СМИ об исследованиях

  |  23 августа, 2013   |   Читать на сайте издания

Ярмарка тщеславия

Из значимости для страны предстоящих выборов давайте сразу отбросим «золотые горы», которые обещают избирателям, то есть подавляющему большинству населения.  Как жили до выборов, так и будем жить. Разве остался у нас хоть один человек в стране,  который верит предвыборным обещаниям?

Роста гражданской активности в результате выборов тоже не следует ожидать. Избирателей из выборной кампании, по большому счету, можно исключить – им отведена роль статистов. Ну, придут наиболее добросовестные и активные из нас на избирательные участки, бросят бюллетени в  урны или засунут их в пасть роботам – КОИБам. Ну и что? Думаете, это на что-либо повлияет? Никоим образом. Потому что результаты выборов  давным-давно просчитаны и предопределены. Все задолго до голосования куплено и продано, договорено и распределено. И нечего тут «прятать голову в песок», словно страусам, будто ничего этого нет. Есть, и все эти знают.

 Что за этими исключениями остается? Амбиции и интересы некоторой, сравнительно небольшой группы людей, которые по тем или иным причинам стремятся стать губернаторами, главами крупных городов или, на худой конец,  депутатами муниципальных представительских органов власти. Или интересы финансово-промышленных групп, которые их на эти места проталкивают. Кроме того, выборы нужны политтехнологам, пиарщикам, чиновникам, которые на них кормятся. Вот, собственно, и весь круг заинтересованных в проведении выборов наших сограждан.

Как известно, губернаторов будут выбирать  в восьми регионах - Московской, Магаданской и Владимирской областях, в Забайкальском и Хабаровском краях, в Республике Хакасия, Чукотском автономном округе, а также в Москве. По данным Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), возглавляемого экс-руководителем  управления внутренней политики администрации президента России Константином Костиным, в семи из них выборы пройдут по «референдумным» сценариям. «Референдумный» - значит безальтернативный, победитель таких выборов известен изначально. Чем это обусловлено? Тем, что в шести регионах (седьмой – Москва, и это особый случай) на подготовку к выборам у региональных властей был год. За это время они выстроили коалиции, мобилизовали ресурсы, устранили наиболее сильных конкурентов. 

Вот как это делается.  Весной нынешнего года президент РФ Владимир Путин назначил врио губернатора Владимирской области Светлану Орлову. За работу она взялась активно, но за четыре месяца не успела стать своей в области. На сентябрьских выборах из семи зарегистрированных кандидатов на этот пост ее вполне могли бы обойти два старожила – экс-губернатор Николай Виноградов и лидер регионального отделения «Справедливой России», весьма популярный в области политик Антон Беляков. Но!  Белякову пообещали пост сенатора в Совете Федерации и он сошел с  дистанции. Отказался от борьбы и Виноградов, решив баллотироваться  в областной парламент – опять же в расчете стать сенатором. Вот и все. Других серьезных соперников у Орловой нет,  победа на выборах ей обеспечена. А кто там будет за ней вторым или третьим – уже неважно.

В других регионах подготовка к выборам шла примерно по такому же сценарию, или  их лидеры настолько сильны и прочно сидят на своих местах, что серьезных соперников у них не оказалось. Исключением является лишь Москва, где действующий мэр Сергей Собянин принял решение идти на досрочные выборы лишь в июне. Но можно ли назвать выборы в столице действительно конкурентными?

Достойных конкурентов талантливому, опытному политику и хозяйственнику Сергею Собянину изначально не было, и нет.  Если бы в выборах принял участие экс-мэр Юрий Лужков, то он мог бы стать перспективным соперником Собянину, но Лужков,(вероятно, в целях самосохранения)  окончательно ушел из политики и занялся пчелами.  Поэтому решение Сергея Собянина  идти на выборы можно рассматривать как его чисто человеческое желание потешить свое тщеславие – вот, мол, не успел  я и год проработать главой города, а москвичи уже меня полюбили и готовы отдать за меня свои голоса. Некую интригу в московские выборы внесло участие в них молодого опального блогера Алексея Навального. Но это участие без намерения победить, что прекрасно понимает и сам Навальный. Последний его шаг – заявление в суд с просьбой снять Собянина с выборов по надуманному и смешному формальному поводу, и вовсе подмочило репутацию блогера, переведя его в ряд сутяжников.  Реальных причин, побудивших его идти на выборы, две. Первая – возможность пересмотра уголовного дела, которое против него возбуждено. Вторая – то же тщеславие. Выйдя на пенсию и нянча внуков, он будет рассказывать им, как однажды «чуть не стал мэром Москвы».

Пожалуй, нынешние выборы можно назвать настоящей ярмаркой тщеславия. Что побудило бывшего депутата  Госдумы, бывшего «эсера» Геннадия Гудкова баллотироваться на пост губернатора Московской области, как не тщеславие?  Политические принципы? Но пройти муниципальный  фильтр ему помогли не бывшие товарищи по партии «Справедливая Россия» или «яблочники», а «Единая Россия». Какие уж тут принципы. И он  знает, что против  врио губернатора Андрея Воробьева, политика с десятилетним парламентским стажем, пользующегося поддержкой и Владимира Путина, и Сергея Шойгу, ему не устоять.  Но зато как приятно для слуха словосочетание «кандидат в губернаторы Московской области», как это завораживающее действует на партнеров по бизнесу, друзей и знакомых.

«Губернаторские выборы образца 2013 года не войдут в учебники истории как выборы, которые сломали бюрократическо-хозяйственную машину партии «Единая Россия», «закатавшую в асфальт» всех конкурентов, - говорит эксперт «РР» Владимир Кравцов. - Партийная машинка еще поездит по России-матушке пару лет, но объявления о ее продаже вот-вот появятся на популярных сайтах. Очевидно, что для партии власти эти губернаторские выборы без активного участия оппозиции последние. По мере становления и развития гражданского общества в России будет меняться и ситуация с выборами всех уровней исполнительной и законодательной власти».

Конкурентные выборы, считают политологи, возможны только в Забайкальском крае.  Там действительно сложилась очень непростая ситуация. Президент Владимир Путин в феврале назначил врио губернатора края эсера Константина Ильковского (в последнее время Кремль проводит смелые кадровые эксперименты, что стоит только назначение губернатором Смоленской области член ЛДПР Алексея Островского).  Ильковский жил и работал в Якутии, для забайкальцев он «варяг», таким и остался. В преддверии выборов он, по примеру владимирского губернатора Орловой, пытался найти общий язык с местной политической и бизнес-элитой. В частности, он заручился поддержкой «единороссов», которые не осмелились идти против кадровой политики Кремля, а также главного федерального инспектора по краю Баира Жамсуева – ему обещана должность сенатора в случае победы Ильковского. Но Ильковскому открыто противостоит экс-губернатор Равиль Гениатулин, пользующийся большим влиянием в регионе. А наиболее серьезный соперник на выборах -  коммунист Николай Мерзликин, последний первый секретарь Читинского обкома КПСС, генеральный директор ОАО «Забайкальская горная компания», депутат краевого Законодательного собрания.  У Мерзликина огромный авторитет в крае, и, главное, он не особенно оглядывается на Кремль. Так что выборы в Забайкалье могут быть действительно конкурентными, и не факт, что ставленник Кремля победит.

«Я уверен, что в знаковых регионах главами станут понятные люди, которые давно работают во власти и понимают, что это такое, - заявил «РР»  мэр г. Новоуральска Свердловской области Владимир Машков. -   Эти люди будут заниматься профессиональной работой фактически 24 часа в сутки и решать сложные проблемы. Губернатору могут позвонить в любой момент и поставить задачу, требующую немедленного решения. Просто так человек на этой должности не появится, потому что губернатор отвечает за благополучие миллионов людей».

Второй уровень сентябрьских выборов –  после губернаторского, –  избрание глав административных региональных центров. В этот раз они пройдут в Абакане, Великом Новгороде, Владивостоке, Вологде, Воронеже, Екатеринбурге. Петрозаводске и Хабаровске. По мнению ФоРГО,  безальтернативными, то есть «референдумными» выборы будут в шести из них – тамошним властям удалось успешно провести предвыборные зачистки конкурентов, и избрание ныне действующих глав предопределено. К примеру, как сообщает ФоРГО, петрозаводский глава Николай Левин, по мнению многих экспертов, выступает союзником влиятельного карельского политика и бизнесмена Девлетхана Алиханова. Из-за этого мэр находился в натянутых отношениях с назначенным в прошлом году главой республики Александром Худилайненом. И ожидалось, что последний попытается добиться выдвижения от «Единой Россией» более лояльной себе фигуры (называлось имя бывшего летчика Андрея Макаревича). Такой поворот, конечно, мог бы расширить пространство для конкуренции. Но в итоге глава республики признал, что лучшей кандидатуры чем Левин, нет. (В рамках достигнутых договоренностей первым заместителем мэра стал ставленник Худилайнена  Олег Дежуров.)

Конкурентными выборы глав региональных центров могут быть только в Воронеже и Екатеринбурге. В Воронеже после отставки в марте  мэра Сергея Колиуха, врио был назначен основатель мебельного холдинга «Ангстрем» Геннадий Чернушкин. Известно, что смена глав произошла по инициативе губернатора Алексея Гордеева, который хотел видеть во главе города лояльного себе человека. Изначально предполагалось, что Чернушкин победит на сентябрьских выборах при поддержке «единороссов». Но он не смог за несколько месяцев завоевать доверие горожан, нарастить рейтинг, который позволял бы считать его лидером предвыборной гонки. К тому же губернатор, ранее его поддерживавший, теперь в своем ставленнике разочаровался. Было принято решение отозвать Чернушкина и выдвинуть от «Единой России» заместителя губернатора Алексея Гусева, прежде никогда не занимавшегося политической деятельностью.  Соперники у него стильные – депутат областной думы Галина Кудрявцева («Альянс зеленых») и депутат гордумы  Константин Ашифин (КПРФ).  Так что предсказать результат голосования в таких условиях сложно.

Но наиболее интересной, несомненно, стала предвыборная борьба за пост главы Екатеринбурга, столицы Урала, привлекшая внимание всех политологов страны.  В начале кампании казалось, что все идет довольно гладко, несмотря на традиционное противостояние администраций области и города. Между ними было заключено некое соглашение – администрация города отзывает своего кандидата Александра Высокинского и соглашается на избрание мэром вице-губернатора Якова Силина. Взамен область прекращает давление на городскую администрацию.  Прочие кандидаты на этот пост – Александр Бурков («Справедливая Россия»), Андрей Альшевских  (КПРФ), Владимир Артюх («Партия пенсионеров») при таком раскладе всерьез рассчитывать на победу не могли.

Ситуацию буквально взорвало решение принять участие в выборах Евгения Ройзмана, поддержанного партией «Гражданская платформа»  миллиардера Михаила Прохорова. Кто такой Ройзман?  Сегодня он президент фонда «Город без наркотиков»,  бизнесмен – у него небольшое ювелирное дело, меценат – занимается восстановление древнего православного храма и реставрацией икон. В молодости отсидел несколько лет по уголовному делу.  Один раз избирался депутатом Госдумы РФ, но активного участия в политике никогда не принимал.  Большого административного и хозяйственного опыта у него нет. Но главное не деньги Прохорова, не меценатство, и даже не его борьба с наркоторговлей – главное то, что он невероятно популярен среди уральцев. В свои 50 с лишним лет он по-прежнему остается этаким широким, открытым для всех рубахой-парнем, всегда готовым прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается,  поделиться последним рублем,  принять и выслушать любого. Джинсы, красная футболка – его повседневная униформа. Он непререкаемый авторитет для молодежи, он свой среди них.

Долгое время Ройзман колебался, идти ему на выборы или нет. К решению принять участие в них его подтолкнула открытая война с губернатором области Евгением Куйвашевым. Куйвашев организовал настоящую травлю Ройзмана и его товарищей по работе в фонде «Город без наркотиков»,  фактически сделал невозможной эту работу, остановил реставрацию храма, инициировал уголовные дела против близких Ройзману людей. Может, и не лично сам, но, по утверждению Ройзмана, гонение на него было начато именно по указанию губернатора.

Победа Ройзмана на выборах главы Екатеринбурга  станет весьма болезненным ударом по имиджу губернатора Куйвашева. И, что еще больней, по его тщеславию, ведь губернатор-варяг уже почувствовал  себя полновластным хозяином региона. Вероятность такого развития событий весьма велика. В короткий срок, вступив в предвыборную гонку, Ройзман намного обошел в рейтингах своего основного конкурента и ставленника губернатора Якова Силина и продолжает набирать очки. Причем он не «покупает» агитаторов – на него работают сотни молодых волонтеров.

По слухам, Евгений Куйвашев не раз обращался в администрацию президента с просьбой дать разрешение на то, чтобы любыми путями снять Ройзмана с выборов. Но согласия так и не получил. И это еще один показатель того, что Кремль ныне готов идти на кадровые эксперименты. Во главе Екатеринбурга будет непредсказуемый Ройзман? Ну что же, за что боролись, на то и напоролись, сами расхлебывайте. Остается только дождаться, чем закончится эта необычная для российской действительности уральская коллизия.

Нынешние выборы, еще раз повторим – ярмарка тщеславия, борьба чиновничьих амбиций, интересов отдельных групп. Все же разговоры о том, победит оппозиция или не победит в том то регионе, таком то городе, – досужие и  попросту надоели. Какая у нас оппозиция, о чем вы, граждане? ЛДПР, что ли, оппозиция? Да она мать родную за копейки…  Или коммунисты? Эсеры? Да ладно, хотели бы – так давно бы уже объединились и стали реальной силой. А так, порознь, все эти «патриоты», «зеленые», «яблочники», «пенсионеры» и другие партии общим числом 54 только и способны на то, чтобы тявкать из подворотни. А слон (пардон, медведь, конечно же), как шел себе – так и идет, и всех под себя подминает. Может, и пропустят этих «подворотников» - по одному-два  - в представительские муниципальные органы, - для пестроты картины, но чтобы к реальной власти допустить – ни-ни.  А эти «болотные»…  Шикнули на них из Кремля, они и замолкли.

«Конфликт между представителями «оппозиции» и представителями «правящей партии» – это в большей степени игра политических амбиций, чем причина для кардинальных изменений политической структуры, - считает директор Института системных исследований и гуманитарных проектов, доктор философских наук Анатолий Гагарин   -Внутри оппозиции существует большой радикально-деструктивный блок, настроенный на совершенно несбыточные и в некоторой степени разрушительные тезисы, в которые сами оппозиционеры верят слабо. Однако они понимают, что часть эмоционально настроенной неуравновешенной публики необходимо консолидировать, что можно сделать с помощью иррациональных призывов к борьбе, например, с кровавым режимом. Эти лозунги есть не что иное, как попытка зомбирования части электората.

Другая, более вменяемая часть оппозиции настроена на реальные преобразования, но она настолько незначительна, что любой ее призыв к нормальному диалогу подавляет зомбирующая деструктивная оппозиция. До тех пор пока это соотношение сил внутри оппозиции не изменится в обратную сторону, никакого конструктивного диалога с жителями страны и властью не будет».

Еще резче в оценках сегодняшней российской оппозиции сопредседатель Екатеринбургского отделения ВРНС, Член Попечительского совета «Регионов России» Сергей Писарев. «Шансов на победу у оппозиции мало, - заявил он в комментарии «РР». - Но это связно в первую очередь не с административными фильтрами или давлением власти, а с тем, что сегодняшняя оппозиция в массе своей антипатриотична, настроена против России в целом и базируется на антиправославной платформе. Фамилии всех наших оппозиционеров на слуху. Все они являются представителями оранжевых движений, которые себя полностью дискредитировали и контрактами с заграницей, и отсутствием внятных предложений, и некрасивыми поступками, которые постепенно вскрываются. У оппозиции нет серьезных лидеров, хотя некоторых людей пытаются раскручивать с помощью средств и усилий местных либеральных СМИ и зарубежных властей. Пока это ни к чему не привело, поэтому у оппозиции шансов нет».

У Сергея Писарева своя точка зрения не только на оппозицию, но и вообще на действующую ныне в стране выборную систему. «Я думаю, что для большинства народов и стран выборная система на всех уровнях власти вообще неприемлема,  - сказал он. - Стоит вспомнить, сколько крови принесли демократические революции на Ближнем Востоке – сейчас там не хотелось бы находиться, ездить туда по делам и на отдых не рекомендуют. Разрушена экономика, разрушены города, убивают людей. Странная демократия.

Мне кажется, со временем в России выборы в большинстве случаев будут отменены как дискредитировавший себя способ формирования власти. Можно оставить их только там, где кандидатов все хорошо знают, например, в деревне. Можно оставить выборы Президента. Но при этом хорошо нужно понимать, что выборы – это бессмысленная и вредная дань нашим западным партнерам, которые нас не ценят, несмотря на все наши поклоны.

Президент должен назначать губернаторов, которые, в свою очередь, должны назначать мэров. Иначе выборы превратятся в цирк, как сейчас в Екатеринбурге. Среди кандидатов на пост мэра кого только нет. Вероятность 1 к 10, что главой города станет человек, который вообще не понимает, что такое городское управление».

С мнением нашего эксперта можно соглашаться или нет. Но несомненно одно, - то, что выборы в России в их нынешнем виде превращаются в фарс. Чем они отличаются от тех, что проводились в советские времена? Когда депутатов  в представительные органы власти избирали по разнарядке – столько то доярок, столько то рабочих, инженеров, ученых, учителей. А руководители областей и городов назначались также Кремлем или другими партийными органами и единогласно утверждались на собраниях партхозактивов различного уровня.  Сейчас выборная система стала более изощренней и завуалированной, но суть то одна – все предопределено заранее. Если это демократия, то какая то извращенная донельзя.

Впрочем, выборы, наверное, все же нам нужны. Но какие-то другие.

Наталья Вербицкая

Анатолий Скоробогатов