СМИ об исследованиях

  |  22 марта, 2016   |   Читать на сайте издания

https://antimaidan.ru: Игорь Шатров: Рейтинг эффективности губернаторов — термометр, измеряющий температуру в регионах

Глава Тюменской области Владимир Якушев возглавил 13-й рейтинг эффективности губернаторов Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), пишут «Известия». Таким образом, он отодвинул на вторую строчку бессменного фаворита — руководителя Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина. Смена лидера произошла всего во второй раз за всю историю существования рейтинга.
 
Как отмечают исследователи, первое место Якушева стало результатом нескольких факторов. Во-первых, Тюменская область демонстрирует устойчивость экономического положения, несмотря на сложную ситуацию в стране. Во-вторых, руководство смогло существенно снизить долговую нагрузку области, и теперь ее госдолг один из самых низких по России. Также сыграло роль активное участие региона в реализации политики импортозамещения в области машиностроения.
 
Как заявил секретарь Общественной палаты Тюменской области Геннадий Чеботарев, «последовательно на протяжении многих лет в регионе строится работа по диверсификации экономики, росту промышленного производства, привлечению инвестиций… И, конечно, (сыграла роль) стабильная политическая обстановка, которая позволяет развивать малый и средний бизнес».
 
При этом показатели социально-экономического модуля остались лучшими у Ямало-Ненецкого округа, сообщил глава ФоРГО Константин Костин.
 
«Но если мы будем учитывать все модули (всего их пять — кроме социально-экономического еще экспертный, медийный, социологический, а также уровень благосостояния), то незначительно показатели выше у Владимира Якушева», — подчеркнул он. 
Наибольший рост в первой группе губернаторов с очень высоким рейтингом показал руководитель Краснодарского края Вениамин Кондратьев и глава Башкирии Рустэм Хамитов, прибавившие в рейтинге по 3 позиции. Сильнее всех «упали» губернаторы Хабаровского края Вячеслав Шпорт и Магаданской области Владимир Печеный. Каждый из них потерял по 3 пункта из-за аффилированности.
 
Напомним, под домашним арестом находятся министр строительства Хабаровского края Андрей Скоморохов и зампред правительства Сергей Игнатович. Их подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями при распределении тендеров на строительные подряды. Что касается губернатора Магаданской области, здесь сыграло роль то, что к четырем годам тюрьмы был приговорен экс-начальник департамента строительства областной администрации Валерий Шоренко.
 
Во второй группе рейтинга самый высокий рост показали губернаторы Пензенской области Иван Белозерцев (+4 позиции) и Еврейской автономной области Александр Левинталь (+3). Первый смог подняться за счет эффективного решения проблем ЖКХ и обновления инфраструктуры, второй же активно вводил в строй новые промышленные предприятия горнорудной промышленности и также модернизировал социальную инфраструктуру. 
 
Улучшение позиций продемонстрировали в этой группе также главы Крыма, Чувашии, Ставропольского края и Липецкой области. Лидером же падения стал губернатор Новгородской области Сергей Митин, потерявший сразу 10 позиций из-за фактора аффилированности: первый замглавы администрации области Арнольд Шалмуев был приговорен к восьми годам и девяти месяцам лишения свободы из-за крупного хищения денежных средств, выделенных на ремонт дорог в регионе.
 
Из-за инфраструктурных проблем и ситуации в области ЖКХ на две строчки упали губернаторы Приморского края, Оренбургской области, республики Саха и Мордовии.
 
В третьей группе губернаторов со средним рейтингом высокий рост показали руководители Ярославской и Астраханской областей Сергей Ястребов (+6 пунктов) и Александр Жилкин (+5). Возглавил группу глава республики Алтай Александр Бердников.
 
Как пояснил Константин Костин, Ястребову удалось сохранить устойчивую ситуацию в экономике. Что касается Жилкина — на повышении его рейтинга сказались положительные оценки работы его администрации со стороны граждан.
 
Сильнее всего в группе упали главы Карелии Александр Худилайнен, опустившийся на последнее место в рейтинге (–4 позиции) и глава Коми Сергей Гапликов (–3).
 
Худилайнен получил выговор со стороны президента России за неудовлетворительную ситуацию с переселением граждан из аварийного жилья, а на рейтинге Гапликова сказались социально-экономические трудности, а также серия взрывов на шахте «Северная», приведших к гибели шахтеров и спасателей.
 
 
 
Игорь Шатров, политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии:
 
«Рейтинг эффективности губернаторов Фонда развития гражданского общества в последнее время стал более точно отражать реальную картину ситуации в регионах, потому что там появился социально-экономический модуль, и картина стала полной. До того времени, пока в первую очередь оценивались политические успехи губернаторов, позиции в рейтинге некоторых глав регионов иногда вызывали улыбку. Тем не менее, что касается лидеров и аутсайдеров, как правило, попадание было точным.
 
В данном случае, что касается смены лидера, я думаю, это чисто техническая корректировка — арифметический результат. Набор определенных критериев поставил Якушева чуть выше Кобылкина. На самом деле, мне кажется, ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе не ухудшилась. Просто по некоторым показателям Тюменская область сейчас чуть более преуспевает. Опять же, на эту корректировку, уверен, повлияло появление социально-экономического модуля в рейтинге эффективности.
 
Игорь Шатров: Смена лидера рейтинга эффективности губернаторов – чисто техническая корректировка 
 
Что касается отстающих губернаторов — появление там новых персонажей, в частности, главы Карелии, связано с последними событиями. Мы помним публичный выговор карельскому руководителю от президента. Понятно, что это не могло не повлиять на его позицию в рейтинге, и в результате мы видим такое снижение. Хотя, по большому счету, Худилайнен никогда не отличался большими успехами. Это говорит о сложной социально-экономической и политической ситуации в регионе.
 
Можно ли оценивать данный рейтинг как некий предвыборный элемент? Я думаю, что любой подобный список всегда имеет политическое значение. Он является неким термометром, который измеряет и политическую, и социально-экономическую температуру в регионах. Соответственно, на него в некотором смысле можно ориентироваться и губернаторам-аутсайдерам, и лидерам, и середнякам в плане того, в каком направлении активизировать работу, чтобы сохранить позиции, победить на выборах или добиться каких-то других достижений».