не только проблема Калужской области. Дело в том, что переоценка кадастровой стоимости земли проходит практически во всех регионах нашей страны, эта процедура сейчас довольно болезненная. Судя по тому, что говорят, в частности, общественники, и те, кто внимательно сейчас анализируют ситуацию, связанную с кадастровой стоимости земли, переоценкой этой кадастровой стоимости, они говорят о том, что действительно массовая переоценка кадастровой стоимости земли выросла чуть ли не в десятки и сотни раз. Такова реальность, к сожалению. Ну и, разумеется, что предприниматели это почувствовали на себе, поскольку для них налог на землю является одним из основных источников расходов.
 
С нами на связи Геннадий Евгеньевич Ананьев, заместитель главы администрации по экономическому развитию города Обнинска . Геннадий Евгеньевич, болезненная тема, конечно. Но, насколько я понимаю, сейчас без этой переоценки кадастровой стоимости земли ни один регион, увы, обойтись не может. То есть это обязательная процедура?
 
Ананьев:
 
- Да. Как вы знаете, это регламентировано законодательством, и на основании закона об оценочной деятельности были предусмотрены пересмотры кадастровой стоимости, то есть установление новой кадастровой стоимости.
 
Афонина:
 
- А почему предприниматели негодуют? Им кажется, что завышенная оценка произошла. И как все-таки объяснить людям или как помочь им, если они не согласны, добиться, может быть, на их взгляд, более справедливой оценки?
 
Ананьев:
 
- Естественно, это неоднозначно. Потому что были разные категории земельных участков под теми объектами, которые они занимают. К примеру, объекты торговли. Предприниматели, которые платили в год ……, стали платить в год 173 тысячи рублей. Естественно, либо неправильно была проведена оценка этих участков, либо еще по каким-то обстоятельствам неправильное использование данных участков. Было приведено все в соответствие.
 
Бондарева:
 
- То есть вы хотите сказать, что в каждом конкретном случае люди должны обращаться, если они не согласны?
 
Ананьев:
 
- Конечно. Чтобы получить какие-либо разъяснения. В принципе хотел бы отметить, что действия администрация, конечно же, регламентированы чем? Что это ставка налога. Допустим, если брать основную категорию предпринимателей (общепит, торговля, обслуживание бытовое, автосервисы), то ставка налога была снижена. Ранее она была 1,45, стала 1. То есть мы со своей стороны рассмотрели снижение ставок. Притом, что кадастровая стоимость земли разная – у кого-то повысилась, у кого-то понизилась.
 
Бондарева:
 
- Скажите, насколько сильно это отражается на простых жителях? Наверное, речь идет и о садовых участках в том числе.
 
Ананьев:
 
- То, что касается, допустим, садоводства, огородничества, дачных участков, гаражей, тоже некоторое увеличение стоимости земельных участков произошло. Ставки налога не изменились. Если, допустим, брать по гаражам, то стоимость налога фактически осталась той же.
 
Афонина:
 
- Мы хотели бы обсудить еще одну тему. Это инициатива главы Калужской области Анатолия Артамонова, который решил ввести персональную ответственность за все свои решения кадровые. А также поговорим о том, как в Калужской области стараются возродить те предприятия, которые по тем или иным причинам прекратили свое существование.
 
Настя, мы обещали рассказать о том, как в регионе собираются возрождать предприятия, некогда составлявшие славу региона. И вот как раз об одном из них мы сейчас более подробно и напомним.
 
Знаменитый ликеро-водочный завод «Кристалл» всегда был брендом Калужской области и приносил немало денег в региональный бюджет. Продукция завода была известна далеко за пределами области и даже за границей. На предприятии по особому заказу делали брендовые российские водочные марки «Столичная», «Московская», «Рябина на коньяке» и другие. Оригинальные бутылки посылали на экспорт в Европу и США. Ну а в 2010 году «Кристалл» обанкротился. И вот уже 5 лет производство стоит. Оборудование завода распродано, новые собственники сдают корпуса в аренду. Но, возможно, совсем скоро «Кристалл» снова заработает. Калужские власти задумали вернуть к жизни утраченное предприятие. Губернатор области Анатолий Артамонов дал поручение министрам оценить возможность возрождения водочного производства и заняться поиском инвесторов, готовых вложиться в этот проект.
 
Афонина:
 
- Ну а как оценивает возрождение завода «Кристалл» руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз ? С этим вопросом мы к нему и обратились.
 
Дробиз:
 
- Первое. Могу только приветствовать. По одной простой причине. Весь период последних, наверное, лет 50 этот завод был номер один, это флагман российской водочной отрасли. Достаточно напомнить тем, кто обладает слабой памятью, в 97-98-м году завод «Кристалл» был налогоплательщиком номер один города Москвы. Последние пару лет завод, к сожалению, вынесли за черту Москвы, в Московскую область переместили, осталось только название. Но там вроде бы провели реконструкцию, и пусть даже на новом месте, но этот завод должен быть вечен, на рынке по крайней мере, на алкогольном, на водочном рынке, как символ, как атрибут какой-то преемственности поколений по крайней мере.
 
У завода достаточно большие планы, там интересное руководство, по крайней мере коммерческое, назначено. Я надеюсь, что на самом деле завод займет вновь достойное место в секторе российской водочной продукции.
 
Афонина:
 
- Как заявляет губернатор Калужской области, не одним «Кристаллом» дело ограничится. Речь пойдет и о возрождении других весьма значимых для региона предприятий. Наверное, речь идет скорее о продуктах питания. По-моему, там и о майонезе говорили, еще о каких-то продуктах.
 
Бондарева:
 
- В том числе это тоже производили на заводе. Но сейчас у них готовится программа, как нам рассказали в администрации губернатора, именно по возрождению утраченных производств. Посмотрим, что из этого выйдет. Отмечу, что уже заходила речь о возрождении этого предприятия два года назад, но наступивший кризис внес свои коррективы. Но, возможно, сейчас что-то удастся достичь.
 
Афонина:
 
- Здесь мы переходим к той теме, которую хотели бы с вами обсудить. Насколько должна быть велика ответственность, персональная, индивидуальная ответственность, главы региона за решения его подчиненных. О чем идет речь? Губернатор Калужской области на одном из совещаний объявил о новом порядке трудоустройства на вакансии калужских чиновников.
 
Бондарева:
 
- Да, действительно, это было в конце года. Губернатор Анатолий Артамонов заявил, что без его личной визы теперь людей запрещено принимать на работу, неважно, какого уровня этот чиновник – начальник, министр или рядовой сотрудник. То есть только с его письменного разрешения можно это делать.
 
Афонина:
 
- Хороший вопрос. Должен ли начальник такого уровня, как губернатор, обязательно своей личной подписью визировать все такие решения, которые зачастую проходят в обычном рабочем порядке. Господин Артамонов решил, что да, это обязательно нужно делать. Поддерживаете ли вы Анатолия Дмитриевича? Или, может быть, считаете, что губернатор и не должен за всех отвечать?
 
Сергей, здравствуйте.
 
- Здравствуйте. Я из Владимира. Я слушаю про калужского губернатора. Я всегда знал, что Калуга – такая передовая область в отличие от Владимирской, которая постоянно упускает инвесторов. То «Фольксваген», то «Мерседес» уходит от нас в Калугу. Я думаю, насколько уникальный человек. Если это, конечно, не просто бравада какая-то или для красивого словца, если он сможет все это совмещать и с основной работой, какие-то такие дела выполнять, наверное, уникальный какой-то товарищ.
 
Афонина:
 
- То есть вы поддерживаете эту персональную ответственность губернатора?
 
Сергей:
 
- Я завидую Калуге, что у них такой губернатор. Нам бы такого.
 
Афонина:
 
- Спасибо. Обращаюсь к нашим радиослушателям. Вы, пожалуйста, о проблемах своего региона рассказывайте нам, на почту отправляйте все те проблемные вопросы, которые вы хотели бы, чтобы мы озвучили в нашем эфире. Еще раз напомню, каждую программу мы посвящаем одному отдельно взятому региону. И даже если мы, допустим, в каком-то регионе были, но видим, что по вашим обращениям у нас накапливается информация еще на одну программу, мы можем к региону вернуться, даже, может быть, в обход каких-то других областей нашей страны.
 
А пока давайте вернемся к инициативе губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, который сказал, что без его личной подписи ни один человек не должен быть принят на работу. Как вы относитесь к этой инициативе? Олег, здравствуйте.
 
- Здравствуйте.
 
Афонина:
 
- Как вам инициатива Анатолия Артамонова?
 
Олег:
 
- Отвратительная.
 
Афонина:
 
- Почему?
 
Олег:
 
- Очень тяжело…
 
Афонина:
 
- Мы, к сожалению, не можем понять, что вы говорите – отвратительная телефонная связь. Но мы поняли, что вы не поддерживаете.
 
К сожалению, мы не успеваем принимать следующие телефонные звонки. Но ничего страшного, может быть, и другие губернаторы нас смогут порадовать подобными интересными инициативами. Всегда рады прокомментировать очередную из них. И, конечно, всегда рады слышать ваши голоса в нашем эфире или вашу информацию о том регионе, в котором вы проживаете.
 
В следующий понедельник мы собираемся отправиться в Еврейскую автономную область. Так что если вам что-то известно о проблемах этого региона или, может быть, о положительных моментах, пожалуйста, пишите на нашу почту. И мы с Настей обязательно отреагируем на ваши сообщения.